Интегрированное занятие «Уважительное отношение к труду хлеборобов»
Программное содержание:
уточнить представления детей о труде хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона). Воспитать уважение к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб — самое главное богатство страны. Отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх. Развивать связную речь детей.
Методические приемы:
иллюстрации, рассказ-беседа воспитателя, вопросы-ответы, ТСО, художественное слово, продуктивная деятельность, релаксация.
Материалы к занятию:
хлебные изделия, колоски пшеницы и ржи, иллюстрации о труде хлеборобов, рассказ И. Токмаковой «Кем быть?», цветная бумага для аппликации «Колосок».
Предварительная работа:
чтение: С.Я. Файнштейн «Наш колхоз», С. Шуртаков «Зерно упало в землю», Г.Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», журнал «Веселые картинки» № 7, 1979 г., Т. Иса-Заде «Хлеб»; дидактическая игра «Откуда на стол хлеб пришел», «От зернышка до булочки»; драматизация сказки «Колосок»; целевая прогулка к хлебному полю, наблюдение за пахотой, севом озимых культур; беседа о работе трактористов на тракторах разных видов.
Ход занятия:
На столе у воспитателя в тарелках лежит белый и черный хлеб, мука, хлебные колосья, булочки, пирожки.
Воспитатель:
— Посмотрите внимательно на стол, что вы видите?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
— Да, сегодня мы будем говорить о том, кто и как выращивает хлеб!
— Кто расскажет, из чего пекут хлеб?
— Из чего получают муку?
— Посмотрите внимательно на колоски пшеницы и ржи.
— Какой хлеб пекут изо ржи?
— А из пшеницы?
— Что нужно сделать, чтобы выросли колоски?
Дети:
— Сначала спахать землю.
Игра «Расставь правильно»
Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности.
Воспитатель:
— Правильно, Саша! Найди и поставь в картинку, где пашут землю.
— Кто пойдет и поставит следующую картинку?
— Что нужно сделать потом? (засеять).
— Вспахали землю, теперь нужно засеять её.
— Почему именно эта картинка должна быть следующей? Почему нельзя после картинки, на которой изображена вспаханное поле, поставить картинку, где колоситься рожь? и т. д.…
Воспитатель:
— Кто хочет рассказать, как же выращивают хлеб?
(затем воспитатель сам повторяет рассказ).
Воспитатель:
— Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ Ирины Токмаковой «Кем быть?». (Чтение рассказа)
— Почему в рассказе сказано, что «сама машина ничего не сделает, пока не поведет её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутолимая рука комбайнера»? (машиной управляет человек)
— Кто же вспахивает землю и убирает урожай? (люди — хлеборобы — механизаторы)
— У меня в руках 2 картинки на них 2 человека (на фоне вспаханного поля — тракторист, на поле с созревшим хлебом — комбайнер). Как вы думаете кто они по профессии?
Воспитатель:
— Почему в рассказе «Кем быть?» сказано: «Нелегкая работа у хлеборобов — механизаторов. Нелегкая, но радостная». Почему радостная?
Игра «Каравай приехал к детям»
Хлебопашец, в круг вставай, |
Воспитатель:
— Мы знаем много загадок о хлебе. Сейчас я загадаю, а вы попробуйте отгадать:
— Какой конь землю пашет, а сено не ест?
— Вырос в поле дом, полон дом зерном.
— Он идет — волну сечет, Из трубы зерно течет.
— Он и черный, он и белый.
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним.
Воспитатель:
— Молодцы! Хорошо вы сегодня отвечаете.
— Теперь я задам вам очень трудный вопрос. Постарайтесь ответить и на него. (воспитатель показывает фотографию повара детского сада)
— Кого вы видите на этой фотографии?
— Правильно, это наш повар Зоя Петровна.
— Как вы думаете, можно поставить её фотографию рядом с картинками тракториста и комбайнера? (если дети затрудняются, обратить внимание на стол, где лежат пирожки, испеченные З.П.)
— Кто пирог ребятам пег, ну, конечно, не пилот!!!
— Много людей трудится, чтобы вырастить хлеб и испечь из него кондитерские изделия.
— Кто скажет, как мы должны относиться к хлебу? (не крошить во время еды, нельзя надкусывать и оставлять, бросать на пол….)
Воспитатель:
— Сегодня почтальон принес в детский сад необычное письмо, это письмо звуковое. Послушайте его внимательно.
Звучит запись:
«Я — колосок.
В родном поле наливался,
В теплых дождиках купался.
Золотистый и пушистый получится из меня хлебушек.
В нем здоровье ваша, сила,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
И вы, ребята, берегите хлеб, труд многих людей.
Хлеб — наше богатство».
Воспитатель:
— Кто нам прислал письмо?
— О чем рассказал он в своем письме?
Физминутка «Из зернышка — колосок».
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски калышатся. Поспел урожай. Приезжай, убирай!
Воспитатель:
— Дети, а кто из вас знает пословицы и поговорки о хлеб?
Дети:
— Труд человека кормит, а лень портит.
— Зернышко к зернышку — будет мешок.
— Хлеб — всему голова.
— Нет хлеба, так нет и обеда.
Воспитатель:
— Дети, мы тоже можем отблагодарить всех тех, кто растил для нас хлеб, сделать приятное для поваров, хлеборобов — механизаторов. Предлагаю наклеить колоски из бумаги.
Аппликация «Колосок»
Воспитатель складывает работы детей в конверт.
— Подпишем и отнесем на почту. Молодцы! Вы сегодня потрудились на славу.