Интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе:
«Потешки – это интересно!»
Цель: Развивать речь детей путем знакомства с русским фольклором.
Задачи:
Развивающие:
Развивать речь, внимание, память, используя различные
формы фольклорного жанра: потешки, пословицы, поговорки.
Развивать эстетические чувства.
Обучающие:
Учить соотносить текст с изображением.
Повторить знакомые потешки, проговаривая их с разной
силой голоса.
Закрепить навыки работы с красками.
Воспитательные:
Формировать нравственные чувства.
Воспитывать стремление помочь окружающим.
Воспитывать готовность к сотрудничеству.
Формировать умение доводить начатое дело до конца.
Дети и воспитатель находятся в группе.
Воспитатель: Посмотрите, сколько гостей пришло на вас посмотреть. Поздоровайтесь ними.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие, на сказочную полянку, на которой живут герои многих сказок? Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте поедем туда на поезде? (Дети берутся друг за друга и, изображая поезд, продвигаются за воспитателем в музыкальный зал.) Закройте глаза и скажите волшебные слова — крибле, крабле, бимс — в сказке окажись!
Воспитатель: Дети, посмотрите. Мы с вами на полянке очутились. Как здесь чудесно и красиво.
Звучит музыка, на полянку выходит грустный Колобок .
Колобок: Ребята, у нас исчезла радуга на небе, помогите нам ее вернуть.
Воспитатель: Ну что ребята, поможем?
Дети: Да. Конечно!
Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться в путь, я хочу вам сказать, что жители этой полянки очень любят, когда про них рассказывают потешки, пословицы, поговорки.
Хором: Зашагали наши ножки — топ, топ, топ. Ну-ка веселее — топ, топ (останавливаются около ели, на ней сорока)
Воспитатель: Дети, посмотрите, это же сорока! Кто расскажет про нее потешку?
Дети: Сорока -белобока, кашу варила.
Гостей созывала.
Кашей угощала,
Лисичку-сестричку, белку-невеличку.
Мишку — топтыжку, заиньку-трусишку.
Воспитатель: Здравствуй сорока — белобока, ты не знаешь, где радуга?
Сорока говорит, что не знает, и предлагает спросить у лисы.
Ну что же пойдемте дальше.
Посмотрите, из — за кустика хвостик выглядывает. Чей это хвостик? Правильно – лисичкин.
Ребята, а как вы думаете, из какой сказки эта лисичка? ( ответы детей)
Воспитатель: Лисичка не выходит, потешку ждет. Кто хочет рассказать?
Дети: Бежала лесочком лиса с кузовочком,
А что в кузовке?
Лесные грибочки!
Грибочки для сына и дочки.
Воспитатель: Здравствуй, лисичка! Ты не знаешь где радуга. Куда она спряталась?
И лисичка не знает…
Ну что же пойдемте дальше.
Воспитатель: — Смотрите впереди озеро. А на озере кто-то плавает. Давайте подойдём тихо-тихо, на носочках, чтобы не спугнуть. Вот так.
— Кого вы увидели? (Утку.) А кто рядом? (Утята.)
— Ребята, мы про уточку знаем потешку, расскажем её, только шёпотом.
Чья отважная семья
Не выходит из ручья?
Говорит им мама: “Кря!”
Мы купаемся не зря!
Воспитатель: Здравствуй уточка, ты не знаешь, где радуга?
Нет, не знает…
Ну что ж, пусть уточка плавает, не будем мешать. А мы отправляемся дальше.
Воспитатель: Посмотрите, чьи-то ушки длинные выглядывают. Кто бы это мог быть? (Может быть это зайка?)
Ребята, а в каких сказках вы зайку встречали? (ответы детей)
— Давайте позовём его: «Зайка, выходи!»
— Витя, позови зайку.
— Максим, позови зайку.
Арина, расскажи потешку про зайчика.
— Зайка-зайка, ты куда?
— Еду к деткам в города!
— А зачем? Там будешь жить?
— Буду с детками дружить!
— Ребята, зайчику очень понравилась потешка и он предлагает вам представить, что вы зайчата и сделать с ним зарядку.
Заинька попляши
Заинька, походи, Серенький, походи.
Вот так-этак походи. Вот так-этак походи.
Заинька, покружись, Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись. Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак топни ножкой. Заинька, попляши,
Серенький, попляши. Серенький попляши
Вот так-этак попляши, Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись, Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись, Вот так-этак поклонись.
Воспитатель:— Итак, мы с вами зарядились энергией, превратились снова в ребят и отправляемся дальше.
Посмотрите, какой лужок. Кого же вы видите? (ежика)
— А ежик на ушко мне сказал, что тоже хочет послушать про него потешку.
-Кто хочет рассказать? И Настя, и Саша, и Катя. Что же делать? А давайте все вместе громко расскажем ежику потешку.
Ежик, ежик, где ты был и что искал?
Я искал грибочки для своих сыночков.
Воспитатель: Здравствуй. Ежик, ты не знаешь где радуга?
Ежик знает и обязательно нам скажет, но сначала он просит ему помочь.
Он очень любит поговорки и пословицы, у него и картинки к ним есть, но он их перепутал и забыл.
Ребята, вы сможете помочь ежику вспомнить их?
Дети: Да!
( Воспитатель показывает иллюстрации – дети проговаривают поговорку)
Ежик сказал, что радуга находится вот за тем пригорком. Прошел сильный дождь и смыл все цвета у радуги, и теперь она не может заблестеть на небе, и ни кто не может ей помочь.
Воспитатель: Спасибо, ежик, за подсказку! А мы отправляемся дальше.
Посмотрите, ребята, радуга стала почти белой, как же нам помочь ей вернуть цвет?
Дети: Нужно ее раскрасить!
Воспитатель: Правильно! А для этого нам что понадобиться? (ответы детей)
Правильно. Вот здесь на столах есть все необходимое. Приступайте к работе.(воспитатель задает каждому ребенку нужный цвет, дети выполняют работу в парах по раскрашиванию)
После выполнения, работы объединяются в одно целое.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво получилось, вы большие молодцы. Теперь радуга обязательно засияет и будет радовать всех своей красотой.(Радуга поднимается на леске вверх)
Давайте расскажем про нее потешку.
Дети: Радуга –дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка –
Колоколнышка.
В зал забегает колобок:
Ребята, большое вам спасибо от всех жителей полянки!
Вы вернули нам радугу! Примите за это угощение.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А где бы вы хотели побывать в следующий раз? А я вам еще могу предложить отправиться в страну загадок. Согласны?
(Ответы детей)