Конспект урока на тему «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 комбинированного вида»

ХМАО Тюменской области











Конспект урока на тему

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»










Составила: воспитатель 1 квалификационной категории

Гельвих Валентина Мироновна





2011г.

г. Нефтеюганск


Оформление:


  1. Плакаты с высказываниями о вежливости:


«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж-Ж. Руссо);


«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе» (Ф. Бэкон);


  1. Рисунки детей, на которых они выразили свое понимание доброты и вежливости;


  1. Книги: В. Осеева «Волшебное слово», Л. Воронкова «О маме», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто и т. д.


Воспитатель зачитывает высказывания, знакомит детей со знанием слов «доброта», «вежливость».


1-й ребенок. Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей. Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.


2-й ребенок. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.


3-й ребенок. Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?


4-й ребенок. Этой мерой измеряется

Все земные труды,

Может вырастил деревце

На земле Кулунды?




5-й ребенок. Может строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным трудом?


6-й ученик. Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому!

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.


Воспитатель. Много славных дел ждет нас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.


Исполняется песня «Улыбка» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского


Дети читают стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы».


Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.


Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.


И, ежели вы вежливы,

То, сидя пи уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.


И, ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.


И, ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.


И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.


Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!


И, ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.


Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.


Был вежлив этот мальчик.

И, право, очень мил.

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» — говорил


Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!


Воспитатель. Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.


Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».


Растает даже ледяная глыба

От слова, теплого (спасибо).


Зазеленеет старый пень.

Когда услышит (добрый день).


Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).


Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).


И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).


Воспитатель. Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.


Исполняются частушки.


Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.


Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.


Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

— Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.


В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».


Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать.

— Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.


А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.




Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.


Мы веселые частушки

Вам исполнили сейчас,

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из вас.


Входят Буратино и Мальвина (их роли исполняют родители).


Мальвина. Здравствуй, Буратино!


Буратино. Здравствуй, Мальвина!


Мальвина. Что же это ты не веселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?


Буратино. Плохо я справился с заданием.


Мальвина. Почему?


Буратино (злобно). Потому что не умею себя сдерживать.


Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый.


Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.


Мальвина. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?


Буратино. Что значит — каким тоном? Обыкновенным.


Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.


Ребята высказывают свое мнение.


Мальвина. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и со взрослыми.


Буратино. Не было этого, не было, не было…


Мальвина. Но вот, опять ты за свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» — или «Хочу в детский сад» — разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?


Буратино. Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, и я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята?


Выслушиваются мнения ребят.


Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.


Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?


Мальвина. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это!


Исполняется песня «Это не годится, надо извиниться».


Поросенок Хрюша

Хвост коту прижал.

Кот мяукнул — он не слушал,

Дальше побежал!

Ну и Хрюша! 2 раза

Кот мяукнул, ты не слушал,

Это не годится, надо извиниться?



Медвежонок Проша

Кролика задел,

А потом нарочно

В сторону глядел!

Ну и Проша! 2 раза

Что ж такой ты нехороший?

Это не годится, надо извиниться!


Жеребенок Жужа

Бегал и шалил,

Проскакал по луже,

Всех друзей облил! Ну и Жужа! 2 раза.

Всех друзей облил из лужи!

Это не годится, надо извиниться!


Дети читают стихотворение.

Что тaкoe «здравствуй?»


Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит — будь здоров.


Правило запомни

Знаешь — повтори.

Старшим это слово

Первым, говори.


Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.


Воспитатель. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Добрый человек — тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.


Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.


И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!


Заканчивается праздник исполнением песни Кота Леопольда.


Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал.

Если ясный день —

Это хорошо,

А когда наоборот, плохо. 2 раза.



Слышишь, как звенит

В небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты,

То всегда легко.

А когда наоборот, трудно 2 раза.



С каждым поделись

Песенкой своей.

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь

С ними веселей.

А когда наоборот, скучно. 2 раза


























Предлагаю памятки для родителей:



«Как научить ребенка не перебивать взрослых»


1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.

2. Не используйте такие фразы, как; «Ты перебил меня!», «Не хорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.

3. Научите вежливым способам прерывания разговора; фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной.

4. Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.

5. Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

6. Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.

7. Сами никогда не перебивайте ребенка!


«Как помочь ребенку быть вежливым»


1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они не­

обходимы.

2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например

«дай мне», без слова «пожалуйста».

4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит

ребенок.

6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например:

«Здороваться надо со всеми кого увидел в этот

день впервые» и т.п.

7. Учите вежливости вежливо!


Список использованной литературы:


1. Арапова М. А. Формирование коллектива ДОУ:

Психологическое сопровождение. – М., 2005.


2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. – М., 2003.


3. Алексеева Е. Е. Что делать если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008. – 224с.


  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. – 283 с.


  1. Использован материал из журнала «Начальная школа» № 4/91, № 11/85. О. С. – Богданова, В. И. Петрова Методика воспитательной работы в начальных классах.




Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Морской бой»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: