Тема: Уходи, обида прочь! Я себе смогу помочь!»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
Задачи:
дать понятие обиды;
развитие умения детей справляться с жизненными трудностями, управлять своими эмоциями;
знакомство детей со способами того, как справиться с обидой;
гармонизация личности ребенка, повышение его уверенности в себе, своих возможностях.
Оборудование: демонстрационный материал “Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции” Фесюковой Л.Б., Курбатовой З.А. (или картинки с ситуациями, демонстрирующими проявление обиды, злости, грусти), бумажная копилка, бумага для рисования, цветные карандаши (краски, фломастеры), коробочка “Я справился”, стеклянные камешки, воздушные шары, маркеры, памятки “Уходи, обида, прочь!”, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Ритуал приветствия “Передай улыбку”.
(Дети стоят в круге. По часовой стрелки, начиная с ведущего, по очереди поворачивают голову к стоящему рядом и улыбаются.)
2. Мини-викторина “Угадай эмоции”.
(Работа по картинкам №3, №6, №12 демонстрационного материала “Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции” Фесюковой Л.Б., Курбатовой З.А.)
— Отгадайте, о какой эмоции идёт речь?
Как грустно мне что-то сегодня,
На улице дождик идет.
Мелодия песни далеко
О чем-то печальном поет…
Грущу в наслажденье привольно.
Меня вам никак не понять.
Нет настроенья сегодня,
И капает дождик опять. (Лариса Касимова)
— Это грусть.
От злости не видишь неба,
Злость застилает глаза,
Не надо воды и хлеба,
Найти б побольней слова…
И сон убежал твой напрочь,
Злость не даёт уснуть
И думаешь думу на ночь,
Ну как бы больней кольнуть.
— Это злость.
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
И щеночка, и кота… (Эмма Машковская)
— Это обида.
II. Основная часть
1. Вводная беседа.
— Хороши ли такие эмоции как грусть, злость?
— А именно они часто являются спутниками обиды. Значит, мы должны уметь справляться с такими негативными эмоциями. И сегодняшнее занятие поможет нам в этом.
— Когда вы обижаетесь? Вспомните случаи, когда вы обижались. На кого?
— Так, что же такое обида?
— Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Обида – острая боль. Обида – горечь, направленная внутрь человека.
— Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые?
— Как мы реагируем на обиду?
2. Упражнение “Поведение обиженного”.
(На доске записаны слова, определяющие поведение: уверенное, неуверенное, грубое, безразличное, трусливое, справедливое. Выбирается ведущий, который изображает поведение обиженного. Остальные отгадывают, выбирая из этих слов.)
— Какая реакция была убедительна?
— Как нужно реагировать на обиды?
— Как вы считаете, нужно ли копить обиды?
— Мы можем сделать вывод о бесполезности накопления обид.
3. Упражнение “Копилка обид”.
— Нарисуйте свои обиды. (На работу дается 8-10 минут. Дети рисуют под музыку.)
— Чем похожи рисунки?
— Сложим ваши “обиды” в копилку.
— Кто может нам помочь избавиться от обиды?
— Всегда ли стоит обижаться во время споров?
— Удается ли вам самим справиться с обидой?
— А что лучше самому себе помочь или ждать помощи?
— Что же нам делать с обидами? Что мы сделаем с копилкой обид? (Рисунки рвём, копилку с обрывками сминаем и выбрасываем в мусорную корзину.)
— Как нам быть с нашими обидами в жизни?
— Прощать.
— Как относиться к обидчику?
— Прощать.
4. Упражнение на расслабление.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют.
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление – приятно. (Звучит релаксационная музыка.)
— Сядьте удобнее… Закройте глаза… Устроитесь так, чтобы каждая часть тела была расслаблена. Руки и ноги отдыхают… Лицо спокойно, челюсть разжата… Сделайте несколько глубоких вдохов через нос — и сильных выдохов через рот… Дышите в такт с музыкой…
— Представьте перед собой человека, который вас обидел. Он сидит один в большой комнате… Он совсем один… Мысленно подойдите к нему. Простите его… Избавьте себя от груза обиды… Вам стало легче…
5. Работа с памяткой “Уходи, обида, прочь!”
(Каждому ребенку раздаются памятки “Уходи, обида, прочь!”)
— Прочтём памятку.
Памятка “Уходи, обида, прочь!”
— Отойти от обидчиков и быстро походить, пробежаться, попрыгать на одной ноге, размяться на спортивных снарядах.
— Умыть лицо, руки, шею холодной водой.
— Не обращать внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребенок такого бы не сказал.
— Зимой выйти на улицу и побросать снежки.
— Если рядом есть деревья, — прислониться к дереву позвоночником, лицом или ладонями. Какое дерево для этого лучше? Определить “свое” дерево можно в прохладное время года. Поздней осенью, ранней весной поднесите раскрытые ладони к дереву на расстоянии 3-5 см. Если почувствуете тепло, это дерево – ваш друг. Чаще всего это береза, дуб, каштан, тополь.
— Если есть талисман, можно пошептаться с ним.
6. Игра “Я справился”.
— Вы можете дополнить памятку своими способами того, как справиться с обидой.
(Дети формулируют свои предложения. Если предложенный способ признается приемлемым, то ребёнок кладёт стеклянный камешек в коробочку “Я справился”. Лучшие варианты можно записать в памятку.)
7. Упражнение “Лопни шар”.
— Надуйте воздушный шарик и напишите маркером на нем свою обиду. А теперь лопните шар!
— Нет шарика – нет обиды!
— Вот таким “салютом” в честь нашей победы над обидой мы заканчиваем наше занятие!
III. Заключительная часть
1. Итог занятия.
— Человек, не умеющий прощать, разрушает себя изнутри. Обиды копить бессмысленно. Их можно мысленно пускать на ветер, по воде и представлять, как она исчезает.
2. Ритуал прощания “Уходи, обида, прочь!”
Все участники встают в круг, держатся за руки и хором говорят: “Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”.
Литература
1. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Фесюкова Л.Б. Курбатова З.А. Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во “Ранок”, 20 0. – 20 отдельных листов в папке. – 2006.