Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района
Конспект урока на тему
«Мотивы учения»
подготовила
педагог-психолог
Деменцова Евгения Сергеевна
Санкт-Петербург
2013
Время уже не просто «идет», оно даже не «бежит», оно «летит». Уже меньше чем через год многие из наших детей станут первоклассниками. Радостный, волнительный, тревожный переход к школьной жизни занимает мысли родителей уже сейчас.
«Мой ребенок не хочет учиться», «Современным детям не интересно в школе»…
Уважаемые родители, задумайтесь, пожалуйста, не слишком ли много ответственности мы возлагаем на хрупкие плечи детей? Где в этих высказываниях взрослые?
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одних из наиболее важных факторов для школьной успеваемости – главная наша, взрослых, задача.
Мотивы обучения в школе.
Мотив — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Виды мотивов учения:
Социальные
Учебно-познавательные
Оценочные
Позиционные
Внешние
Игровые.
Социальные мотивы:
Связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми.
Основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения.
«Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»
Это очень старательные дети, внимательно слушающие учителя, сосредоточенные на уроке, без напоминаний выполняющие домашние задания. Такие дети не стесняются обратиться за помощью, если у них что-то не получается, или если они что-то не поняли.
Один из способов формирования у учащихся социального мотива является предоставление ребенку возможности реализовывать потребность быть взрослым именно в учебной деятельности.
Познавательные мотивы:
Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения
Интерес к новым знаниям, желание научиться новому.
«Я хочу научиться писать, читать, узнать что-то новое».
Дошкольники и младшие школьники с доминирующим познавательным мотивом стремятся узнать больше, задают много вопросов. Для них характерна высокая познавательная активность.
Это один из базовых мотивов, он начинает формироваться в первые месяцы жизни. Интерес – вот психологическая основа познавательного мотива учения. Задача взрослых – поддерживать, поощрять этот интерес.
Оценочные мотивы:
Стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение, расположение
«Я хочу в школу, потому что там я буду получать одни пятерки».
Конечно, ребенок не может не ориентироваться на похвалу, одобрение, оценку взрослого. Более того, это важное условие для формирования действий самооценки и самоконтроля. Воспитание ребенка в ключе «оценка не главное», формирование недостаточного развития оценочного мотива, проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечание педагога.
Однако, опасна и обратная ситуация, когда оценочный мотив становится ведущим, в результате чего могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности. Такие дети несамостоятельны, не могут оценить правильность своих действий, при ответе ориентируются на эмоциональную реакцию педагога, а не следят за собственным ответом. Могут возникать конфликтные отношения с более успешными одноклассниками.
Позиционный мотив:
Связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника
«Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель».
В той или иной мере позиционный мотив присутствует у всех будущих школьников, угасая к концу первого месяца обучения.
При доминировании позиционного мотива интерес к школе у учащихся быстро угасает, формируется стойкое нежелание учиться.
Внешние мотивы:
«Я пойду в школу, потому что мама так сказала».
В случае доминирования внешних мотивов, как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.
Игровой мотив:
«Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».
Ведущее положение игровых мотивов не может отрицательно не сказаться на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что предлагает учитель, а то, что хочется; играют в игрушки на уроке; не принимают школьных правил поведения; не понимают обязательности выполнения заданий.
В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.
Положительное отношение к школе.
Как же помочь своему ребенку стать успешным в школе, как сделать так, чтобы он стал учиться с интересом, создать то самое положительное отношение к школе?
Присмотримся более внимательно к обычному процессу учебы. Ваш ребенок чему-то учится: что получается в результате? На самом деле результатов несколько, и осознать их очень важно!
Самый очевидный результат учения – это знания, которые ребенок получает, или умения, которые он осваивает.
Второй результат менее очевиден: ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
Четвертый результат – вывод о себе, своих способностях.
Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.
Не стоит ориентироваться только на первый результат, забывая об остальных четырех.
Ссылаясь на работы Ю.Б. Гиппенрейтер, отметим, что значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке – по мере продвижения сверху вниз.
Итак, первое, на что стоит обратить внимание – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Вы сами можете выбрать уровень своей включенности в учебный процесс, способ участия: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу.
Критика и частые указания на ошибки не вписываются в картину приятной, доверительной, доброжелательной атмосферы. Здесь они недопустимы! Как же быть, если ребенку трудно самому обнаружить и поправить ошибки? Можно помочь наводящими вопросами.
Следующий результат, к которому мы обратимся, – вывод о себе и своих способностях, то есть ребенок приобретает уверенность или неуверенность в своих силах. Роль взрослого здесь переоценить сложно. Важно правильно подбирать задачи подходящей трудности, уметь деликатно помочь, а когда надо — дать возможность справиться самому.
Третий по важности результат – эмоциональный след от занятий. «Интересным и привлекательным» для ребенка станет предмет, во время изучения которого он пережил положительные эмоции. Отрицательные переживания ребенка во время учебы сделают предмет «трудным и противным».
Помочь ребенку развивать способность учиться – передать инициативу и заботу о результате ему самому. Подсказанное знание никогда не станет личным открытием, не прибавит умения себя организовывать и преодолевать сложности.
Наконец, то, с чего мы начали — самый очевидный результат – конкретное знание (умение). Конечно, о нем тоже стоит задуматься. Очень быстро ученики начинают понимать, что не все проходимое в школе оказывается нужным в жизни. Осознав это, они теряют интерес к учебе и ощущение смысла своих стараний. Если родители помогут ребенку сохранить восприятие мира через интерес и любопытство, то помогут сохранить и желание учиться, получая от приобретения новых знаний удовольствие.
Любая деятельность, и взрослого и ребенка, успешна тогда, когда она делается с удовольствием.
Список литературы.
Гиппенрейтер Ю.Б. Как учиться с интересом. – Москва: АСТ, 2013. – 126, [2] с.: ил. – (Общаться с ребенком. Как?)
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ худож. Е.М. Белоусова, М.Е. Федоровская, В.В. Люлько и др. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 251, [5] с.: ил.
Кравченко Л.В. Психологическое сопровождение родителей будущих первоклассников. Ж-л «Справочник педагога-психолога. Детский сад. 08, 2012.
Кравченко Л.В. Формирование у старших дошкольников позитивной мотивации к обучению через сказкотерапию. Ж-л «Справочник педагога-психолога. Детский сад. 01, 2013»
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).