Конспект урока на тему «В гости к бабушке Арине»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка»

р/п Дмитриевка

Никифоровский район

Тамбовская область



Конспект урока на тему «В гости к бабушке Арине»




Воспитателя

Мячиной Светланы Викторовны


2010 г.

Тема занятия:

Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой.

Задачи:

1. Познакомить детей с жилищем русского человека — избой, с тем, как её строили.

2. Вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим.

3. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за всё, что нас окружает.

Материал: экспозиция «Русская изба» в краеведческом музее, картинки с изображением русских домиков, деревень, пластилин, салфетки, дощечки.

Предварительная работа: экскурсия в Никифоровский краеведческий музей, чтение книг о русской деревне, рассматривание картинок с изображением деревенских домов.

Литература:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы.- М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.

2. Бродский Б. Связь времен. М, 1974.

3. Волков В.М. Русская деревня: Труд, быт и нравы наших предков.- Белый город: М.-2005.

4. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М., 1976.

5. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет сада.- М.: Просвещение, 1985.

6. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

8. Ознакомление дошкольников с архитектурой. Методическое пособие./Под общей редакцией кандидата пед. наук А.А.Грибовской. М.: Педагогическое сообщество России, 2005

9. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. /Гл.ред. В.М.Полевой, т.1, 2. М., 1986.

Ход занятия.

1.Сюрпризный момент.

Воспитатель рядиться бабушкой и приходит к детям в группу. С собой он приносит «волшебный» сундучок.

— Здравствуйте, ребятки.

Дети: Здравствуйте!

— Это куда же я попала?

Дети: В детский сад.

— В детский сад? В старшую группу? Ну, тогда, давайте знакомиться.

— Меня зовут бабушка Арина.

— А как вы думаете, что у меня в руках?

Дети: Коробочка. Сундучок.

— Это мой волшебный сундучок. В нём хранится много всяких удивительных вещей. Иногда даже не знаешь, что сегодня увидишь, заглянув в него.

-Давайте заглянем вместе. Что же это? (достает маленький домик)

Дети: Это домик!

— Это избушка или просто изба.

2. Знакомство детей с русской избой.

Бабушка садится к ребятам на ковер и начинает свой рассказ.

В разных губерниях избы строились на свой манер. Да что в губерниях — в одной деревне, на одной улице не най­дешь двух похожих! Хотя в основе у них одно и то же — сруб.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Путешествие в сказку»

Крестьянский дом Вологодская область. XIX век

Сруб состоит из нескольких венцов. А венец, в свою очередь, — из четырех бревен, особым образом связанных между собой по углам. Строить избу на языке плотников — это «вязать сруб». Если сруб имеет бревенчатую перегородку, то такая изба называет­ся пятистенкой, а если таких перего­родок две, то — шестистенкой.


Но, чтобы сруб превратился в избу, нужно еще много потрудиться: сделать пол, потолок, прорубить окна, возвести крышу, пристроить крыльцо…

Взяться за строительство дома мог сам хозяин с сыновьями, братьями и други­ми родственниками. В деревне ведь с дет­ства приобщались к топору, рубанкам и стамескам. А мог нанять деревенских мастеров, поднаторевших в плотницком ремесле. Или пригласить артель из плотников, которые профессионально зани­мались строительством домов.

Во всех случаях рождение новой избы было огромным событием в жизни кре­стьянской семьи. Сколько лет, часто не доедая, копили деньги, сколько мечта­ли пожить попросторнее!

И вот прибиты наличники, на кры­ше прилажен «конек» — все столпи­лись на улице, стоят, любуются…

Многие деревенские дома, действи­тельно, вызывают восхищение. По­чему смотришь на них и не мо­жешь глаз оторвать? Особен­но, если он к улице обращен торцом и в треугольнике под крышей у него есть выступаю­щее окошко. Однажды я при­села на лавочку перед таким домом. И поняла! Дом… уплы­вал в небо!

Конечно, не все избы были та­кими. Встречались и жалкие избушки — покосившиеся, сво­ими оконцами уткнувшиеся в землю. Это означало, что в до­ме правит великая нужда.

На строительство изб, как прави­ло, шла сосна. В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной листвен­ницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью.

Один человек срубил себе избу из осины. Вроде бы совсем неподходящее для этого дерево. А изба получилась — всем на загляденье: в зависимости от освещения отливает то серебром, то золотом.

3. Физкультминутка «Строим дом».


Раз, два, три, четыре, пять.



Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.


Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!


Будет жить в нем старый гном.

Н.Нищева

Дети стоят лицом в кругу, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.

Ритмично выполняют приседания.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Выполняют прыжки на месте.

Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Приседают.


2. Печь и «красный уголок».

Избы и изнутри отличались друг от дру­га. Но было и общее — в каждой избе стояла печь. Собственно, слово «изба» произошло от слова «истопить».

Свежие документы:  Проектная деятельность в начальных классах

Печка – это самое главное в избе. Она кормила, обогревала, лечила и даже… служила баней! Выгребали угли, настилали солому и залезали ту­да — ногами вперед. Правда, там не мылись, а только парились.

Сейчас трудно себе представить, что печи были без труб. Печь топилась «по черному», дым же, обогревая избу, вы­ходил в небольшое отверстие в потолке. Такая изба называлась курной.

Моя мама провела свое детство имен­но в такой избе. Только дым, по ее рас­сказам, выходил в открытую в сени дверь. Ребятишки, спавшие на пола­тях у двери, во время топки свешивали головы вниз, чтобы не задохнуться от дымной пелены, растекавшейся по по­толку и уплывавшей в верхнюю часть дверного проема.

Разумеется, в такой избе потолок и сте­ны были все в саже. Но такая топка име­ла и свои плюсы: требовалось меньше дров, воздух в избе становился сухим, прокопченные стены и потолок дольше служили, а болезнетворным бактериям там вообще делать было нечего.

Печи с трубами стали делать с появ­лением в деревнях кирпича.

Угол напротив устья печи с малень­ким окошком назывался «бабьим ку-том». Это — «стрепня», или кухня. Она отгораживалась перегородкой или занавеской. Там обычно стоял стол, а на стене крепились полки для посуды. Местом хозяина считался другой угол — у двери. Там он работал в зим­нее время: чинил порванную упряжь, сапожничал, мастерил что-нибудь.

Он и спал там, на «конике» — широкой лавке-ларе.

У двери наверху часто располагались полати — полки, где спали дети.

Наискось от печи — «красный угол». Это самое почетное место в избе. На­верху — иконы, внизу — лавки по сте­нам и стол. Лавки, как правило, были тесовые, а стол из толстых дубовых до­сок. Именно так о них поется в песнях. За столом обедали, пили чай, по праздникам принимали гостей.

Избу стара­лись содержать в чистоте, тщательно скоблили стол, стены, пол.

Но зимой это было непросто. Ведь приходилось, спасая от морозов, «при­нимать» в избу только что появивших­ся на свет ягнят, козлят и телят.

Ребятишки радовались — теперь есть с кем поиграть.

Долгое время изба освещалась лучи­ной. Она готовилась заранее: длинное поленце распаривалось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щеп­ки — лучинки. Эти лучинки вставля­лись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелина­ми наверху и поджигались. Под лу­чиной стояло длинное корытце с водой, куда и падали угольки.

4. «Кто в избушке живет?»

Свежие документы:  Сценарий праздника «МАМУ ПОЗДРАВЛЯЮТ МАЛЫШИ»

— Построите, пожалуйста, на картинки. Что это за дома?

Дети: Избушки.

— Да, это дома, которые назывались избами. Хотите узнать, кто и как в этой избе жил?

Дети: Да.

Воспитатель вносит макет дома с фигурками мужичка и членов его семьи.

— Вот такой мужичок строил дом – избу для своей семьи. Сначала все входили в сени – прихожую, потом в избу. Что в доме главное?

Дети: Печь.

— Правильно. Она грела, в ней готовили, на ней спали. Как на неё залезали?

Дети: По лестнице.

— Что ещё вы видите в избе, кроме печи?

Дети: Лавки.

— Почему они такие широкие?

Дети: На них спали.

— А для чего тут сундук?

Дети: Чтоб хранить одежду.

— Правильно.

5. Лепка «Деревенская изба».

— А теперь давайте мы с вами сами построим избу, только из пластилина. Что для этого нужно слепить?

Дети: Бревна.

— Правильно, бревна. А как слепить бревно?

Дети: Нужно взять кусочек пластилина и скатать из него «колбаску».

— Правильно. А много ли нам потребуется бревен?

Дети: Много.

— Да. Много если мы хотим слепить большую избу, чтобы всем поместиться.

— В старину строили избы без гвоздей. Как же тогда брёвна не раскатывались?

Дети: На них по краям делались вырубки ямочками и бревна держались.

— Да. Недалеко от края делались небольшие выемки и все бревна складывались одно в другое. Мы с вами выемки делать не будем, потому что у нас пластилин. А нам свои бревна надо просто соединить, оставив небольшой выступ. И затем сложить из них стенки, сделать крыльцо.

Дети катают «колбаски» и на большом зеленом картоне «строят» коллективно избу.

— Не забудьте слепить печь, лавки, стол и сундук, обязательно надо слепить окошки. Они раньше были маленькие, чтобы было теплее. Ещё дверь должна быть.

— Что нам ещё осталось сделать?

Дети: Крышу.

— Правильно. У нас осталось много бревен, а нужны доски. Как нам поступить?

Дети: Надо бревна сплющить или раскатать карандашом, чтобы они стали плоскими.

— Верно. Ну вот, наш дом и готов. Посмотрите на картинки и слепите украшения для избы на свой вкус.

Свободное творчество: Дети украшают наличники, дверь, крыльцо.

4. Подведение итогов.

— Что же нового вы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что раньше люди жили в деревянных домиках, которые сами строили.

— Как назывался дом в старину?

Дети: Изба.

— Кто его строил? Как?

Ответы детей.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: