Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №138, Калининского района, города Санкт-Петербурга
Статья
на тему
«Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста»
Подготовила
Мельник Инна Николаевна
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2013
Методы, средства воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга -развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.
В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. Рекомендуется использовать три основных пути:
а) в процессе изучения всех предметов;
б) через междисциплинарные связи;
в) в виде специальных курсов и занятий.
Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.
Им в этом труднейшем деле остро необходимы:
–во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;
–во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;
–в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрывности личностного и профессионального.
Т.В. Поштарева предлагает следующие методы воспитания этнической толерантности: концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.
В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др. Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные учреждения призваны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам. В самой общей форме критерии эффективности этнической толерантности могут быть выражены по имеющимся критериям
Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование. Автор выделяет пять моделей: межпредметную (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульную (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов); монопредметную (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексную (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлен единстве и взаимосвязи); дополняющую (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассныхвнешкольных мероприятий). Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.
Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Эффективными педагогическими средствами могут выступить информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, группы. Источники соответствующей информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – к взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообщества, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций. В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегаций. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу. Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога, – принцип позитивности. По отношению к младшему школьному возрасту принцип этот характеризуют:
– позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;
–раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.
Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача учителя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной.
Подготовка учителя в условиях воспитания терпимости к другим народам.
Обсуждая тему толерантности как способности, качества личности, отметим неприемлемость авторитарной позиции в общении педагога с учениками. Но подчеркнём необходимость развития диалога, сотрудничества, субъект-субъектных отношений. Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо специалисту-педагогу. Без этого не может состояться профессионал. Воспитанием этнически толерантной личности занимается именно педагог, но такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом. Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность. В инновационный потенциал педагога также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Для успешной работы в области инновационной педагогики необходимы следующие характеристики:
–творческая способность генерировать и продуцировать новые идеи, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности;
–культурно-эстетическая развитость и образованность, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
–открытость личности к новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления.
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:
–все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;
–педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;
–оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;
–процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни
Также необходимо отметить, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий. Хороший музыкант не может преподавать, работать с учащимися и коллективом.
Качество решения педагогических, художественно-творческих задач зависит от умения строить отношения с коллегами и учениками, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В её структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием. Мастерство педагогического общения особенно важно в сфере искусства, поскольку оно часто носит иррациональный характер и связано с эмоциональной стороной жизни человека. При воспитании толерантности значимо чувствовать и понимать нюансы диалогического общения. По мнению психолога Баклановой Н. К., диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения. Развивая в себе способность толерантности, педагог должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду ученика его внутреннее состояние. Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности учителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации. Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Подчеркнём, что формирование толерантности связано с непрерывным самосовершенствованием педагога, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств.
Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он, а избирательное отношение к иному этносу и его представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог. Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой – ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Приорганизации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии. В социальном контексте толерантность может толковаться, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:
— сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
–создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
–каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
–отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.
Анализ результатов нашего эксперимента методами математической статистики на заключительном этапе позволяет сделать вывод:если систематически и целенаправленно проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне. Наша гипотеза подтвердилась.
Список литературы.
1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С.58-69
2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. — 2003. — № 1.- С.96
3.Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры.- М.: Конус-М, 2004.- С.151
4. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003. -168 с.
5.Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К.. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. — М.:АПК и ПРО, 2002-С.42
6. Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995//Вопросы психологии.- 1995.- №12.- С.5
7.Демократия и толерантность/Под ред. В.С.Рахманиной.- Воронеж: Литера, 2002. — 402 с.
8.Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2003. – № 7. – С 68-72
9. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.- С.167
10. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами.- М.: Эксмо, 2005.- 326 с.
11. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.: Изд-во Моск.Ун-та, 2004 – С.39.