Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65 г. Йошкар-Олы «Незабудка»
Познавательное занятие
по методу проектной деятельности
для детей 4-5 лет
«Новые приключения Умки»
Составила:
Воспитатель высшей категории
Загайнова
Татьяна Геннадьевна
Йошкар-Ола 2011
Проблема: Как отправить Умку домой
Игровая мотивация: Помочь медвежонку добраться до Севера
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций;
вызывать желание экспериментировать.
2. Продолжать знакомить с дикими животными Севера, их повадками, способностью приспосабливаться к среде обитания.
3. Активизировать речь с помощью игр и упражнений.
4. Воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации).
Методическое обеспечение: географическая карта; иллюстрации с изображением животных Севера; оборудование для опыта (емкости с водой, вазелин, салфетки бумажные- все по количеству детей); шапочки оленей; материал к упражнению «Оденься по-зимнему» (лист бумаги форматом А-4 с эскизами летней и зимней одежды по 3-4 вида на каждый); макет Севера с соответствующими животными; 2-3 фигурки животных жарких стран; а/у записи «Гул самолета», «Песенка о медведях».
Предварительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Белые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
Послушайте, ребята, что я вам расскажу: Приплыл по океану с Севера матрос,
Малюточку — медведя в подарок мне привез. Сидит он и тоскует весь вечер на пролет
И мамочку любимую очень-очень ждет.
Видите, ребята, какой грустный медвежонок? Как вы думаете, почему? (заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу и т.д.)
Уточнение проблемы. Постановка задач.
Воспитатель:
Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медвежонка? Почему? (поступил не правильно, нельзя забирать детей от мамы, диких животных не дарят и т.д. )
Как мы можем помочь Умке? (отправить обратно домой к маме)
Какими путями можно отправить медвежонка к его маме? (по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу)
3. Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель:
— Чтобы отправить медвежонка домой, надо знать его адрес. Кто скажет мне,
где живут белые медведи? Там холодно или жарко? Чтобы нам с вами не за-
мерзнуть в гостях у медведей, предлагаю одеться потеплее. Для этого надо
выбрать ту одежду, которая пригодиться нам на Севере.
Игровое упражнение «Оденься по-зимнему»
Детям предлагается два вида одежды: зимняя и летняя. Они должны обвести в кружок нужный вариант.
Молодцы! Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.
Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север? (на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом, пешком)
Я предлагаю лететь на самолете. Он передвигается быстрее и занимает мало времени, чтобы добраться до места. Прошу всех занять свои посадочные места (все садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, звучит а/у запись «Гул самолета»)
Ребята, чтобы нам правильно выбрать путь, я взяла с собой карту (воспитатель показывает небольшую физическую карту)
— Скажите, пожалуйста, каким цветом изображен Север на карте? (белым) Почему?
Правильно. Север — это ледяная пустыня. Белый цвет — это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте нашего детского сада, т.е. три этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс — самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка.
Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю.
Умка (роль Умки исполняет ребенок этой же группы): — Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она?
— Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.
Дидактическая игра «Расскажи о животном» На столе разложены иллюстрации животных. Ребенок выбирает картинку и рассказывает о животном.
Северный олень — домашнее животное. У него густая и волнистая шерсть. Благодаря широким копытам, олень не проваливается в снегу. Он долго бегает и не устает. Люди используют оленей, как транспорт. Из шкур шьют теплые шубы. Жир используют, как крем для лица и рук.
Полярная сова. Свой белый наряд сова сохраняет круглый год. Сова -хищник, питается мелкими грызунами. Сова тихо летает и хорошо видит в темноте.
Песец — полярная лиса. У песца длинный, густой, красивый мех. Песец -хищник, питается мелкими северными грызунами (леммингами).
Морж — огромное животное. На суше морж неуклюжий, а в воде хорошо плавает и ныряет. У моржа есть клыки (бивни), которыми он разрывает дно в поисках моллюсков. Зимой и летом моржи любят лежать на льдинах и греться на солнышке.
Тюлени проводят больше времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает моржам и тюленям справляться с северными морозами. Питается тюлень рыбой. Главный враг тюленя — белый медведь.
Альбатрос — огромная морская птица. Он плохо ходит по земле, зато легко и долго летает над океаном. Питается альбатрос рыбой, кальмарами.
Умка: — Спасибо, ребята, за интересные рассказы, но моей мамы среди них нет!
— Не отчаивайся, Умка! Идем искать твою маму дальше. А чтобы не было так
грустно, давайте поиграем и отдохнем.
Физкультминутка
Воспитатель:
— Продолжаем наше путешествие.
— Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает их от мороза)
— А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям, проделаем опыт (дети садятся за столы с приготовленным заранее оборудованием для опыта)
*** В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, т.е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то вода превратилась бы в корочку льда. Рука замерзла. А теперь вытрите руки и смажьте их кремом (вазелином). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот почему животные, когда выходят из воды, встряхиваются. ***
Умка: — Ребята, мне очень с вами интересно, но где моя мама?
— И, правда, ребята, что-то мы совсем забыли про нашего медвежонка. давайте пойдем дальше искать медведицу.
Дидактическая игра «Кто здесь лишний»
На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний.
Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)
Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (белый медведь) Почему он здесь? (белый медведь — житель Севера)
Умка: — Вот она моя мама! (выходит «медведица» — взрослый)
Медведица: — Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома. Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы узнали для себя что-то новое и интересное. А в награду я приготовила вам «снежки» (зефир) и оленьи упряжки (маски), чтобы вы смогли добраться до детского сада.
— Спасибо, медведица, за подарки. Мы очень рады, что помогли нашему маленькому другу. А теперь пора прощаться — в садик надо возвращаться! До свиданья!
Под запись «Саночки» дети покидают группу.