Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Алёнка»
р/п Дмитриевка
Никифоровский район
Тамбовская область
Конспект урока на тему «В гости к бабушке Арине»
Воспитателя
Мячиной Светланы Викторовны
2010 г.
Тема занятия:
Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой.
Задачи:
1. Познакомить детей с жилищем русского человека — избой, с тем, как её строили.
2. Вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим.
3. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за всё, что нас окружает.
Материал: экспозиция «Русская изба» в краеведческом музее, картинки с изображением русских домиков, деревень, пластилин, салфетки, дощечки.
Предварительная работа: экскурсия в Никифоровский краеведческий музей, чтение книг о русской деревне, рассматривание картинок с изображением деревенских домов.
Литература:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы.- М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.
2. Бродский Б. Связь времен. М, 1974.
3. Волков В.М. Русская деревня: Труд, быт и нравы наших предков.- Белый город: М.-2005.
4. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М., 1976.
5. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет сада.- М.: Просвещение, 1985.
6. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
8. Ознакомление дошкольников с архитектурой. Методическое пособие./Под общей редакцией кандидата пед. наук А.А.Грибовской. М.: Педагогическое сообщество России, 2005
9. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. /Гл.ред. В.М.Полевой, т.1, 2. М., 1986.
Ход занятия.
1.Сюрпризный момент.
Воспитатель рядиться бабушкой и приходит к детям в группу. С собой он приносит «волшебный» сундучок.
— Здравствуйте, ребятки.
Дети: Здравствуйте!
— Это куда же я попала?
Дети: В детский сад.
— В детский сад? В старшую группу? Ну, тогда, давайте знакомиться.
— Меня зовут бабушка Арина.
— А как вы думаете, что у меня в руках?
Дети: Коробочка. Сундучок.
— Это мой волшебный сундучок. В нём хранится много всяких удивительных вещей. Иногда даже не знаешь, что сегодня увидишь, заглянув в него.
-Давайте заглянем вместе. Что же это? (достает маленький домик)
Дети: Это домик!
— Это избушка или просто изба.
2. Знакомство детей с русской избой.
Бабушка садится к ребятам на ковер и начинает свой рассказ.
— В разных губерниях избы строились на свой манер. Да что в губерниях — в одной деревне, на одной улице не найдешь двух похожих! Хотя в основе у них одно и то же — сруб.
Сруб состоит из нескольких венцов. А венец, в свою очередь, — из четырех бревен, особым образом связанных между собой по углам. Строить избу на языке плотников — это «вязать сруб». Если сруб имеет бревенчатую перегородку, то такая изба называется пятистенкой, а если таких перегородок две, то — шестистенкой. |
Но, чтобы сруб превратился в избу, нужно еще много потрудиться: сделать пол, потолок, прорубить окна, возвести крышу, пристроить крыльцо…
Взяться за строительство дома мог сам хозяин с сыновьями, братьями и другими родственниками. В деревне ведь с детства приобщались к топору, рубанкам и стамескам. А мог нанять деревенских мастеров, поднаторевших в плотницком ремесле. Или пригласить артель из плотников, которые профессионально занимались строительством домов.
Во всех случаях рождение новой избы было огромным событием в жизни крестьянской семьи. Сколько лет, часто не доедая, копили деньги, сколько мечтали пожить попросторнее!
И вот прибиты наличники, на крыше прилажен «конек» — все столпились на улице, стоят, любуются…
Многие деревенские дома, действительно, вызывают восхищение. Почему смотришь на них и не можешь глаз оторвать? Особенно, если он к улице обращен торцом и в треугольнике под крышей у него есть выступающее окошко. Однажды я присела на лавочку перед таким домом. И поняла! Дом… уплывал в небо!
Конечно, не все избы были такими. Встречались и жалкие избушки — покосившиеся, своими оконцами уткнувшиеся в землю. Это означало, что в доме правит великая нужда.
На строительство изб, как правило, шла сосна. В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью.
Один человек срубил себе избу из осины. Вроде бы совсем неподходящее для этого дерево. А изба получилась — всем на загляденье: в зависимости от освещения отливает то серебром, то золотом.
3. Физкультминутка «Строим дом».
Дети стоят лицом в кругу, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо. Ритмично выполняют приседания. Встают на носочки и тянутся руками вверх. Выполняют прыжки на месте. Указательным жестом вытягивают руки вперед. Приседают. |
2. Печь и «красный уголок».
Избы и изнутри отличались друг от друга. Но было и общее — в каждой избе стояла печь. Собственно, слово «изба» произошло от слова «истопить».
Печка – это самое главное в избе. Она кормила, обогревала, лечила и даже… служила баней! Выгребали угли, настилали солому и залезали туда — ногами вперед. Правда, там не мылись, а только парились.
Сейчас трудно себе представить, что печи были без труб. Печь топилась «по черному», дым же, обогревая избу, выходил в небольшое отверстие в потолке. Такая изба называлась курной.
Моя мама провела свое детство именно в такой избе. Только дым, по ее рассказам, выходил в открытую в сени дверь. Ребятишки, спавшие на полатях у двери, во время топки свешивали головы вниз, чтобы не задохнуться от дымной пелены, растекавшейся по потолку и уплывавшей в верхнюю часть дверного проема.
Разумеется, в такой избе потолок и стены были все в саже. Но такая топка имела и свои плюсы: требовалось меньше дров, воздух в избе становился сухим, прокопченные стены и потолок дольше служили, а болезнетворным бактериям там вообще делать было нечего.
Печи с трубами стали делать с появлением в деревнях кирпича.
Угол напротив устья печи с маленьким окошком назывался «бабьим ку-том». Это — «стрепня», или кухня. Она отгораживалась перегородкой или занавеской. Там обычно стоял стол, а на стене крепились полки для посуды. Местом хозяина считался другой угол — у двери. Там он работал в зимнее время: чинил порванную упряжь, сапожничал, мастерил что-нибудь.
Он и спал там, на «конике» — широкой лавке-ларе.
У двери наверху часто располагались полати — полки, где спали дети.
Наискось от печи — «красный угол». Это самое почетное место в избе. Наверху — иконы, внизу — лавки по стенам и стол. Лавки, как правило, были тесовые, а стол из толстых дубовых досок. Именно так о них поется в песнях. За столом обедали, пили чай, по праздникам принимали гостей.
Избу старались содержать в чистоте, тщательно скоблили стол, стены, пол.
Но зимой это было непросто. Ведь приходилось, спасая от морозов, «принимать» в избу только что появившихся на свет ягнят, козлят и телят.
Ребятишки радовались — теперь есть с кем поиграть.
Долгое время изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце распаривалось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки — лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда и падали угольки.
4. «Кто в избушке живет?»
— Построите, пожалуйста, на картинки. Что это за дома?
Дети: Избушки.
— Да, это дома, которые назывались избами. Хотите узнать, кто и как в этой избе жил?
Дети: Да.
Воспитатель вносит макет дома с фигурками мужичка и членов его семьи.
— Вот такой мужичок строил дом – избу для своей семьи. Сначала все входили в сени – прихожую, потом в избу. Что в доме главное?
Дети: Печь.
— Правильно. Она грела, в ней готовили, на ней спали. Как на неё залезали?
Дети: По лестнице.
— Что ещё вы видите в избе, кроме печи?
Дети: Лавки.
— Почему они такие широкие?
Дети: На них спали.
— А для чего тут сундук?
Дети: Чтоб хранить одежду.
— Правильно.
5. Лепка «Деревенская изба».
— А теперь давайте мы с вами сами построим избу, только из пластилина. Что для этого нужно слепить?
Дети: Бревна.
— Правильно, бревна. А как слепить бревно?
Дети: Нужно взять кусочек пластилина и скатать из него «колбаску».
— Правильно. А много ли нам потребуется бревен?
Дети: Много.
— Да. Много если мы хотим слепить большую избу, чтобы всем поместиться.
— В старину строили избы без гвоздей. Как же тогда брёвна не раскатывались?
Дети: На них по краям делались вырубки ямочками и бревна держались.
— Да. Недалеко от края делались небольшие выемки и все бревна складывались одно в другое. Мы с вами выемки делать не будем, потому что у нас пластилин. А нам свои бревна надо просто соединить, оставив небольшой выступ. И затем сложить из них стенки, сделать крыльцо.
Дети катают «колбаски» и на большом зеленом картоне «строят» коллективно избу.
— Не забудьте слепить печь, лавки, стол и сундук, обязательно надо слепить окошки. Они раньше были маленькие, чтобы было теплее. Ещё дверь должна быть.
— Что нам ещё осталось сделать?
Дети: Крышу.
— Правильно. У нас осталось много бревен, а нужны доски. Как нам поступить?
Дети: Надо бревна сплющить или раскатать карандашом, чтобы они стали плоскими.
— Верно. Ну вот, наш дом и готов. Посмотрите на картинки и слепите украшения для избы на свой вкус.
Свободное творчество: Дети украшают наличники, дверь, крыльцо.
4. Подведение итогов.
— Что же нового вы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что раньше люди жили в деревянных домиках, которые сами строили.
— Как назывался дом в старину?
Дети: Изба.
— Кто его строил? Как?
Ответы детей.