План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группе.
Тема: «В гости к Лесовичку».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»
Знакомить с понятием «лес» и его обитателями, уточнять и расширять знания о растениях и животных леса. («Познание»);
Расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение в составление рассказа по картине. («Коммуникация»);
Обучать изображать зайца в рисунке, создавать сюжетную композицию («Художественное творчество»);
Упражнять в узнавании геометрических фигур среди изображённых предметов, в счёте до 5, учить сравнивать предметы по высоте и ширине. («Познание»).
Знакомить со стихотворением «Лесовичок» («Чтение художественной литературы»);
Раскрыть значение природы в жизни людей, желание беречь и охранять окружающую среду, формировать у детей нормы поведения в природе. («Социализация»);
Развивать способность выслушивать друг друга, навыки самообслуживания. («Социализация»);
Учить детей лепить животного, передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приёмы лепки и соединения частей. («Художественное творчество»);
Способствовать формированию потребности в двигательной активности, развивать способность работать в команде, отрабатывать навык в прыжках на двух ногах вместе. («Физическая культура»)
Методы и приемы:
Практические: физминутка «Лес»; дидактическая игра «Что умеют делать звери», «Найди пару»; рисование зайца, лепка «Заяц»; эстафета «Собери ягоды и грибы», сравнение предметов по длине и высоте, счёт до 5, соотнесение форм предметов и геометрических фигур, выставка работ.
Наглядные: рассматривание картины «На поляне», картинки о правилах поведения в лесу; наблюдения за действиями воспитателя в процессе рисования, лепки;
Словесные: ситуативный разговор «Лес и его значение в жизни человека»; составление рассказа по картине, слушание стихотворения «Лесовичок», беседа.
Материалы и оборудование: картинки с предметами разной формы, широкие и узкие ленты, линейки, высокие и низкие фигурки ёлочек, пирамидки; рисунки с изображением цветов в количестве от 1 до 5, карточки с цифрами от 1 до 5 и точками от 1 до 5, две корзинки, муляжи ягод и грибов, (можно картинки), наборы для художественного творчества.
Формы организации совместной деятельности
Формы и методы организации совместной деятельности. | |
Двигательная | Физминутка: «Лес» Эстафета — «Соберём ягоды и грибы». |
Игровая | Дидактические игры «Что умеют делать звери», «Найди пару»; |
Продуктивная | Рисование зайца, лепка «Заяц» |
Познавательно — исследовательская | Решение проблемной ситуации «Лес и его значение в жизни человека», сравнение предметов по длине и высоте, счёт до 5, соотнесение форм предметов и геометрических фигур. |
Коммуникативная | Слушание стихотворения «Лесовичок»; Составление рассказа по картине «На поляне»; Ситуативный разговор «Лес и его значение в жизни человека», Словесная игра «Что умеют делать звери» Беседа по серии картинок «Береги живое. В лесу, на лугу». |
Восприятие художественной литературы | Стихотворение «Лесовичок» |
Трудовая | Приведение в порядок рабочего места после образовательной деятельности: очищение доски для лепки от пластилина, помывка непроливайки и кисточки после рисования, складывание гуаши в специально отведённое место. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты | |
1 | Воспитатель читает стихотворение «Лесовичок», затем предлагает отправиться в гости к старичку Лесовичку.
Воспитатель задаёт вопрос.
| Дети слушают. В лесу иногда, в день пригожий Сидит на пеньке старичок: На ёлку живую похожий, И ростом – не очень высок. Он любит тепло, шубу с мехом, Он солнышко ценит, уют, Смеётся он ласковым смехом, И в валенки вечно обут. Он в валенках тех – даже летом. Удобны они и легки. Дети отвечают на вопрос: — Для чего люди ходят в лес? — Закройте глаза и послушайте. (Звучит запись «Голоса птиц») | Сформирован интерес предстоящей деятельности. |
2 | Ситуативный разговор «Лес и его значение в жизни человека». — Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть, наблюдать – и лес откроет свои тайны. Лес – это дом для растений, животных, грибов. Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов: это и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки, ландыши. И многие возвращаясь домой несут охапки увядающих цветов. Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея.
В лесу человек находит себе пищу. |
Дети слушают.
Отвечают на вопрос:
— Ребята, надо ли рвать цветы? — Посмотрите вокруг себя, какие вещи из дерева вы видите? — Как вы думаете, что это за пища? (Ягоды, орехи, грибы, чистая вода). — А как лес может обогреть человека? | Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом. Расширены знания о том, какую пользу приносит человеку лес.
|
З | Рассматривание картинок о правилах поведения в лесу и беседа по ним. (Серия картинок «Береги живое, В лесу, на лугу.» Часть 2.Игровой дидактический материал по экологии) | Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки и рассказывают, что можно делать в лесу, а что нельзя и почему. | Могут высказывать свою точку зрения. |
4 | Воспитатель подводит детей к выполнению физминутки «Лес».
| Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем – Крылья сложили назад. | Обеспечена потребность детей в движении.
|
5 | Игра «Что умеют делать звери?» На столе у воспитателя разложены шапочки зверей (лиса, волк, заяц, медведь, белка).
| Дети по желанию выбирают шапочку и рассказывают о звере: что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением данного зверя. | Развито умение в составлении разнообразных словесных сочетаний, способность выслушивать друг друга, |
6 | Рисование «Зайчик» Показывает приёмы рисования зайца гуашью. | Дети рисуют гуашью: туловище – большой овал, круглая голова, четыре лапы и уши овальной формы. По желанию дети рисуют деревья, травку, солнышко. | Реализованы творческие способности детей в рисовании |
7 | Воспитатель предлагает устроить выставку рисунков. | Делятся своими впечатлениями от рисунков, выделяя и мотивируя наиболее понравившиеся им работы. | Сформирован интерес дальнейшей деятельности по данной теме. |
8 | Соотнесение формы предметов и геометрических фигур. Воспитатель бросает мяч по очереди детям, называет предмет, а дети должны сказать, какую геометрическую форму он имеет. | Дети рассматривают картинки с предметами разной формы и определяют, на какие геометрические фигуры они похожи. | Развито сенсорное восприятие, закреплены геометрические фигуры и формы. |
9 | Сравнение предметов по длине и высоте. Воспитатель предлагает детям для сравнения широкие и узкие ленты, линейки, высокие и низкие фигурки ёлочек, пирамидки. |
Дети сравнивают предметы путём наложения и приставления, распределяют предметы на группы: широкие, узкие, высокие, низкие. | Сформирован навык в сравнении предметов по длине и высоте. |
10 | Счёт до 5. Воспитатель раздаёт детям 5 карточек с изображением цветов от 1 до 5 и предлагает выполнить задание. | Задание: расположите рисунки с изображением цветов в количестве от 1 до 5 по порядку
| Сформирован навык в счёте в пределах 5, умение располагать картинки в порядке возрастания. |
11 | Игра «Найди пару» На столе лежат перевёрнутые кверху карточки с цифрами и кружочками в количестве от 1 до 5.
| Дети двигаются под музыку. Как только музыка заканчивается, дети берут по одной карточке, каждый находит себе пару: у кого цифра 1, тот подходит к тому ребёнку, у кого карточка с одним кружком, ит.д. | Развита потребность в двигательной активности, внимание, умение в соотнесении цифр. |
12 | Подвижная игра «Собери ягоды и грибы» | Слушают правила игры. Дети делятся на две команды и становятся в колонну друг за другом. На расстоянии 4-5метров напротив каждой команды стоит стул. На нём лежат муляжи ягод и грибов и стоят корзинки. По команде воспитателя первые игроки добегают до стула и убирают в корзинку одну ягоду или грибок. Обегают стул и, прыгая на двух ногах, возвращаются к своей команде, встают в конец колонны. Как только игрок перепрыгнет через стартовую линию, бег начинает второй игрок. | Развито умение активно взаимодействовать с коллективом, способность работать в команде, отработан навык в прыжках на двух ногах вместе |
13 | Воспитатель вешает картину «На поляне» -Когда на улице холодно, хмуро или слякотно, так хочется, чтобы скорее наступило лето, — начинает воспитатель. — Так хочется оказаться на опушке леса у реки, как вот эта семья. Педагог обращает внимание на картину, дает возможность обменяться впечатлениями. Затем напоминает: чтобы составить красивый рассказ по картине, надо рассматривать ее… (в определенной последовательности). |
Дети рассматривают картину «На поляне», делятся впечатлениями. | Могут высказывать своё мнение. |
14 | Рассматривание картины на переднем плане «Около палатки» — Сначала давайте рассмотрим, что происходит около палатки. Симпатичная мама в синей кепочке и ее очаровательная дочка, сидя на чурбачках, чистят картошку. Горит костер. В казане — вот он как выглядит — закипает вода. За спиной у мамы лежат собранные сухие ветки. Еще охапку веток несет мальчик в красной шапочке. Не работает только кот по кличке Кис. Лежит он, на коврике, как человек, положив ногу на ногу. Впрочем, котам положено спать днем. А уж сказочным котам тем более. Итак, эту часть картины под названием „Около палатки“ мы рассмотрели. Остается кому-нибудь из вас объединить все сказанное в рассказ». | Дети слушают воспитателя.
Воспитатель выслушивает рассказ одного-двух детей. | Могут рассматривать картину, знакомятся с новым словом «казан». |
15 | Рассматривание картины «Недалеко от палатки» «Теперь рассмотрим, что происходит недалеко от палатки — продолжает разговор педагог. — Там… Папа закапывает в яму консервные банки, чтобы на месте стоянки туристов не осталось мусора. Правильно он поступает?»
| Дети отвечают на вопрос « Правильно ли поступает папа?» Дети рассматривают картину и рассказывают о том, как красиво вокруг. (Рядом речка и опушка леса с березками и маленькими елочками. Зеленая травка. Кругом цветут мелкие яркие цветочки.) Далее кто-нибудь из детей самостоятельно рассказывает об окружающей палатку природе. | Отработан навык в умение построения связного предложения. |
16 | Составление рассказа воспитателем — А теперь я составлю рассказ о всей картине. Выдался хороший теплый день. Мама с дочкой сидят на чурбачках, чистят картошку и о чем-то беседуют. Красавец кот по кличке Кис лежит рядом на полосатом коврике, отдыхает. Он ночью будет трудиться, палатку и продукты от мышей охранять. Папа глубокую яму копает, консервные банки и мусор закапывает. А кругом красота! Под ногами зеленый ковер с яркими цветочками, рядом речка и лес с белоснежными березками и малюсенькими елочками». |
Дети слушают рассказ воспитателя и по желанию 2-3 ребёнка составляют свой рассказ. Затем дети высказывают своё мнение, чей рассказ понравился больше всего и почему.
| Развито умение в составлении рассказа по образцу, сформирована способность выслушивать друг друга, давать оценку своим сверстникам. |
17. | Лепка «Зайчик» Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, уточнить форму, строение и величину частей. Спросить детей о способах и последовательности лепки. | Дети рассматривают игрушку, уточняют форму, строение и величину частей. Рассказывают о способах и последовательности лепки, лепят. После лепки очищают доски от пластилина, приводят рабочее место в порядок. | Реализованы творческие способности детей посредством лепки, сформированы навыки самообслуживания. |
18. | Итоговое мероприятие: Воспитатель предлагает устроить выставку работ. | Дети рассматривают работы, дают оценку. | Сформировано умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. |