Конспект урока на тему «Новые приключения Умки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65 г. Йошкар-Олы «Незабудка»











Познавательное занятие

по методу проектной деятельности

для детей 4-5 лет


«Новые приключения Умки»












Составила:

Воспитатель высшей категории

Загайнова

Татьяна Геннадьевна











Йошкар-Ола 2011





Проблема: Как отправить Умку домой

Игровая мотивация: Помочь медвежонку добраться до Севера

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создавае­мых проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Развивать способности к поисковой деятельности:

  • находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций;

  • вызывать желание экспериментировать.

2. Продолжать знакомить с дикими животными Севера, их повадками, спо­собностью приспосабливаться к среде обитания.

3. Активизировать речь с по­мощью игр и упражнений.

4. Воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде (в трудной ситуа­ции).

Методическое обеспечение: географическая карта; иллюстрации с изобра­жением животных Севера; оборудование для опыта (емкости с водой, вазелин, салфетки бумажные- все по количеству детей); шапочки оленей; материал к упражнению «Оденься по-зимнему» (лист бумаги форматом А-4 с эскизами летней и зимней одежды по 3-4 вида на каждый); макет Севера с соответствующими животными; 2-3 фигурки животных жарких стран; а/у записи «Гул самолета», «Песенка о медведях».

Предварительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Бе­лые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель:

  • Послушайте, ребята, что я вам расскажу: Приплыл по океану с Севера матрос,

  • Малюточку — медведя в подарок мне привез. Сидит он и тоскует весь вечер на пролет

  • И мамочку любимую очень-очень ждет.

  • Видите, ребята, какой грустный медвежонок? Как вы думаете, почему? (заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу и т.д.)

  1. Уточнение проблемы. Постановка задач.

Воспитатель:

  • Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медве­жонка? Почему? (поступил не правильно, нельзя забирать детей от мамы, диких животных не дарят и т.д. )

  • Как мы можем помочь Умке? (отправить обратно домой к маме)

  • Какими путями можно отправить медвежонка к его маме? (по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу)

3. Поэтапное решение проблемы.

Воспитатель:

— Чтобы отправить медвежонка домой, надо знать его адрес. Кто скажет мне,
где живут белые медведи? Там холодно или жарко? Чтобы нам с вами не за-­
мерзнуть в гостях у медведей, предлагаю одеться потеплее. Для этого надо
выбрать ту одежду, которая пригодиться нам на Севере.

Игровое упражнение «Оденься по-зимнему»


Детям предлагается два вида одежды: зимняя и летняя. Они должны обвести в кружок нуж­ный вариант.

  • Молодцы! Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправим­ся в путешествие.

  • Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север? (на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом, пешком)

  • Я предлагаю лететь на самолете. Он передвигается быстрее и занимает мало времени, чтобы добраться до места. Прошу всех занять свои посадочные места (все садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, звучит а/у за­пись «Гул самолета»)

  • Ребята, чтобы нам правильно выбрать путь, я взяла с собой карту (воспитатель показывает небольшую физическую карту)

— Скажите, пожалуйста, каким цветом изображен Север на карте? (белым) Почему?

  • Правильно. Север — это ледяная пустыня. Белый цвет — это цвет снега, хо­лода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высо­те нашего детского сада, т.е. три этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс — самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка.

  • Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю.

Умка (роль Умки исполняет ребенок этой же группы): — Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она?

— Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.

Дидактическая игра «Расскажи о животном» На столе разложены иллюстрации животных. Ребенок выбирает картинку и рассказывает о животном.

  1. Северный олень — домашнее животное. У него густая и волнистая шерсть. Благодаря широким копытам, олень не проваливается в снегу. Он долго бега­ет и не устает. Люди используют оленей, как транспорт. Из шкур шьют теп­лые шубы. Жир используют, как крем для лица и рук.

  2. Полярная сова. Свой белый наряд сова сохраняет круглый год. Сова -хищник, питается мелкими грызунами. Сова тихо летает и хорошо видит в темноте.

  3. Песец — полярная лиса. У песца длинный, густой, красивый мех. Песец -хищник, питается мелкими северными грызунами (леммингами).

  4. Морж — огромное животное. На суше морж неуклюжий, а в воде хорошо плавает и ныряет. У моржа есть клыки (бивни), которыми он разрывает дно в поисках моллюсков. Зимой и летом моржи любят лежать на льдинах и греть­ся на солнышке.

  5. Тюлени проводят больше времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает моржам и тюленям справляться с северными морозами. Питается тюлень рыбой. Главный враг тюленя — белый медведь.

  6. Альбатрос — огромная морская птица. Он плохо ходит по земле, зато легко и долго летает над океаном. Питается альбатрос рыбой, кальмарами.

Умка: — Спасибо, ребята, за интересные рассказы, но моей мамы среди них нет!

— Не отчаивайся, Умка! Идем искать твою маму дальше. А чтобы не было так
грустно, давайте поиграем и отдохнем.

Физкультминутка

Воспитатель:

Продолжаем наше путешествие.

— Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает их от мороза)

— А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Чтобы понять, как животные приспособи­лись к таким условиям, проделаем опыт (дети садятся за столы с приготовленным заранее оборудованием для опыта)

*** В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, т.е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то вода превратилась бы в корочку льда. Рука замерзла. А те­перь вытрите руки и смажьте их кремом (вазелином). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она со­бралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На ру­ке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот по­чему животные, когда выходят из воды, встряхиваются. ***

Умка: — Ребята, мне очень с вами интересно, но где моя мама?

— И, правда, ребята, что-то мы совсем забыли про нашего медвежонка. давайте ­пойдем дальше искать медведицу.

Дидактическая игра «Кто здесь лишний»

На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний.

  • Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)

  • Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (бе­лый медведь) Почему он здесь? (белый медведь — житель Севера)

Умка: — Вот она моя мама! (выходит «медведица» — взрослый)

Медведица: — Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему малень­кому Умке добраться до дома. Я очень надеюсь, что вам понравилось это пу­тешествие, и вы узнали для себя что-то новое и интересное. А в награду я приготовила вам «снежки» (зефир) и оленьи упряжки (маски), чтобы вы смогли добраться до детского сада.

— Спасибо, медведица, за подарки. Мы очень рады, что помогли нашему маленькому другу. А теперь пора прощаться — в садик надо возвращаться! До свиданья!

Под запись «Саночки» дети покидают группу.
















Свежие документы:  Конспект урока на тему «Оценка. Введение линейки оценок»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: