МОУ «Гимназия № 3»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
(основы православной культуры)
3 –В класс
Учитель: Ланина Г.Н.
г. Рубцовск
2009г.
Цель: 1. Обеспечить личностно-ориентированный подход в процессе
литературного чтения.
2. Активизировать эмоциональную сферу ребёнка, обращаясь к его
чувствам.
3. Развивать способность сочувствовать, сопереживать окружающим,
чтобы научиться действовать на благо.
Оборудование: художественный текст, высказывания русских писателей,
«осколки сердца», музыкальное сопровождение.
Ход урока. Мои глаза видят вас,
Мой разум направлен на вас,
Моё сердце с вами.
Значит, мы готовы к уроку размышления.
Очень хочется, ребята, чтобы сегодня беседа наших сердец началась необычно. Думаю, что Ксюша и Вера Витальевна помогут мне в этом.
(исполняется песня, муз. Владимира Мигули «Доброта»)
Добрым словом улыбку украсим
Добрым словом весь мир озарим
От добра засияет как в праздник
Станет добрым весь мир и любим
Припев: Ничего, что непогоды
Наши лица обожгут
Красоту уносят годы
Доброту не унесут
Доброта очень многого стоит
Без неё не прожить нам и дня
Стала самой большой красотою
Доброта для меня, доброта.
Припев: С нею легче и невзгоды
И тревоги отойдут
Красоту уносят годы
Доброту не унесут
Эта красивая песня поможет вам ответить на вопрос:
— О чём будем говорить на уроке? ( о доброте)
— Л.Н.Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».
— Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые можно объединить таким простым и в тоже время ёмким словом доброта.( терпение, милосердие,
неосуждение, благородство….)
— Рождаются ли эти качества развитыми и совершенными в человеке? (их нужно растить и развивать в течение всей жизни)
— Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания.
Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека.
А чтобы состоялся наш разговор, предлагаю познакомиться с рассказом, автор которого, к сожалению, неизвестен. Называется «Осколки доброты».
Работа над текстом.
1 часть. — Положите перед собой листочек жёлтого цвета. Прочитаем.
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.
— Ваши ассоциации к слову старушка?
*** дети зачитывают синквейн «Старушка». Учитель зачитывает свой вариант.
Старушка.
Добрая, неприметная.
Понимает, учит, оберегает.
Она любимица всех внучат.
Бабулечка.
— Почему у нас возникли практически одинаковые ассоциации?(высказывания детей)
На этой доброй и хорошей ноте продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета.
2 часть.
Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
— Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?
— Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)
— Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?
— Как можно убедиться в правильности ваших суждений? (прочитать текст дальше)
3 часть. (на листочках сиреневого цвета)
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
— Почему так поступили взрослые?
— Старушка просила внимания к себе?
— Почему так ведут себя дети?
— Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?
(улыбнуться в ответ)
— Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:
1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих
2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго
3. улыбка рождает дружбу между людьми
4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся
— Понимает ли старушка, что она неприятна людям?
— Отвечает ли она им тем же?
— Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?
.
— Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.
— Какие достоинства можно разглядеть у старушки? (не отвечает злом на недовольные взгляды и злые ухмылки)
— Чей образ напоминает? (Ксении Блаженной)
— Что несла людям Ксения? (добро)
— Какое добро могла нести людям старушка? (чтобы узнать, надо прочитать текст)
4 часть (на листе белого цвета; читает учитель)
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
— Что чувствуете сейчас? (стыдно, совестно)
— Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.
— Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей? (Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)
— Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?
( белое, чистое, светлое, божественное)
Бескорыстная забота о благе других людей называется – альтруизм. (антоним – эгоизм)
— Это её выбор. Никто не знает почему он ею сделан. Не знаем, а позволяем себе судить.
*** «Не осуждайте и не будете осуждены». (Библия)
*** «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего, т.е. в его неосуждении и уважении к человеческому достоинству»
(Л.Н.Толстой)
*** «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования»
(Ф.Достоевский)
Самостоятельное (повторное) прочтение текста. (под музыку)
Итог.
— На память об уроке хочу подарить вам маленькие сердечки. Наполните их дома теми добрыми качествами, которые вы хотели бы приобрести в своей жизни. Затем вклейте эти сердечки в тетрадку по православию рядом с текстом. Не забудьте поделиться впечатлениями с родителями.