МБОУ лицей с. Долгоруково
Мастер-класс в ГПД на тему :
«Роль психологической игры в адаптационный период ребенка»
1 класс (6-7 лет)
Воспитатель ГПД:
Калинина Ольга Николаевна
Тема: «Роль психологической игры в адаптационный период ребенка»
Цель мастер-класса: помочь детям адаптироваться в школе.
Задачи мастер-класса:
формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю;
научить ребенка играть вместе с другими детьми;
снять эмоциональное напряжение.
План проведения мастер-класса:
Представление технологии.
Проведение психологической игры.
Совместное моделирование.
Рефлексия.
1. Представление технологии.
Вступая на эту ступеньку своего развития, ребенок испытывает стресс. Очень сложно освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Дети 6-7 лет эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в школу, и это здорово! В школе его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Ребенок дома играет в основном один.
– Чем может помочь взрослый? Да. Главное – это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениям.
Игра для детей — это не только развлечение и забава. Дети проводят в играх большую часть своего времени, для них — это основной вид деятельности. Играя, ребенок в первую очередь развивается и познает весь окружающий мир. Именно поэтому заботливый родитель и грамотный педагог может часто использовать психологические игры в воспитании ребенка.
Педагог сам определяет на что должна быть направлена каждая конкретная игра. Будет ли это развитие памяти, реакции, смекалки, внимания, воображения, эмоций или музыкального слуха. Так же психологическая игра может выявить в детском коллективе яркого лидера, а так же сплотить коллектив. Явный плюс такой игры в том, что развлекаясь и играя с удовольствием, ребенок даже не понимает, что в данный момент идет процесс воспитания. Педагог должен подбирать игры очень внимательно.
Я применяю в своей работе следующие приемы:
Подвижная игра (эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.).
Игры-забавы (имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения).
Развитие кистей рук и пальцев (развивается зрительно-двигательная координация.)
2. Проведение психологических игр.
Ты мне нравишься.
Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.
Материалы: Клубок цветной шерсти.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.
Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться «козлы отпущения» и «аутсайдеры». Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что…», то позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты…».
Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
— Достаточно ли дружен наш класс?
— Почему каждый ребенок достоин любви?
— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Волшебные кляксы
Цель: развитие воображения
Форма проведения: групповая
Материал: лист бумаги, краски.
Ход игры: До начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Путаница
Цель: сплочение группы
Ход игры: Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся в круг и берутся за руки. По команде взрослого они, не бросая рук, путаются между собой. Взрослый помогает запутаться детям. Когда готова путаница, зовут игрока, который находился за дверью. Его задача – распутать путаницу.
Подари движение
Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.
Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий – в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течение 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.
3. Совместное моделирование.
Уважаемые коллеги, я показала несколько приемов игры для формирования эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, коллективной игры, снятия эмоционального напряжения.
Перед вами описание игр. Вы должны выбрать те игры, которые относятся к играм в адаптационный период для детей 6-7 лет. Почему вы так считаете?
4. Итог.
Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, укажите соответствующую цифру, оставьте свои комментарии.
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Занятие, рожденное вдохновеньем!
Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!
Список используемой литературы:
1.Мищенкова Л.В. «Творческие игры и упражнения», Издание 2-е, Волгоград, Издательство «Учитель» 2010г.
2.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991
3.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.
4.»Психологические игры для детей» Инна Светланова Издательство: Феникс, 2013 г.
5.Д.Б. Эльконин. Психология игры. М., 1978.