Тема: Радуга настроений.
Развивающее занятие. Цветотерапия.
Цель занятия развитие эмоциональной сферы детей, расширение представлений о цвете, о его роли в жизни.
Решалась через следующие задачи
Задачи:
Гармонизации внутреннего состояния.
Снижение уровня внутреннего напряжения и тревожности.
Формирование эмоциональной устойчивости личности ребёнка.
(достигались через задания таких психологических технологий, как цветотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия)
Развитие сенсорных каналов ребенка.
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
(через задания пластилинотерапии, арт-терапии)
Воспитание сплочённости коллектива( путём выполнения совместной работы, обсуждения вопросов и решения проблем в группе).
Развитие дифференцированного восприятия цвета путём упражнений на различение и выделении цвета. (цветотерапия)
Развитие УУД:
Познавательные. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные. Целеполагание, контроль, оценка своей работы.
Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи , умения договариваться с партнерами
Личностные. Развитие умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей.
Психологические технологии: арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, пластилинотерапия, сказкотерапия, мандалотерапия.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки на столах с изображением эмоций детей, карандаши цветов радуги, рисунок радуги.
Ход занятия.
Всем доброго Утра и интересного путешествия. Возьмемся за руки, подарим тепло своих рук. А теперь пустим улыбку по кругу и подарим искорку добра от своего сердца.
Дети, кто из вас любит волшебство? Вот и наше занятие сегодня будет не совсем обычным, скорее сказочным и волшебным.
Поэтому добро пожаловать в чудесный мир. Чтобы узнать тему нашего занятия, сядьте удобнее, расслабьтесь и посмотрите внимательно на экран.
(Презентация цветотерапия).+музыка
Обсудите в группе, о чем мы сегодня будем говорить, кто сможет определить тему занятия по просмотренной презентации? (ответы)
1 слайд. Тема нашего занятия «Радуга настроений». Разве может существовать такая радуга? (ответы)
А может ли наше настроение быть таким же разнообразным как цвета радуги, может ли оно соответствовать определенному цвету радуги? (ответы)
2 слайд. Вот сегодня мы и узнаем, как цвет влияет на наше настроение, может ли быть определенное значение у каждого цвета.
3 слайд
Предлагаю вам отправиться в сказочный лес, но в него так просто не попасть, необходимо сделать радужный билетик. Перед вами пластилин всевозможных цветов, выберите тот цвет, который вам ближе всего, который отражает вас или ваше настроение, слепите из него продолговатый жгутик и наклейте на ваш билет, пусть ваша радуга будет волшебной, четырехцветной и в ней можно использовать те цвета, которых нет в настоящей радуге.
(Творческая работа, пластилинотерапия).
Кто из вас помнит последовательность цветов радуги, а прием как запомнить цвета радуги? 4 слайд
Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь.
Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп.
Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.
Готовы наши пропуски в мир сказки.5 слайд Отправляемся.
6 сл. В сказочном лесу жили прекрасные маленькие Феи. Каждая фея была наделена каким-нибудь даром: одна могла вырастить необычный цветок, другая — оживить бабочку, третья делала воду прозрачной, чистой и целебной. И мир их был очень красочный и счастливый.
7 сл. Только одна фея по имени Радуга не могла сделать ничего волшебного. Единственная ее способность раскрашивать предметы в сочные радужные цвета, но ее дар был никому не нужен, так как в их лесу было достаточно разнообразных цветов. Остальные феи не хотели дружить с Радугой. Обижали ее и дразнили, не брали в свои игры. Как вы думаете, что испытывала Радуга? Какие чувства и эмоции? (ответы)
Одиноко, грустно, тоскливо жилось Радуге в большом лесу. Часто гуляла она одна и тихонько плакала, сидя на радуге. А остальным жителям было замечательно там. Все пели и танцевали.
8 сл. Но не всем нравился их сказочный лес, неподалеку жил злобный тролль, который терпеть не мог веселье, радость и разноцветье этого леса. Наслал он волшебный ветер и все цвета сдуло, стало грустно, мрачно, холодно, неприятно в лесу.
9 сл. 10 сл. Остались только черные, серые, коричневые, грязные, холодные цвета. Волшебные феи не могли ничем помочь, а у феи Радуги не хватало сил все раскрасить.
11 сл. Можем ли мы чем-то им помочь. Как? Ваши версии. Обсудите в группе. Принимаются самые невероятные предложения. (ответы)
У вас на столах разные инструменты и материалы, можем ли при помощи них помочь? А как? (ответы)
Я предлагаю вам помочь фее Радуге, сегодня мы научимся плести волшебный магический радужный Оберег-защиту для маленьких фей, который вернет цвет в их сказочный мир и даст сил для феи Радуги. Готовы? Вы должны внимательно послушать, как его изготавливать, что означает каждый цвет, помогать друг другу, только тогда мы сможем прогнать колдовство Тролля.
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
12 слайд. У вас на столах таблички с разными цветами, возьмите каждый по 2 цвета и интуитивно, как сами чувствуете, разделите их на 2 группы: 1 группа цвета радости, 2 цвета грусти.
Сейчас посмотрим какие же цвета вызывают радостные, какие грустные эмоции и настроение. Проверьте, правильно ли распределили эти цвета. 13. 14 сл.
А сейчас узнаем, что обозначает каждый цвет, с какими словами ассоциируется каждый цвет 15 сл.
Красный – жизнь, активность, огонь.
Оранжевый – веселье, доброжелательность, радость.
Розовый –романтичность.
Желтый — легкость, солнце, богатство.
Зеленый – спокойствие,жизнь.
Синий — верность, спокойствие, небо.
Голубой – честность, творчество, интуиция.
Фиолетовый –целительство, волшебство.
Белый — чистота, новые возможности, защита.
Черный, серый, коричневый – ни в коем случае нельзя использовать в оформлении помещений. Постарайтесь их разбавить яркими пятнами. Эти цвета несут угнетенное состояние, агрессию.
Эти знания вам пригодятся для творческой работы при изготовлении Оберега-защиты, которые поможет нашей фее, а после вы сможете его повесить у себя дома или подарить близким. 16 сл.
(последовательность на презентации) 17 сл., 18, 19, 20, 21 сл.
Практическая работа.
У вас на столах есть обозначение каждого цвета и последовательность-алгоритм работы, можете обращаться за помощью к карточкам-советам.
А настроиться на волшебный лад нам поможет сказочная музыка, только с добрыми мыслями мы сможем сплести эту защиту.
Это не просто придуманный сказочный щит, в старину наши предки-славяне тоже плели такие Обереги-защиты и назывались они Божье око или Крестец, весили его над кроватками детей или перед входной дверью, чтобы отогнать всё зло и неприятности. Плели и более сложные Обереги, Коловрат или позже его стали называть Звезда Вифлеема.
Презентация работ.
Волшебство связано с фокусами, поэтому предлагаю посмотреть, разрушились ли злые чары, вернулись ли цвета радуги в сказочный лес. Фокус. Превращение белой воды в цветную.
Вы смогли разрушить колдовские чары и помочь маленькой фее стать сильной и уверенной в себе. Теперь ее стали ценить в сказочном лесу и больше не обижали. И вы будьте всегда внимательны друг другу, уважайте каждого человека, ведь каждый самоценен, у каждого свои достоинства. Надеюсь, это занятие пригодится вам в дальнейшем, ведь правильный цвет поможет выздороветь и поднять настроение, успокоиться и быть более радостным, если грустно и тоскливо, возьмите яркие краски и нарисуйте картину, из яркого пластилина слепите сувенир или просто скушайте ярких сочных ягод или фруктов.
Рефлексия. В завершении я предлагаю вам выбрать цвет ленты, соответствующий вашему настроению после этого путешествия, покажите его нам, а теперь выложите в виде дуги радуги..
И в завершении предлагаю дополнить фразы на цветных ленточках.
Мне понравилось…Я научился… Узнал новое о… Смог помочь… После занятия у меня…настроение. Я хочу научиться…Хотел бы поблагодарить… У меня возникли трудности… Подарок в память о занятии. Если захотите научиться плести коловрат, обращайтесь в кабинет психолога.