МОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа Тазовского района ЯНАО
Конспекты интегрированных (психолого-логопедических) адаптационных занятий с подготовительными к школе группами ДОУ.
«Первый раз в первый класс».
Тылик Татьяна Ивановна
Учитель-логопед
Дудко Наталья Викторовна
Педагог-психолог
с.Газ-Сале
2011г.
Поступление ребёнка в первый класс-момент очень важный и волнительный для всех, начиная от малыша и заканчивая бабушками и дедушками. Сегодня уже никого не удивишь специальной подготовкой к школе на самом разном уровне. В дошкольных учреждениях детям подготовительной к школе группы об этом, наверняка, говорится практически на каждом занятии, родители тоже постоянно напоминают ребёнку о том, что он «уже взрослый», да и сами дети часто ведут разговоры о ранцах, ручках, тетрадках, сотовых телефонах (которые стали неотъемлемым атрибутом школьной жизни). Конечно, поступление ребенка в школу — переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В условиях небольшой сельской школы на Крайнем севере мы стараемся создать тёплую, практически «домашнюю» атмосферу всем дошкольникам ещё до поступления в школу. Работа по адаптации проводится в течение учебного года, когда дети ещё посещают дошкольные учебные заведения.
Перспективный план работы с детьми и родителями
подготовительной к школе группы.
Место проведения | ответственные | Время проведения | |
Экскурсия по школе | школа | Педагог-психолог | октябрь |
Родительское собрание | д/сады | педагоги | ноябрь |
Открытые занятия для педагогов | д/сады | Воспитатели дс | март |
Посещение режимных моментов | д/сады | Педагог-психолог | апрель |
Родительская конференция | школа | завуч | апрель |
ПМП консилиум по выпуску детей в школу | д/сады | Методисты ДОУ | май |
Посещение открытых уроков в 1-х классах | школа | педагоги | В теч.учебного года |
Адаптационные интегрированные занятия | школа | Учитель-логопед, педагог-психолог | май |
Занятия | школа | педагоги | май |
Таким образом, ребята чувствуют школьную атмосферу, постепенно привыкают к педагогам, специалистам, которые будут работать с ними в школе. Сегодня нам хотелось бы поделиться опытом по проведению адаптационных интегрированных (психолого-логопедических) занятий. Ребята вместе с родителями с удовольствием приходят на эти занятия, принимают активное участие в играх, где примеряют на себя роль учеников. Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований, а поступление в школу станет приятным событием в жизни всей семьи.
Конспект занятия №1
Цель:
-Развитие коммуникативных навыков;
-активизация словаря по теме «Школа»;
-развитие фонематического восприятия ;
-совершенствование навыков звукового анализа слова;
-развитие внимания, мыслительных процессов.
Оборудование: школьные принадлежности, карточки с буквами (ШКОЛА),
Ход занятия:
I.ОРГМОМЕНТ
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Викторовна, я педагог-психолог. Мы очень рады видеть вас на занятии в школе.
Учитель-логопед: Здравствуйте, будущие первоклассники. Меня зовут Татьяна Ивановна, я работаю в школе логопедом.
Что же ждёт меня тут в школе?
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Педагог-психолог:
Ждут учебники, тетрадки!
Будут праздники у нас…
Ждут меня успехи в школе
Ждет меня весь первый класс!
Нам очень хочется поскорее узнать, как зовут каждого из вас. Давайте по очереди назовём своё имя и фамилию. ЗНАКОМСТВО.
II. Основная часть.
Учитель-логопед. Ребята, сегодня вы пришли в школу. Давайте произнесём это слово. Я знаю, что в детском саду вы познакомились с буквами и даже умеете читать. Предлагаю вам выложить из букв слово ШКОЛА. Для этого мы разделимся на группы, каждая группа соберёт своё слово.
СОБИРАЮТ СЛОВО ШКОЛА.
Замечательно. А сколько звуков в этом слове? Верно, 5 звуков. На каждый звук этого слова можно придумать самые разные слова. Предлагаю вам поиграть. Итак Ш, К, О,Л.А. Молодцы!
Педагог-психолог: Ребята, мне очень интересно узнать, хотите ли вы учиться в школе? А почему?
Учитель-логопед: Подскажите мне. Ребята, какие школьные принадлежности нам понадобятся в школе? Предлагаю вам игру «Собери рюкзак». Дети делятся на 2 команды. У каждой пустой рюкзак. На столах расположены школьные принадлежности и посторонние предметы. Дети выбирают необходимые. Молодцы!
Скажите, какое время года сейчас идёт? Верно, весна. Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно грачей. В нашем зале сейчас тоже появится ручеёк. Почти настоящий.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Педагог-психолог: ПРОВОДИТ ИГРУ «РУЧЕЁК»
Учитель-логопед:
В школе часто на уроках нужно точно повторить за учителем какие-то слова или целое предложение и сейчас я предлагаю вам потренироваться и поиграть в «повторялки». Надо быть очень внимательными и точно-точно повторить то, что скажу я.
Ра-ра-ра — в школу нам идти пора
Ты-ты-ты — в руках у нас цветы
Ок-ок-ок — звенит для нас звонок
Ас-ас-ас — учитель входит в класс
На-на-на- в классе тишина!!!
МОЛОДЦЫ!
Педагог-психолог:
Ребята, вы, конечно, знаете. Что в каждой игре есть правила. А как вы думаете, в школе есть правила или каждый может делать то, что ему вздумается?
Конечно, есть определённые правила.
В школе «здравствуй» говорят
и с улыбкой дарят взгляд.
До звонка ты приходи и порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд, ждут учителя, стоят.
Друга зря не беспокой. Береги его покой.
На уроке тишина. Руку поднимай тогда,
когда хочешь отвечать или важное сказать.
Давайте с вами подумаем и скажем, какие правила могут быть на уроке? А на перемене? Игра «Урок или перемена».(проводится игра: выполняется заданное действие на слово «урок» и «перемена».)
III.Итог занятия
В кругу.
Учитель-логопед Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?
Замечательно. Тогда давайте возьмемся все за руки и скажем дружно:
1,2,3 в школу снова приходи!
Конспект занятия №2
Цель:
-Развитие коммуникативных навыков, сплочённости;
-совершенствование ориентировки в пространстве, времени;
-совершенствование навыков звукового анализа слова;
-развитие памяти, внимания, мыслительных процессов.
Оборудование: карточки со стихами, бубен.
Ход занятия:
I.ОРГМОМЕНТ
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Мы рады новой встрече с вами.
Учитель-логопед: Здравствуйте! Скажите, а вам хотелось сегодня пойти в школу? А почему? Ребята, а вы помните, о чём мы с вами говорили на предыдущем занятии, в какие игры играли?
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами продолжим разговор о школе, о том, что интересного вас ждёт. А начнём мы с одной интересной игры. Сейчас я вам назову пары слов, а вы постарайтесь их запомнить. После этого я назову вам первое слово, а вам нужно будет вспомнить второе.
Школа-класс, учитель-урок, ученик-ответ, тетрадь-ручка, книга-закладка, портфель-пенал.
II. Основная часть.
Учитель-логопед. Ребята, а у меня для вас есть загадки.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки деревья одеваю,
посевы поливаю, движением полна,
Зовут меня….
Верно, весна. Даже до наших северных широт добралась весна.
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» —
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Я.Аким
-А какие вы можете назвать признаки весны?
Педагог-психолог: Скажите, а у кого из вас день рождения весной? А у кого летом? Поднимите руку те, у кого день рождения осенью. Теперь мы хотим увидеть зимних именинников. Конечно, обязательно нужно знать день своего рождения.
Учитель-логопед: Игра с движением
Солнце засветило, сугробы растопило,
тёплую погоду весна принесла.
Птицы прилетают и ёж с медведем знают:
Пора им просыпаться, весною любоваться
Молодцы!
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Педагог-психолог: Игра «Краски» (развитие сплочённости через физический контакт).
Учитель-логопед: Добавлялки
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает: слова не хватает.
Чтобы снова в дальний путь
Стих потёк как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Где весною было пусто, летом выросла зелёная (капуста)
Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке (жук)
Не полезет Влад на ель, у него в руках (портфель)
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные (подушка).
Педагог-психолог:
игра «Молекулы» (закрепление мотивации групповой работы)
Сейчас вы будете передвигаться по залу, а по моему сигналу каждый из вас должен выполнить то, что я скажу: собраться в пары, тройки, группы.
Сейчас мы с вами попробуем вспомнить те пары слов, которые называли в начале занятия. Я называю первое слово, а вам нужно будет вспомнить второе.
Школа-класс, учитель-урок, ученик-ответ, тетрадь-ручка, книга-закладка, портфель-пенал.
III.Итог занятия
В кругу.
Учитель-логопед Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Как вы считаете, что же ждёт вас в школе?
Что же ждёт меня тут в школе?
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Педагог-психолог:
Ждут учебники, тетрадки!
Будут праздники у нас…
Ждут меня успехи в школе
Ждет меня весь первый класс!
Ребята, давайте вместе скажем дружно 3, 2, 1, ждёт нас в школе первый класс!
ЛИТЕРАТУРА
Алифанова Е.А.Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры.-
Москва, Гном — пресс. 1999г.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.
Лопухина И.С. Логопедия — 550 упражнений для развития речи. — СПб., 1998.
Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ «Мар Т»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М., 2003.
Шаброва С.Е, Федорова И.Ю. Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. — 2007. — № 4.