ПЛАН КОНСПЕКТ НА ТЕМУ «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С КУКЛОЙ»
Тема: Основные принципы работы
с куклами.
Цели:
Воспитательные
Воспитывать в ребенке
готовность к творчеству.
Воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.
Обучающие
Активизировать познавательный интерес и образное мышление.
Знакомить детей с основными принципами вождения кукол.
Развивающие
Развивать произвольное внимание, память, наблюдатель¬ность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициатив¬ность и выдержку.
Тип урока: Комбинированный, смешанный.
Методы урока: Словесный, наглядный, практическая работа.
Оборудование:
А) для учителя: Ширма, зеркало, плакаты, литература, план-конспект, доска и маркер, кукла.
Б) для учащихся: тетради, цветные карандаши, перчаточная кукла.
План урока и дозировка
1. организационный момент 2-3мин.
2. объяснение нов. материала 20-25 мин
3. Практическая работа 10-15 мин
4. Анализ урока 2-3 мин
5. Домашнее задание 2-3мин
6. Итог урока. 2-3мин
Ход урока:
1. Организационный момент приветствие, подготовка к уроку, организация рабочего места
2. Объяснение нового материала
– Сегодня на уроке мы рассмотрим основные принципы работы с куклами. Смотрите внимательно на ширму, я буду показывать, а вы угадывайте: каким способом кукла появляется и уходит. Под знаком «минус» давайте зафиксируем ошибки.
Ошибки — слишком резкое появление или уход «как на лифте», или словно «упав в яму».
Под знаком «плюс» зарисуем правильное появление и уход куклы.
Спускаясь (поднимаясь), поворачиваемся в сторону или спиной. Двигаясь вдоль сцены, слегка подпрыгивайте.
А сейчас мы рассмотрим основные положения куклы на ширме: 1. Куклу показывают из-за ширмы на ¾ её роста. Этим создаётся впечатление, что кукла ходит по воображаемому полу за ширмой. 2. Кисть куклы наклоните вперед -вниз, если сцена находится над зрителями, чтобы зрители могли видеть лицо (мордочку) куклы.
Запомните правило: кукла смотрит туда, куда смотрит её нос.
Посмотрите на плакат: где по вашему мнению правильное положение куклы? Давайте отметим правильный и неправильный варианты.
Теперь посмотрим на другой плакат. Расскажите, что вы видите на нём?
(Дети рассказывают)
Заштрихуйте ту часть куклы, которую зрители не видят.
3. Практическая работа.
Давайте возьмём каждый свою куколку и вспомним, как куклы маршируют. Пройдите к ширме и потренируйтесь в управлении куклой, используя только что полученные знания. Проверяйте себя, смотря на отражение в зеркале.
4. Анализ урока.
Теперь каждый по очереди пусть покажет марширующую куклу, ёё появление на ширме и уход.
(Каждый получает замечания и рекомендации)
5. Домашнее задание.
Придумайте дома номер с куклой, отрабатывая принципы вождения куклы, изученные на уроке.
6. Итог урока.
На этом наш урок закончился, всем спасибо. До свидания.
Список использованной литературы:
1. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192 с.
2. Секреты кукольного театра, литературно-музыкальный альманах. №1, 2000. – 172 с.
3. Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004. – 48 с.
4. Куклы для девочек. // подд ред. Н. Коовроовой. – АСТ: 1999. – 90 с.
УРОК 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ «ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА»
Цель: Побуждение интереса к кукольному театру.
Задачи:
1. Первичное знакомство с театрализованной деятельностью.
2. Развивать речь, дыхание, артикуляцию, мелкую моторику руки путем соответствующих упражнений.
3. Научить делать плоскостные маски на основе геометрических форм методом аппликации.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Научить произносить Петрушкину «зазывалку» произносить за ширмой от лица игрушки.
Оборудование и наглядность:
Образец маски, ножницы, самоклеющаяся пленка, бумажные одноразовые тарелочки, клей ПВА, кисти для клея, журнальная бумага, ширма, листы формата А4.
1) Вступительное слово о театре и его видах (драматический, кукольный, музыкальный), о разновидностях театральных кукол (тростевые, перчаточные, пальчиковые, марионетки, паркетные, кулачковые).
2) Разминка.
Разговаривая с детьми о том, каким должен быть актер, приходим к мысли, что для хорошей речи необходимо правильно брать дыхание.
а) ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Бумажный кораблик» (организация и активи¬зация выдоха). Детям предлагается сделать бумажный кораблик и поставить его на гладкую поверхность сто¬ла. Задача заключается в том, чтобы «перегнать» кораб¬лик с одного конца стола на другой.
Можно расставить 2-3 преграды на пути кораблика в виде спичечных коробков. Попробуйте провести кораб¬лик, не задевая преграды.
Выдох должен быть сильным, направленным на кораб¬лик, но плечи и шею не напрягать.
б) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: Поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.
3) Основная часть. Изготовление декоративных масок из бумажных тарелочек.
a) Демонстрация образца.
b) Определение порядка работы выполнения масок.
c) Изготовление глаз, носа, рта маски из самоклеющейся бумаги, наклеивание на основу-тарелочку.
d) Изготовление волос: из журнальной бумаги нарезаются полоски, которые завиваются ножницами и приклеиваются по контуру тарелочки.
4) Репетиционная часть.
a) Разучивание Петрушкиной «зазывалки».
Театр открывается,
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
b) Разыгрывание «зазывалки» на ширме, где в роли петрушки — маски, изготовленные детьми.
Итог: Существует большое количество разновидностей театра и театральных кукол, знание «зазывалки», получение первого опыта в роли кукловода, умение изготовить маску из подручных средств.
УРОК 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГОЛОВКИ ПЕРЧАТОЧНОЙ КУКЛЫ.
Цель: Изготовление основы головы перчаточной куклы.
Задачи:
1. Выучить Петрушкину потешку.
2. Развивать речь, дыхание, артикуляцию, мелкую моторику руки путем соответствующих упражнений.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Изготовить головку куклы – шар из папье-маше.
5. Познакомить с правилами вождения перчаточной куклы.
6. Познакомить с содержанием сценария.
Оборудование и наглядность:
Ширма, перчаточная кукла Петрушка, пачка газет, клейстер, кораблики.
1. Разминка.
а) Разучивание Петрушкиной потешки.
Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь что это за игрушка?
А это я – Петрушка!
б) ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Морской бой». В ней могут участвовать 2-3 ребенка. Одним корабликом закрыть вход в «гавань», а два других корабля пытаются обойти его или протаранить. Запрещается сдувать кораблик противника. Следите, чтобы щеки не раздувались, а плечи и шея не напряга¬лись.
в) АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
«Хвастливые верблюды».
— Дети жуют воображаемую жвачку так, чтобы дви¬галось все лицо.
— Распределившись на пары, хвастают вкусом свой жвачки друг перед другом.
в) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Черепаха
Вот моя черепаха. Она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет ее обратно.
Руки сжаты в кулаки. Большие пальцы – внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
2. Основная часть. Изготовление основы головки.
a) Скомкиваем газеты в плотный шарик.
b) Смазываем ¼ листа газеты клейстером и оборачиваем ею шарик.
c) Повторяем предыдущую процедуру 3 раза.
d) Оклеиваем будущую головку куклы мелкими кусочками газеты, смоченными в клейстере до тех пор, пока головка не станет ровной, гладкой, без «неаккуратных» уголков.
e) Ставим головки сушить на заранее отведенное место.
3. Репетиционная часть.
a) Чтение сценария «Заячья капуста».
b) Обсуждение героев сказки. (Огородное пугало, Зайка, Хрюшка, Волк, 2 мышонка)
c) Знакомство с правилами вождения перчаточной куклы.
d) Повторение Петрушкиной «зазывалки». Первые навыки работы с перчаточной куклой.
e) Введение диалога Петрушки со зрителями.
Итог: Умение изготовить основу головы перчаточной куклы из папье-маше, знания и умения вождения перчаточной куклы, знание героев пьесы, понимание необходимости речевых упражнений для передачи сценического образа куклы.
УРОК 3. ОФОРМЛЕНИЕ ГОЛОВКИ ПЕРЧАТОЧНЫХ КУКОЛ.
Цель: Оформление головки перчаточной куклы.
Задачи:
1. Развивать речь, дыхание, артикуляцию, мелкую моторику руки путем соответствующих упражнений.
2. Развивать память учащихся.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Оформить головку куклы – придать отличительные черты героев.
5. Выучить первую часть сказки.
6. Научить вести диалог со зрителями от лица куклы.
Оборудование и наглядность:
Ширма, перчаточная кукла Петрушка, пачка газеты, клейстер, основа головки – шары, сделанные детьми в прошлый раз, горлышки из-под пластиковых бутылок.
1) Разминка.
а) ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Стирка белья» (развитие активности речевого ды¬хания). Предложите детям постирать белье на стираль¬ной доске. Наклон корпусом с движением рук вниз со¬провождается выдохом со звуком: «ф-ф-фу!» При рас¬прямлении корпуса и сокращения рук вверх по доске — « вдох ».
б) АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
«Попади в цель». Детям предлагается попасть в цель согласными: В, Ф, Б, П, Г, К, Д, Т. Прицелившись пальцем, как пистолетом, ребенок посылает звук в цель предполагаемой мишени.
в) РАЗРАБОТКА ТЕМБРАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А что делаешь?
— Петру помогаю!
— А что Петр делает?
— Да на диване спит!
г) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Замок
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Затем круговые движения «замочком», и показали ладошки.
2. Основная часть.
a) Вспоминаем, какие действующие лица играют в нашем спектакле.
b) Деление ролей – кто какую куклу будет делать.
c) Выберем на шарике–головке самое красивое место – где будет лицо у куклы.
d) Прикрепление горлышка от бутылки на место шеи куклы (для пальца) и оклеивание его полосками газеты, смоченной в клейстере.
e) Оформление мордочки куклы.
f) «Лепим» из бумаги, смоченной клейстером брови, характерный носик: у мышат – острые носы, у волка – длинный, тупой (немного квадратный носик), у зайки – маленький круглый носик и щечки.
g) Прикрепляем ушки.
h) Ставим головки сушить.
3. Репетиционная часть.
a) Попытка вспомнить сценарий и пересказать сказку.
b) Разучивание первой части спектакля.
c) Повторение Петрушкиной «зазывалки».
d) Расширение диалога Петрушки со зрителями.
Итог: Умение передать отличительные черты героев через оформление головки перчаточной куклы, знание первой части сценария, умение вести диалог со зрителями от лица куклы.
есть 10 уроков, если интересно продолжу….