Конспект урока на тему «Радуга-дуга. Песенки. Загадки. Пословицы и поговорки»


ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая»











ПЛАН – КОНСПЕКТ

литературного чтения по ПМ. 01

«Преподавание по программам начального общего образования»,

МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания»

студентки 3 курса группы «В»

Нагимовой Лейли















Методист/_______________/ Сафарова И.Р.

Учитель/_____________/ Хадиуллина Ф.М.



2015 год





Тема: Радуга-дуга. Песенки. Загадки. Пословицы и поговорки.

Цель: познакомить учащихся с произведениями малых фольклорных жанров (песенки, загадки, пословицы, поговорки); учить отгадывать загадки, пробудить интерес к произведениям устного народного творчества разных стран.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать понятие о малых фольклорных жанрах, об устном народном творчестве;

Метапредметные:

регулятивные: освоение способов работы с книгой;

познавательные: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения;

коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распре-делять роли в игре и инсценировках;

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению.


Оборудование: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Литературное чтение» 1 часть (с 28-39); презентация.


Материалы: М.Р.Львов «Методика преподавания русского языка в начальных классах», записи по методике преподавания русского языка.


План урока

I Организационный этап.

-приветствие;

-знакомство с детьми;

-проверка готовности детей к уроку.

II Актуализация знаний.

1)Проверка домашнего задания. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

III Формирование новых понятий и способов действия.

1)Работа по учебнику. Разговор Ани и Вани.

2)Игра «Отгадай загадку»

3)Беседа об устном народном творчестве.

4)Страница 36 отгадывание загадок.

5)Страница 29-30. Песенки русского народа.

6)Физкультминутка.

IV Формирование умений и навыков.

1) «Что такое пословица» объяснение

2)Страница 38. Пословицы и поговорки. Чтение и объяснение значений.

V Обобщение и систематизация знаний

1)Страница 39. Игра «Собери пословицу.

2)Объяснение значений пословиц.

VI Рефлексия

Закончите следующие предложения:

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось …

VII Итог урока

1)Что нового мы узнали на этом уроке?

2)Ребята, какая работа на уроке вам особенно понравилась?

3)Ребята, что о сегодняшнем уроке вы расскажите дома?

4)Домашняя работа: страница 37, задание 3. Придумать свою загадку о кошке.


Ход урока.

I Организационный этап.

-Здравствуйте, дети! Сегодня ваш урок чтения проведу я. Меня зовут Лейля Фаритовна. Ребята, вы все готовы к уроку? Садитесь.

-Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

-Теперь посмотрим какой ряд сидит красиво. Хорошо, молодцы.


II Актуализация знаний.

-Ребята, ваше домашнее задание было прочитать стихотворение А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый». Давайте, проверим выполнили ли вы домашнее задание. Кто начнет читать?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»

-Хорошо, молодцы!


III Формирование новых понятий и способов действия.

-Давайте, прочитаем разговор Ани и Вани.

-О чем говорят ребята? Что любит делать Аня? (Аня любит разгадывать загадки)

-А вы любите разгадывать загадки? Давайте поиграем. Разделимся на две команды и будем отгадывать загадки. Если будут трудности поможем друг другу.

Загадки:

1) Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (гриб)

2) Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги (стол)

3)Только вышел из скорлупки
в мягкой, легкой, желтой шубке. (цыпленок)

4)В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

5) Бабушка из сладких ягод

Наварила что-то.

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты. (Варенье)

6) Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? —

Это наша…(бабушка)

7) Острый нос, стальное ушко,

В ушке — ниточка-подружка.

Сшить обновки помогла

Нашей бабушке… (игла)

8) Наше место на глазах,
Держимся за ушки,
Любят нас все старички,
Мы обычные…(очки)

-Команды молодцы! Вы отгадали все загадки.

-Как вы думаете, есть ли автор у загадок или это народное творчество? (народное творчество)

-Какие ещё произведения устного народного творчества вы можете назвать? (народные сказки, песенки, пословицы, поговорки).

-Загадка, указывает на особые свойства, признаки, действия, которые имеются у предмета.

-Давайте, теперь откроем наши учебники на странице 36 и постараемся отгадать загадки.

1)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь). О ком говорится в загадке? (о девице) Есть ли что-то общее между морковкой и девицей? (У морковки длинная ботва, как распущенные волосы у девушки. Сидит морковка в земле, как «красна девица в темнице».)

2)Много рук, а нога одна (дерево). Подумайте почему в загадке сказано что рук много, а нога одна? (одна нога – это ствол, а много рук – ветки)

3)Летом шубу надевает, а зимой снимает (дерево)

4) Сидит в земле красная птица, на голове зеленые перья (морковь)

-Молодцы, на все загадки вы находите ответы.

-Теперь мы с вами прочитаем песенки русского народа. Страница 29-30.

1) Ах ты, радуга-дуга,

Ты высОка и туга!

Не дай дождичка,

Дай мне вёдрышко.

Чтобы деткам погулять,

Чтобы теляткам поскакть,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

-Ребята, вам понятны все слова? А слово вёдрышко вам понятно? Слово вёдро значит летняя сухая погода.

Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия о правильном питании «Овощи – наши друзья, с ними ссориться нельзя!»

-Кому обращаются в этой песенке? (к радуге)

2)Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

-В этой песенки вам понятно слово пуще? Пуще значит сильнее. В песенки обращаются к дождику, чтобы он шел сильнее.

3)Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай!

-О чем говорится в этой песенке? (о весне)

4)Жаворонки-жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое.

Унесите от нас,

Зиму холодную!

-Кому обращаются в этой песенке? (к жаворонкам)

-Ребята, вот мы с вами прочитали песенки русского народа. Скажите мне какая песенка вам понравилась больше всего? Почему? (ответы детей)

Физкультминутка.

-Ребята, теперь давайте немножко отдохнем и сделаем физкультминутку. (Физкультминутка фиксики).

-Отдохнули? Продолжаем наш урок.


IV Формирование умений и навыков.

-Ребята, откройте учебники на странице 38. Мы с вами теперь прочитаем пословицы и объясним их смысл.

-Прочитайте сначала, что написано о пословице? (пословица – мудрость народная)

-Содержание  пословицы раскрывается в речи. Поговорка сходна пословицей,  но  поговорка  –  не  является  полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения. Народ отличил пословицу от поговорки:  поговорка  –  только  цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

-Кто прочтет первую пословицу? (Родина – мать, умей за неё постоять) Это пословица какого народа? (русского)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Родина является как бы твоей матерью. Это место где ты родился или жил. Поэтому ее надо защищать).

-Вторая пословица. (Нет друга – ищи, а нашёл – береги) Пословица русского народа.

-Как понимаете пословицу? (Верного друга найти очень сложно. Есть люди, которые не могут дружить, они ищут только выгоду, пользу. Но это уже не дружба. Надо уметь дружить, отдавая всего себя и ничего не жалея для друга! Поэтому, если тебе посчастливилось дружить с таким человеком, береги его!)

-Пословица: Самое лучшее наследство – воспитанность. Татарская пословица.

-Значение: воспитание – это самое лучшее, из того, что вам дают родители. Ваши родители стараются, чтобы вы росли хорошими, добрыми, воспитанными людьми. Родителей нужно любить и всегда им помогать.

-Красота до вечера, а доброта навеки. Чечено-ингушская пословица.

-Значение: красота – это только на время, а доброта на всю жизнь. Поэтому нужно быть добрым, хорошим человеком.

-Говоря ложь не будешь умным; воруя не станешь богатым. Калмыцкая пословица.

-Значение: никогда нельзя обманывать, нельзя воровать. Если вы, обманывая, думаете, что станете умнее, то вы ошибаетесь. Невозможно быть умным, говоря ложь. И никогда не возможно стать богатым воруя, потому что ложь это ли воровство, то когда-нибудь все раскроется.

-Срубленное дерево снова не вырастает. Мордовская пословица.

-Значение: деревья растут очень долго, поэтому х нельзя рубить. Если срубить дерево, то оно снова не вырастет. Если не будет деревьев, наш воздух будет грязным. Ещё есть поговорка срубил дерево – посади два.


V Обобщение и систематизация знаний

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса на тему «ПРОЩЕ ПРОСТОГО»

-Ребята, давайте теперь поиграем в игру «Собери пословицы». Соберем пословицы и объясним их значение. Найдите страницу 39.

Пословицы:

1)Не пером пишут, а умом. Значение:  если человек пишет, не обдумывая свой текст, то он никому и не нужен будет, а вот если текст имеет смысл, то тогда автор закладывает в нем нужность. Поэтому когда пишете нужно хорошенько подумать как передать то, что вы хотели сказать.

2)Каков мастер, такова работа. Значение: Как человек относится к своей работе, так она и получается. Если работаете усердствуя, то у вас все получится хорошо, если делаете работу нехотя, ваша работа будет плохой.

3)Знай больше, говори меньше. Значение: впитывай полезную информацию, знания и сведения и не болтай попусту того, чего можно не говорить, не болтай того, чего не знаешь.

4)Не спеши языком, спеши делом. Значение: не нужно тратить слова попусту, бросать их на ветер и давать обещания, которые вряд ли сможешь сдержать. Некоторые люди обещают что-то сделать, но не делают обещанного. Поэтому не нужно говорить много, а нужно работать, не давать обещания, а выполнять.

5)Маленькое дело лучше большого безделья. Значение: лучше сделать хоть что-то, чем ничего не делать.

-Молодцы, ребята.


VI Рефлексия

-Ребята, закончите следующие предложения:

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось …



VII Итог урока

1)Что нового мы узнали на этом уроке?

2)Ребята, какая работа на уроке вам особенно понравилась?

3)Ребята, что о сегодняшнем уроке вы расскажите дома?

-Ребята, ваша домашняя работа будет придумать свою загадку о кошке. Страница 37, задание 3.

-Урок окончен. До свиданья.



























Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: