Смоленское областное бюджетное государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Красноборская санаторно-лесная школа»
«Ты знаешь, сердце, что такое друг?»
Занятие-беседа
6 класс
Воспитатель: Михайлова
Людмила
Петровна
Смоленск, 2014
Цели и задачи:
Развивать осознанное отношение к дружеским связям.
Формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность,
Побуждать детей к анализу собственных поступков.
Поддержать атмосферу доброжелательности в классе с целью расширения пространства доверия между учащимися.
Формирование УУД:
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для ответа; презентовать подготовленную информацию.
Коммуникативные: навыки сотрудничества, составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства.
Регулятивные: умение выстраивать ответ, корректировать деятельность, оценивать и сравнивать с эталоном результаты деятельности; оценивать весомость приводимых рассуждений, анализировать эмоциональное состояние, полученное от данной деятельности.
Личностные: анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, проявлять доброжелательность доверие, внимательность; умение презентовать себя, свои личные качества, усвоенные знания, правильную речь.
Тип мероприятия: занятие-игра для детей среднего школьного возраста.
Оформление:
Тема занятия написана на альбомном листке, который висит на классной доске, повёрнутый текстом к доске.
На классной доске – плакаты — афоризмы о дружбе, также развёрнутые текстом к доске:
«Дружите с умным, ибо друг – дурак
Порой опаснее, чем умный враг» (Д. Руми).
«Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» (В.И. Даль).
«И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.» (Омар Хайям)
«Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам». (Дж. Адисон)
Оборудование:
Косынка или шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?».
Проектор.
Разрезанные пополам 8 пословиц и поговорок о дружбе.
План беседы:
Вступление.
1.1 Формулирование темы и задач.
1.2. Просмотр презентации «О дружбе».
Основная часть.
Проблемная ситуация «Выбор друга».
Просмотр и обсуждение притчи «Мир такой, каким его видишь».
Выразительное чтение и обсуждение стихов о дружбе.
Игра «Знаешь ли ты своего друга?»
Мини-конкурс «Пословицы о дружбе».
Просмотр и обсуждение видеоролика «История о настоящей любви и дружбе».
Заключительная часть.
Заключительное слово педагога.
Упражнение «Фонтан дружбы».
1. Вступление.
1.1. Формулирование темы и задач.
— О чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашей беседы? На эти вопросы вы можете ответить сами, прочитав на доске высказывания поэтов и философов. Кто желает начать чтение афоризмов?
(Дети подходят к доске поочерёдно открывают и читают афоризмы)
-Так о чём же мы будем сегодня говорить? Да, о дружбе, о друзьях. (Воспитатель открывает тему занятия на классной доске.)
«Ты знаешь, сердце, что такое друг?» Это слова поэта Носира Хисроу. И задуматься над этими вопросами должен каждый. Дружба — это близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Только настоящий друг может понять ваше настроение, ваши переживания, он проявит сочувствие в трудную минуту, утешит и поддержит. Иметь настоящих друзей – великое благо, потому что дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее.
И сегодня мы попытаемся углубить наши представления о дружбе и понять, как наши личные качества могут помочь найти новых друзей или, наоборот, отрицательно повлиять на дружбу. Начали мы с высказываний известных людей о дружбе и сейчас продолжим знакомиться с ними.
1.2. Просмотр презентации «О дружбе».
2. Основная часть
2.1. Проблемная ситуация
— Мы часто не задумываемся, почему мы дружим с одними людьми, ссоримся с другими и не замечаем третьих. А иногда все-таки, чтобы понять себя и своих друзей, нужно анализировать свое поведение. И мы начнем наш разговор со следующей истории.
« У Андрея был друг Сергей. С Сергеем он дружил с раннего детства, жили они в одном доме, по вечерам вместе играли во дворе, ходили в одну группу детского садика, а затем в один класс. В 7 классе у них появился новый ученик. Его звали Валерий. Валера неплохо учился, стильно одевался, имел дорогие телефон и планшет. Но, главное, он профессионально занимался теннисом, занимал призовые места и часто пропускал уроки из-за соревнований. При этом он выглядел независимым и на всех смотрел свысока. Девчонки в классе на него засматривались, а парни старались подружиться с ним, а некоторые откровенно заискивали перед ним. Сергей был среди них. Во дворе он по-прежнему дружил с Андреем, а в классе не отходил от Валеры, а Андрея будто бы не замечал. И однажды на перемене, пробегая мимо парты друга, Сергей нечаянно смахнул открытый пенал Андрея на пол. Школьные принадлежности разлетелись по всему классу. Андрей начал собирать с пола фломастеры, карандаши и ручки, Сергей сначала хотел ему помочь, но увидев, как над ползающим под партами Андреем смеётся Валера, стал смеяться вместе с ним. Андрею стало очень обидно, ведь Сергея он считал своим другом.»
— Как выдумаете, как должен поступить Андрей и почему? Как бы вы поступили?
2.2. Просмотр и обсуждение притчи.
— А сейчас мы посмотрим притчу «Мир такой, каким его видишь». Притча – это развёрнутая пословица, небольшая поучительная история. После просмотра мы ответим на вопрос: «А чему учит нас эта притча?»
(Просмотр. Ответы детей.)
— Да, действительно, очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений.
Ученик читает стихотворение:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» —
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
2.3. Выразительное чтение и обсуждение стихов о дружбе.
— Как вы считаете, почему люди так много говорят и пишут о дружбе? Давайте попытаемся понять, какие мысли авторы стихотворений, хотели бы донести до слушателей или читателей?
Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней —
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!
Елена Карабеля
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце — ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать —
То вряд ли это друг…
Валентина Кошелева
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Елена Стеквашова
Приходи ко мне, подруга;
В непогоду и дожди,
В жаркий день, в мороз и вьюгу
Без сомнений приходи.
Буду ждать, не заскучаю,
Встречу очень горячо.
Я тебе поставлю чаю
Или кое-что ещё.
Накормлю тебя обедом
И за праздничным столом
Заведу с тобой беседу,
Как всегда, о том, о сём.
Отведём по-женски душу,
Чтобы впредь не бередить.
Скажешь тайну, — не нарушу,
Всё сумею сохранить.
Нам нужны чужие уши,
Чтоб не рос в душе пожар.
А твоё уменье слушать —
Редкий в наше время дар.
Успокоены, в полёте
Воспарим, как птицы, мы.
Простота твоя и лёгкость —
Светлый луч в потоке тьмы.
О заветном, о девичьем
Целый день проговорим,
И тоска в дурном обличье
Вмиг рассеется, как дым.
Наталья Седова-Шмелёва
2.4. Игра «Знаешь ли ты своего друга?»
— Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете своих друзей. Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите руки те, кто считает себя настоящими друзьями. Я приглашаю вас к доске, чтобы все видели, что у нас в классе есть настоящие друзья.
— Мы поиграем в игру «Знаешь ли ты своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответы на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответы на доске, второй с завязанными глазами ждет, затем, когда ответы написаны, отвечает.
— Какие у него глаза?
— Его любимое время года?
— Его любимое блюдо?
— Его любимый фильм?
— Его любимый учебный предмет?
— Какой вид спорта он любит?
— Как зовут его брата (сестру)? И т.д.
Учитель подводит итог. Игра повторяется с другой парой.
2.5. Мини-конкурс «Пословицы о дружбе».
— А сейчас, ребята мы узнаем, знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе, я приглашаю двух учеников, желающих принять участие в небольшом конкурсе пословиц. (Выходят дети, желающие участвовать в конкурсе)
— Восемь пословиц записаны на одинаковых листках и разрезаны пополам, кто быстрее соберёт и прочтёт хотя бы 5 из них, станет считаться победителем конкурса.
(Звучит песня в исполнении детского ансамбля «Барбакрики» «О дружбе», дети пытаются собрать пословицы, затем они читают их. И тот, кто собрал больше пословиц объявляется победителем мини-конкурса и ему вручается сладкий приз.)
Нет друга – ищи, а нашёл, береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познаётся в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех – и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
2.6. Просмотр и обсуждение видеоролика «История о настоящей любви и дружбе»
— Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде. Об этом следующий сюжете «История о настоящей любви и дружбе».
3. Заключительная часть
3.1. Заключительное слово педагога
— На этом занятии мы с вами читали стихи о дружбе, обсуждали ситуации, которые происходят с друзьями, вспоминали пословицы и притчи о дружбе, читали мнения и высказывания известных поэтов и философов. И сейчас, в заключении, каждый из вас уже может сказать, что для вас дружба и кто такой друг.
— Выразите свою мысль одной фразой: «Друг – это тот, кто…»
(Дети по очереди заканчивают фразу. Можно задавать встречные вопросы: «Почему ты так считаешь?» или «Ты уверен, что это качество главное в дружбе?» и т.д.)
3.2. Упражнение «Фонтан Дружбы»
— Я предлагаю вам закончить занятие, построив фонтан Дружбы, который отражал бы силу взаимопомощи друзей.
Время на построение фонтана 3 -5 минут. Полученную скульптуру фотографируют. Педагог благодарит всех за работу.
4. Источники:
Матюхина Ю.А. Классные часы на темы этикета. – М.: Глобус, 2008.
Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008.
Северина О.А. Спутник классного руководителя воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, классные часы, тесты. –М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
[Электронный ресурс]. URL: