Конспект урока на тему «Молодецкие игры»

Конспект урока на тему «Молодецкие игры»

Цели (для ученика). Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы, знать языковые признаки деепричастного оборота.

Уметь правильно употреблять деепричастия и деепричастные обороты в речи, уметь орфографически правильно писать деепричастия.

Цели и задачи(для учителя): обобщить и систематизировать знания о деепричастии.

Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида, знать правило написания не с деепричастиями, опознавать деепричастный оборот. Уметь рассказывать о деепричастии, определяя особенности его образования, его постоянные признаки и синтаксическую роль.

Развивать умение оценивать результаты выполненных действий (рефлексия).

Развивать умение работать в группе, распределяя рабочее время и помогая товарищу. Формирование навыков самоконтроля, самодисциплины, самоанализа и самооценки. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к истории и традициям родного народа.

Ход урока.

1 Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, ведь

вместе нам решать задачи урока, а пословица гласит: «Берись

дружно- не будет грузно.»

Начался февраль- бокогрей.

Февраль на пегой(снег. дождь) кобыле землю объезжает, зиму привечает.

В этот день наши предки варили кашу особую, устраивали

игры молодецкие.





Вот и мы с вами удаль свою молодецкою покажем; знания о деепричастии проявим.

2. На Дону, масленицу встречая, хороводы водили. Вот и мы с вами поведем хоровод из деепричастий (выборочный диктант).
Итак, я читаю приметы дня, а вы выписываете
деепричастия, определяя их вид.

На Гурия мужик с телегой прощается, забравшись в сани. В Гурьев день зима с коня слезает, встает на ноги, кует седые морозы, стеля по рекам и озерам ледяные мосты, сыпля из одного рукава снег, а из другого — иней. Следом за матушкой- зимой бегут седые метели, над мужиком потешаясь, дуя бабам в уши, веля печи затапливать пожарче. (проверка по цепочке) Молодцы, опознавать деепричастия умеете.

  1. А проявите удаль молодецкую — умение анализировать и обобщать — в джигитовке.

Казаки в джигитовке высшее мастерство во владении конем и оружием показывали, а лучших атаманами выбирали. Атаманы-удальцы, просим к компьютерам, а друзья-товарищи работают, помогая друг другу.

На выполнение задания отводится 5 минут. (индивидуальная
и групповая работа).(тест на компьютере- индивидуально выполняют капитаны), у групп:

1.Составь слова, соответствующие схемам —а,—я, восв, ушись

Составь схему образования деепричастий.

2.Спиши пословицы, расставь знаки препинания, объясняя их постановку. Проведи морфемный одного деепричастия.

(Не)узнав горя (не )узна.. .шь радости. Сделав добро (не)кайся.

3.Спишите предложения, исправляя речевые ошибки.

Говоря твоими словами, он забавный. Возвращаясь домой, пошел дождь. Закрыв книгу герои надолго остаются в нашей памяти.

4.Докажите, что деепричастия скр…пя(зубами) и скр…пя(сердце) отличаются по значению, составу и написанию. Составьте и запишите с каждым предложение

5.Найди слово, которое в соответствии с ритмом стиха произносится не по правилу. Запиши это слово с правильным ударением. Выпиши и затранскрибируй деепричастия, расставив ударения.

Летит через огненный поезд, Забыв про безмолвие гор,

Где осень , сгибая свой пояс, Колосья собрала в подол.

Е . Баратынский

Назови часть слова, указывающую грамматические признаки деепричастия.


  1. Группы отвечают на вопрос , поставленный в задании. Компьютер выдает оценку капитанам.

Любы ли, друзья, нам атаманы? С такими атаманами не

придется нам тужить.

5. У нас с вами от дружеской поддержки тепло, а на дворе погода размокропогодилась. Давайте с вами зиме поможем, дождь перестучим да снега пригоним.(Один хлопок- «дождик», два-«ветер>>.)

6.Земля донская славна не только атаманами. Красоту и

щедрость земли Тихого Дона воспевали многие поэты и

художники. Издавна казаки славились красноречием. Сидя на завалинке давайте побалагурим, историю расскажем, превращая глаголы в деепричастия

Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, замените глаголы в скобках деепричастиями.

Поле битвы.

(Темно) красный барх..т (велико)княжеского стяга г.. рел б… грянцем в лучах заходящ…го солнца, а в т…ни к…зался совсем ч…рным. Под огромное ра…сеч…ное, разорв…нное во многих местах полотнище стяга стал князь Владимир. Загремели трубы, (соб…рать) рассея…ые рати. Замотанные кровавыми тряпицами, в и…сеч…иных доспехах отовсюду шли воины, шли не прямиком, а (проб…раться) между грудами тел. Мало кто (остаться) цел, (не) нес раны, но не о ранах думали люди, (размышлять): «Побита Орда!»

7. Теперь будем в зимние игры играть — снежные комья катать. Обобщим все известное нам о деепричастии, Прежде чем рассказывать, составьте план ответа, передайте его другой группе. А теперь, пользуясь планом товарищей, поведайте об этой части речи. Слушайте внимательно, т.к. ответ одной группы продолжит и дополнит другая.

8.Вместе и работа спорится.

Подведем итоги. Какая группа, по вашему мнению, работала лучше и почему? По результатам набранных баллов(количество собранных листочков) определяется победитель. Оценки работы в группе сдайте,

пожалуйста, а окончательный результат узнаете завтра после проверки таблиц и выполнения домашнего задания, найдите и запишите, используя деепричастия, рецепт Гурьевской каши.

9.А теперь позабавимся, стенка на стенку, расшифруем фразеологизмы и составим с ними предложения. (скрепя сердце, спустя рукава, положа руку на сердце, не покладая рук, не переводя духу)

Спустя рукава, мы не сидели, и. положа руку на сердце, скажем, что тему «Деепричастие» мы усвоили.





























Ф. И. членов команды

Оценки этапа урока

хоровод

джигитовка

На завалинке

Снежный ком

Итог.


























Ф. И. членов команды

Оценки этапа урока

хоровод

джигитовка

На завалинке

Снежный ком

Итог.


























Ф. И. членов команды

Оценки этапа урока

хоровод

джигитовка

На завалинке

Снежный ком

Итог.




























Ф. И. членов команды

Оценки этапа урока

хоровод

джигитовка

На завалинке

Снежный ком

Итог.




























Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе «Мой город – Салават»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: