Тема: «Семейный бюджет»
Цели: 1) познакомить детей с понятием «семейный бюджет»;
«доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы»;
овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
2) развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление;
3) воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.
Ход урока
Орг. момент
2. Проверка домашнего задания
— Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)
— Что означает денежная сумка? ( Бюджет.)
— Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)
— Как называются деньги, которые тратят? ( Расходы.)
— Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? ( Налоги.)
-Что такое бартер? (прямой обмен одних товаров на другие)
-Что использовалось раньше в качестве денег? (шкурки пушистых зверей, морские ракушки)
Кто на ваш взгляд более богат?
Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)
Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.)
Сообщение темы и задач урока.
Диалог
Встречаются на перемене два друга.
— 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?
— 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.
1ый мальчик. А что такое семейный бюджет?
2 ой мальчик. Не знаю.
Ребята спорят и доказывают, что они знают о семейном бюджете.
Семья – часть государства. И поэтому семья так же образует свой бюджет. А называется он семейным бюджетом.
— Как вы понимаете слово семейный бюджет?
— Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».
Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.
И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
Работа по изучению нового материала.
1. — Из каких составляющих состоит семейный бюджет?
Доходы, расходы, налоги;
— Какие доходы поступают в ваш семейный бюджет? (рассказы учащихся)
Пенсия бабушки и дедушки Заработная плата родителей
Детские пособия Стипендия брата
2. Фронтальная работа.
Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи?
Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.
При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.
Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Дети. Несколько человек поднимают руку.
Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
3. Коллективная работа.
Учитель: — А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.
Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.
Пока звучит музыка, вы выполняете задание.
Проверка. На доске правильно выполненное задание.
Расходы | ||
Зарплата | Квартплата | |
Пенсия | Транспортные услуги | |
Стипендия | Продукты | |
Пособие |
|
— Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Лотерея, премия, наследство
— А непредвиденные расходы? -Болезнь, несчастье.
В семейном бюджете может складываться такая ситуация: Д > Р; Д = Р; Д < Р;
— Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?
Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.
Учитель:
-Что значит экономить?
-Чем отличается экономный человек, от жадного?
-На чём бы вы экономили?
Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.
Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы. Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.
— А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?
-Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»
-На чем же мы можем сэкономить?
* на транспорте – если пользоваться проездным
* на коммунальных услугах – экономия электричества
* на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок
* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы
* на посещениях театра– не стоит обеднять свою жизнь из-за этого
4. Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения)
-Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
-Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
-Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
— Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.
-Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
-Бережно относись к своим вещам.
-Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
— Чаще пользуйтесь услугами такси.
-Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.
-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями
– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет
5. Закрепление изученного материала
1. Решают математические задачи по данной теме
Задача 1
У папы зарплата- 18000 рублей. У мамы – 10000 рублей. Расход семьи в месяц составляет – 25000 рублей. Сосчитать накопление семьи за месяц.
Сколько денег можно накопить семье за год?
Задача 2
В школьной столовой стоит пирожок стоит 5 рублей. Сколько денег нужно на 5 учебных дней, если каждый день покупать по 2 пирожка?
Задача 3
Проезд в маршрутном такси стоит 50 рублей. Сколько нужно денег, чтобы приехать в школу и обратно домой?
Решают задачи, объясняют решение.
Вывод: Копейка рубль бережет
2. Игра «Сделай подарок».
—А теперь представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.
3. -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания.
продукты стоимость
хлеб 16 руб
молоко 37 руб
мясо 200 руб
сахар 30 руб
масло 160 руб
4. Как я могу помочь пополнить бюджет семьи?
Коля и Оля помогают отцу-фермеру. Коля вырастил 10 кроликов, а Оля 8 цыплят. На рынке кролик стоит 100 руб, а цыпленок 200 руб. Кто из детей заработал для семьи денег больше и на сколько?
5. Тест.
1. Из чего складывается семейный бюджет?
А) из заработной платы, пенсии, стипендии.
Б) из доходов и расходов.
В) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
Я) расходы
Е) проценты
Ю) доходы
3. Вознаграждение это:
Б) зарплата
Г) налог
Д) доход
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:
Ш) доходы
Ж) расходы
Х) прибыль
5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:
Е) доходы больше расходов
И) доходы равны расходам
А) доходы меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия — это разные виды:
Т) доходов
П) расходов
К) денег
6. Итог урока.
-Что такое «семейный бюджет»?
-Назовите доходы семейного бюджета.
-Назовите расходы семейного бюджета?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет
7. Домашнее задание: составить семейный бюджет своей семьи на 1 месяц