Конспект урока на тему «В гости к бабушке Акулинушке»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»













Конспект познавательного занятия в старшей группе

«В гости к бабушке Акулинушке»











Воспитатель: Верещагина Ирина Федоровна























с. Унэгэтэй

Задачи:

Развивающие:

-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа

-приобщать детей к народным играм, хороводам и песням

Обучающие:

— продолжать обогащать детский словарный запас народных терминов, развивая разговорную и связную речь

Воспитательные:

— создать атмосферу доброты, соучастия, сопричастности к культуре своего народа, любовь к прекрасному через устный народный фольклор

Предварительная работа:

— занятия в русской избе

— заучивание пословиц, поговорок о доброте, трудолюбии

— знакомство с русскими обрядами

— рассматривание серии картин «Русские народные сказки» — Шишковской, «Потешки» Лосевой

— разучивание песен «Во кузнице», «Как под наши ворота»


Развивающая среда:

— мини-музей «Русская изба»

— подкова,

— кошка

— петух

-лукошко

-наковальня с молотом (2)

-зыбка (дитя)

— музыкальные инструменты– балалайка, трещетка, ложки

-самопрялки – 3

-березка – макет

— лапти для детей в путешествии

— сарафаны и платки для девочек

— национальные костюмы для мальчиков

Действующие лица:

— воспитатель

— хозяюшка бабушка Акулинушка

— три девицы (рукодельницы) – три девочки

— кузнецы – 2 мальчика

— воспитанники ДОУ, гости, участники мероприятия











Ход занятия:

В. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся с вами в необычное путешествие. Прежде чем отправиться, мы поиграем в игру, в которой узнаем – насколько вы дружны.

Проводится игра «Клубочек»

Под спокойную русскую мелодию, обматываю большой палец правой руки, затем передаю клубок следующему ребенку, называя его п о имени и т.д. Когда песенка заканчивается – все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, поделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

В. Наша ниточка не порвалась и ребята всегда будут также крепко дружить. Когда мы едины – мы непобедимы и можем отправиться в путь, мы ведь дружные ребята. Чтобы отправиться в путешествие вы надели на ноги лапти – обувь которую носили в старину. Послушайте стихотворение:

Великий дар – единожды родиться!

Вдохнуть, раскрыть глаза и на века, увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река.

Эти замечательные стихи привели нас на русскую землю – с. Унэгэтэй, Республики Бурятия, где вы родились. У вас есть родители – папа и мама. Все близкие, родные и мы с вами, как правило живем недалеко друг от друга на земле, которая называется одним словом- (ответы детей стихотоврениями)

Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Инструменты и приспособления для шитья" 5 класс

Реб.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы родиной зовем.

Реб.

Родина – это глаза моей мамы, полные слез или в искорках смеха.

Родина – это закат над полями, гор наших синих звонкое эхо.



Реб.

Родина – слова не знаю чудесней.

В нем – наши сказки и славные были.

Дедов далекие грустные песни, те, что и мы до сих пор не забыли.

Реб.

Родина – это земля у порога, где мы впервые узнали свое имя,

Родина – это большая дорога, та по которой пойдешь ты с другими.

В. Спасибо большое за такой прекрасный ответ в стихах про Родину. Мне и нашим гостям очень приятно слышать, как вы отзываетесь о родном крае. Послушайте, что говорили про госте в старину: «Праздник придет-гостей приведет». А пословицы о гостях знаете?

Реб. Гость на двор – хозяину радость.

Реб. Для дорогого гостя и ворота настежь.

В. Доброе слово и железные ворота распахнет. А сегодня мы добрым словом откроем двери в русскую избу. (подходи к дверям и находим подкову).

Ой, подкова!А для чего же она здесь лежит, ребята.

Реб. В старину подкову находили на счастье.

В. Правильно и прибивалась она над дверью, чтобы в доме были счастье, добро и благополучие. Мы тоже подкове место найдем. Мы ее с собой возьмем. А еще ребята в старину являлось символом счастья и чистоты – кошка и петух. Кошку впускали в новый дом, чтобы все темные силы остались за дверью. А петух все разгребает лапками во дворе и склевывает, что разбросано на земле. Он ровняет все неровности на земле. Клюет все нечистое и люди живут хорошо и счастливо. Вот они здесь кошка и петух в корзине. Теперь все попробуем дверь открыть. (толкаю дверь – не открывается).Не пойму в чем дело? А ну подкова помогай. (берусь за подкову, которая находится в корзине)Вот только взялась за подкову, вспомнила поговорку: «Доброе слово и железные ворота открывают». А вы ребята знаете пословицы о добре?

Реб. Добра желаешь, добро и делай.

Реб. Доброе дело само по себе хвалит.

Реб. Добро не умрет, а зло пропадет.

Реб. Жизнь дана на добрые дела.

Реб. Доброе дело и в воде не тонет.

Свежие документы:  Конспект урока по литературному слушанию в 1 классе по теме: «Георгий Алексеевич Скребицкий «Мать»

В. Вот теперь попробуем дверь открыть (открываю дверь в избу, впускаю кошку и петуха. Заходим и здороваемся с бабушкой Акулинушкой. Дети передают подкову, чтобы бабушка прибила ее над дверью.

В. Бабушка Акулинушка, а почему ты у печи всегда сидишь.

А. Потому что печь в русской избе самое главное. В старину о ней говорили:

Ой, ты печка-сударыня.

Помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси.

В дом богатство неси.

В. Почему ребята к печке так ласково обращались люди? (ответы детей)

А теперь отгадайте загадку:

Наша барыня сударыня, толста и бела.

щей да каши наварила, пирогов напекла.

Д. Печка

В. Правильно, это печка. Светло от печи и тепло. Садитесь девушки у печи да рукоделие свое в руки берите. (девочки усаживаются за самопрялки).

Ребята картину из какой сказки напоминают нам сейчас рукодельницы.

Д. «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина.

В. Правильно

1-я рукодельница

Кабы я была царица

Молвит первая девица,

Я б на целый мир одна

Наткала бы полотна.



2-я рукодельница

Кабы я была царица

Говорит ее сестрица.

Я б на весь крещеный мир

Приготовила бы пир.

3-я рукодельница

Кабы я была царица.

Третья молвила девица,

То для батюшки царя

Родила б богатыря.

В. Вот как красиво наши девочки могут говорить, да умело прясть. Мальчикам тоже работа найдется. (подходим к наковальне с молотами)

1-й кузнец

Идут кузнецы из кузнецы

Несут кузнецы два молота.

Хозяева – кузнецы нужны.

В. А что вы умеете делать?

2-й кузнец: А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице»

В. Обратите внимание, что вся мебель в избе из дерева: и стулья и стол, лавки, посуда, сундуки. Дерево действительно и обувало и обеспечивало жильем и посудой и кормило своими плодами и не давало замерзнуть в мороз и радовало детей игрушками. Послушайте загадку:

Желтый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

А внутри секреты есть

Может пять, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Наша русская (матрешка).

Вот видите и в игре дерево принимало участие. А это, что у меня?

Д. Трещетка- музыкальный инструмент

В. Это замечательная игрушка и музыкальный инструмент. Если его раскрыть, то получится солнышко. Наши предки считали солнце – божеством и поклонялись ему – вышивали, вырезали и рисовали. Попробуем изобразить без красок, ниток и инструментов солнышко.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Глаголы – исключения"

(дети встают в круг)

Вот и у нас получилось солнышко. А теперь потрите ладонями друг о друга. Раньше ладони называли – ладоши. Жили в то время Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь и понимание и протягивали друг другу ладоши, желая жить в мире и согласии. Изображая солнце в старину водили хороводы вокруг дерева – березы. Береза является символом русского народа. Хоровод – это часть праздничного ритуала, даже сегодня мы не можем обойтись без хоровода.

Хоровод «Во поле березка стояла»

В. Ребята в каждой избе есть красный угол. Вот он. Там находятся иконы. Красный угол – это почетный угол избы. Под иконами всегда сидел хозяин или уважаемый гость. В старину в каждом доме обязательно пекли хлеб и пироги и приговаривали:

«Красна изба не углами, а пирогами»

А в масленицу говорили:

«Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины»

Смысл празднования Масленицы заключается в чествовании Солнца. Хозяйки пекли круглые масленые блины, похожие на маленькое солнышко. Ребята, вы чувствуете, как вкусно запахло?

Как для вас, мои друзья

Наварила, напекла

92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов – не найдешь едоков.

Хозяйку потешьте, да блины мои поешьте.

Милости прошу гости дорогие к нашему столу. В красный угол, где находятся иконы – это почетное место для гостей. (все проходят за стол)

В. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам сегодня запомнилось?

— Где мы побывали? (в русской избе)

— Каких животных, птиц в новый дом впускают и что это означает? (кошку и петуха – символ счастья и чистоты)

-Для чего нужна печь? (она и сварит, и испечет, и обогреет)

— Что является почетным местом для уважаемых гостей? (красный угол, где иконы)

— Что такое трещотка? (музыкальный инструмент, символизирующий солнце)

— Какое дерево считается символом нашего народа и что вокруг него водили? (береза – символ нашего народа, вокруг которого водили хороводы)

— Из чего сделаны все предметы в русской избе? (все сделано из дерева и поэтому Русь считалась деревянной)

Спасибо большое за путешествие, в котором мы с вами принимали самое активное участие. В заключении послушайте стихотворение про Русь нашу дорогую.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные, русские песни поют.

На этом занятие закончено.











Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: