Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому направлению
развития детей №7 «Рябинушка»
Конспект урока на тему
«Цветные льдинки»
подготовила
воспитатель
Железнова Эльвира Радифовна
г. Набережные Челны
2013
«Цветные льдинки»
Цель: развивать у детей способность к экспериментальной деятельности
Задачи: 1. Знакомить детей со свойствами и качествами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, легче воды);
2. развивать мышление, внимание, умение делать несложные выводы;
3. воспитывать любознательность
Ход занятия:
Организационный момент
Психогимнастика: игра «Волны»
— Здравствуйте, ребята! Ребята вы верите в чудеса, любите мечтать? А хотите отправиться со мной в необычное путешествие, на море? Для того, чтобы начали происходить чудеса, вы должны слушать меня внимательно и выполнять то, что я вам буду говорить. Вы наверно знаете, что на море бывают небольшие волны. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать» как волны, когда они накатывают на берег, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людях, если бы они умели говорить. Наверно, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас». Предлагаю каждому из вас по очереди, искупаться в море (купающийся становится в центр, волны по одной подбегают к нему и поглаживают его, тихонько проговаривая слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя»). Молодцы!
А теперь подойдите, пожалуйста к окну — посмотрите внимательно, что это у нас на дереве такое красивое висит? (Цветные льдинки). Как красиво у нас стало на участке! А почему они не тают на улице? (потому что холодно). Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
В мороз – лежит, в тепло – бежит,
Прозрачное, а не стекло,
Погреешь – собрать не успеешь
(лёд)
-Правильно! Ребята, так о чем мы будем с вами сегодня говорить? Чем будем заниматься? (выслушиваю ответы детей). Мы будем говорить о свойствах и качествах льда и сами попробуем сделать лед.
2. Рассматривание льда
Подойдите, пожалуйста, к столу, откройте салфеточки – что это? (на блюдцах лед). Это лед, льдинки! Давайте мы узнаем, какой же бывает лед. Возьмите льдинки в руки. Ребята, какой лед? (холодный, гладкий, скользкий, твердый). Что стало с вашими ладошками? (они стали холодными, мокрыми). А почему ладошки мокрые? (лед растаял). Правильно, значит, из чего сделан лед? (из воды) А как же из воды получился лед? (вода замерзла). Молодцы! Значит, лед – это твердая, замерзшая вода.
А теперь положите, пожалуйста ваши льдинки в миску с водой. Что же происходит со льдом? (лед плавает, не тонет). Запомните, ребятки, лед легче воды, поэтому и не тонет. А теперь вытрите ваши ручки салфеткой.
Ребята, а где мы еще можем увидеть лед? (на улице). Послушайте стихотворение:
Мне серая лужа простудой грозила,
Расхлюпалась грязь,
И весь день моросило,
И не было в мире скучнее двора,
Чем тот, где гулять я пытался вчера.
Сегодня на ветках не капли, а льдинки
По грязи хожу, не запачкав ботинки.
А бывшая лужа с водой ледяной.
Дрожит и трещит, и хрустит подо мной.
— Ребята, а почему на улице лужи превратились в лед? (на улице стало холодно и вода в лужах замёрзла). Молодцы!
А теперь подходим ко мне, немного отдохнем:
3. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз туда, два сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху мы подняли
Раз, два. раз, два (хлопают)
Вот и кончилась игра.
4. Изготовление льда
Присаживайтесь за стол, ребятки (дети садятся). Что вы видите перед собой? (воду и краски). Как вы думаете, для чего нужны краски? (чтобы окрасить воду). Правильно. Возьмите любой, один цвет краски, и с помощью кисточки окрасьте воду. А для чего мы красим воду? (чтобы сделать цветные льдинки). Молодцы, все покрасили воду! А теперь возьмите пожалуйста такой инструмент, это называется пипетка, и с ее помощью мы будем переливать воду в формочку, вот так (показываю). Давайте посчитаем их – одна капелька, вторая, третья, четвертая, пятая… Молодцы! Ребятки, из чего состоит вода (из капелек). А сколько их? (много).
Все формочки залиты, а чтобы льдинки висели – опустим в форму ниточки – это будут наши веревочки. А что нужно делать, чтобы получился лед? (заморозить) А где? (на улице или в морозильнике) Давайте поставим формочки на поднос и вынесем на улицу, а потом посмотрим, что получится.
4. Рефлексия
Чем мы сегодня занимались? (рассматривали и изготавливали лед) Что мы хотели узнать? (какой лед, из чего он состоит) Удалось ли это нам, ребятки? Каким способом мы сделали цветные льдинки? (сначала покрасили воду, а затем с помощью пипетки залили формочку цветной водой и положили на холод). Молодцы! Вы все хорошо поработали! Эвелина внимательно слушала меня, Савелий и Соня замечательно считали капельки; Марина умело переливала воду с помощью пипетки; Леша, Карина и Рома хорошо отвечали на вопросы; Кирилл и Адиля быстро повторяли движения зарядки! Давайте все вместе похлопаем друг другу – какие вы молодцы!
Список использованной литературы
Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. – М.: Эксмо, 2013.
Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург, 1995.
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007