Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа город Фролово
Урок вежливости
Т.И. Постникова,
учитель начальных классов
г.Фролово
2015 г.
Тема: «О вежливых словах и их применении».
Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Материалы:
аудиозапись песни «Чебурашка»;
таблички с вежливыми словами на доске;
указатель «Спасибоград»;
разрезанные буквы, из которых можно составить несколько «волшебных» слов;
рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».
Ход занятия
Занятие начинается со звучания песни «Чебурашка». По окончании учитель задает вопросы:
Учитель. Ребята, продолжите слова – «Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка…(«При встрече сразу лапу подает…».)
Что мы можем сказать об этой собаке? (Она вежливая, добрая.)
А что значит «вежливость»? (Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.)
Так вот, с сегодняшнего дня, представьте, мы с вами отправляемся в путешествие по стране Вежливости и культуры поведения. Вы побываете в разных городах, на различных станциях и узнаете много нового и интересного. Кто еще недостаточно вежлив и культурен, наверстывает упущенное. Но это в будущем… А сейчас мы прибываем на первую остановку в город вежливости Спасибоград.
А вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на Вежливом бульваре
Вежливо благодарят?
Обратите внимание на название города, на слова, которые помещены на доске, и скажите, о чем мы будем говорить? (О вежливых словах.)
Для начала загадки:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
И во Франции и в Дании
На прощенье говорят… (до свидания).
Теперь поиграем в игру «Пожалуйста».
Учитель показывает различные движения (например, руки вверх, в стороны, за спину, за голову и другие). Дети должны выполнить эти движения лишь в том случае, когда учитель скажет слово «пожалуйста». Кто ошибся, выходит из игры. Оставшийся ребенок – победитель.
Учитель. В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку ввергнуть хорошее настроение.
А что значит слово «здравствуйте»?
«Здравствуйте!» Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете,
«Здравствуйте!» — это же «будьте здоровы»,
Это же «дольше живите на свете!»
Сейчас я прочитаю стихотворение об одной девочке. Она знала вежливые слова, но одно забыла. Подскажите ей.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Если вас благодарят. (Спасибо.)
Следующая игра так и называется – «Вежливые слова».
Каждый по очереди называет вежливые слова. Кто скажет последним, тот и выиграл.
Теперь мы познакомимся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово». Я вам его прочитаю, и мы обсудим, как он связан с нашей темой.
Чтение рассказа.
Как вел себя Павлик в сквере?
На что он жаловался старику?
Какое «волшебное» слово назвал старик Павлику?
Как его нужно было говорить?
Почему изменилось отношение к Павлику сестры, брата, бабушки?
Был ли старик волшебником?
Далее будем составлять «волшебные» слова из разрезанных букв.
Каждому ребенку даются разрезанные буквы. Надо составить вежливые
слова, тем кто затрудняется – помочь.
А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами. Послушайте, что у него получилось…
Обещал отцу Петрусь:
«Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить».
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож у порожка.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал,
А Петрусь как заорет:
«С добрым утром, дед Федот».
Дед ругнул его спросонок:
«Убирайся, постреленок».
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
«Ты куда, Иринка, стой!
Я здороваюсь с тобой!»
Та отпрянула в сторонку.
«Как невежлива девченка!»
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг,
Чуть не сел ему на плечи:
«Извините, добрый вечер!»
— Ты, — вожатый закричал, —
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен,
Разве был невежлив он?
Ответьте, что вы думаете О петрусе?
На этом наше занятие заканчивается, подведем итог.
— В каком городе были?
— О чем говорили?
— Что значит вежливость?
— Какая связь между словами и поступками?