План-конспект игры «оболочки»: «Впереди у нас пятый класс!»
Составила педагог-психолог
МБ ОУ Починковской СОШ
С.В. Адмиралова.
Возможности игры:
Игра разработана для учащихся 4-х классов, проводится в конце учебного года с целью выявления уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено. Детям надо пройти через игры-испытания.
Задачи игры:
Диагностика социальной зрелости; умения выстраивать отношения со сверстниками.
Диагностика мотивационной сферы; отношения к школе как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений; умения занять ответственную позицию школьника.
Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.
Содержание игры и игровая цель:
Эта игра позволяет детям впервые серьезно задуматься и обсудить вопрос о том, что ждет их в средней школе. Ребята собираются в дорогу в пятый класс и решают, какой багаж умений и навыков, приобретенных в начальной школе, им необходимо взять с собой в среднее звено. Проходя через испытания, дети присваивают себе лично и всему классу качества, которые пригодятся им в следующем году.
Материалы и требования к организации игры:
Заготовка карты класса в виде листа ватмана, на котором написано название игры, нарисована открытая книга с чистыми страницами и дорога с испытаниями (см. приложение 1);
Чистый лист формата А4;
Два платка или повязки для глаз;
Карточки с напечатанными фразами;
Карточки с загадками;
Листы формата А4 (по количеству участников);
Цветные карандаши и фломастеры;
Музыкальное сопровождение.
Описание игры
Игра проходит в привычном для ребят классе. Дети рассаживаются на стулья, стоящие большим полукругом. Перед ними на доске прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «Впереди у нас – пятый класс!», нарисована открытая книга с чистыми страницами и дорога с испытаниями.
Психолог. Сегодня нам с вами предстоит собраться в дорогу. Как вы думаете, куда?
Дети отвечают, что им предстоит собраться в пятый класс.
Психолог. Что обычно люди берут с собой в дорогу? Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На нее мы поместим ваши ожидания и качества вашего класса, которые понадобятся вам в средней школе. Давайте начнем собирать чемодан вашего класса и решим, что мы возьмем с собой. Какие мы должны быть в пятом классе, чтобы нам жилось интересно и весело?
Дети включаются в выполнение поставленной перед ними задачи. Они могут называть различные качества, а психолог должен фиксировать их на бумаге. Как правило, ребята ожидают от пятого класса: добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива.
Психолог. Вы назвали очень много различных качеств, которых вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные, и сейчас нам предстоит выяснить, какие. Вам предстоит пройти через испытания, справиться с ними и суметь понять, благодаря каким качествам вы преодолели препятствия. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звезду, а в книге будем записывать качество, которое вам в этом помогло.
Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания.
Первое испытание: игра «Машинки»
Психолог. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой из будущего. Эта машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина четко говорить, что нужно делать, бережно относиться к машинке, стараться, что бы с ней ничего не случилось. В свою очередь, машинка должна очень внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды.
Прошу выйти две пары и встать друг напротив друга так, чтобы вас отделяла друг от друга площадка со стульями.
Дети выходят и встают друг напротив друга. Психолог завязывает платком глаза ребятам, которые играют роль машинок. Все дети, которые не участвуют в этот момент в игре, сидят на стульях и тихо обсуждают происходящее. В ходе выполнения задания отмечаются те дети, которые испытывают трудности в восприятии устных инструкций, их выполнении, путаются в пространственных понятиях, не умеют слушать других детей, с трудом контролируют свое поведение.
Психолог. Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машинки? Почему?
Дети высказывают свое мнение. В ходе обсуждения называется ребенок, который, по мнению многих, лучше всех сумел провести свою машину по дороге.
Психолог. Какое же качество всем помогло справиться с этим испытанием?
Дети могут назвать такие качества, как умение слушать и выполнять задание, ориентироваться в пространстве, взаимопонимание.
Психолог. Вы сумели назвать одно из важных качеств – взаимопонимание, и поэтому ваш класс получает первую звезду. Решите, пожалуйста, кто из вас станет ее хранителем.
Дети должны быстро посовещаться и решить, кто будет хранителем звезды. В этот момент важно отметить, кому из детей оказано доверие.
Второе испытание: игра «Покажи фразу» (см. Приложение 2)
Психолог. Для следующей игры вам надо выбрать троих ребят – самых сообразительных и артистичных – на роль ведущих. На обсуждение дается одна минута.
Класс начинает обсуждать, кого выбрать на роль ведущих. Важно обратить внимание на поведение детей, на то, какие кандидатуры они предлагают.
Психолог. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны фразы.
Задача ведущих – изобразить при помощи различных жестов или звуков прочитанную ими фразу так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит изобразить по три фразы.
Если вдруг ребенку не удается выполнить задание, он имеет право просить помощи у психолога.
На данном этапе важно обратить внимание на то, насколько удачно ведущие справляются с заданием, кто из детей быстро и правильно понимает показанное.
Психолог. Как вы думаете, какое качество нам помогло пройти это испытание?
Участники могут ответить, что им помогли сообразительность и смекалка.
Психолог. Вы правильно назвали еще одно важное качество – смекалку, и поэтому получаете вторую звезду. Решите, кто ее будет беречь до конца нашей игры.
Класс выбирает хранителя второй звезды.
Третье испытание: игра «Переправа»
Психолог. В нашей следующей игре вам нужно различными способами перебраться с одной половины класса на другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что у всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга, то все участники игры должны вернуться на исходное место и игра начнется заново. Сигналом к началу игры послужит веселая музыка.
Дети обсуждают способы переправы.
Психолог. Ваше время истекло. Прошу всех выстроиться в одну шеренгу. Ваша задача – по сигналу начать передвигаться к противоположной стороне класса.
Психолог включает веселую музыку, дети начинают передвигаться из одной части класса в другую.
Способы переправы у ребят могут быть достаточно разнообразными, порой и необычными. В случае, если кто-то из детей копирует другого, игру следует повторить, начиная с этапа обсуждения.
Психолог. Как вы думаете, какое качество вам помогало в этой игре?
Большинство ребят может ответить, что им помогали дружба, взаимопонимание, находчивость и воображение. Психолог подводит итог.
Психолог. Совершенно верно, справиться с этим заданием вам помогли дружба и воображение, поэтому вы получаете третью звезду. Выберите, пожалуйста, ее хранителя.
Четвертое испытание: игра «Вопрос – ответ» (см. Приложение 3)
Психолог. Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Отвечать надо быстро и правильно. Если не знаете ответа, говорите: «Дальше». За каждые правильный ответ начисляется по одному баллу. Ваша главная задача – набрать наибольшее количество баллов. Сейчас вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Давайте разберем одну такую загадку.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
(липа — пила)
Психолог должен постараться понять, все ли дети уяснили. Как и что нужно делать.
В ходе игры психолог должен четко зачитывать загадки, а дети быстро отвечать.
Психолог. Скажите, пожалуйста, сколько баллов сумел набрать ваш класс в этой игре?
Ответ детей.
Это очень хороший результат. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам помогли?
Дети могут высказать следующие предположения: умение думать, мыслить логически, находчивость.
Психолог. Совершенно верно справиться с этим испытанием вам помогла находчивость. Получите еще одну звезду и выберите ее хранителя.
Класс выбирает очередного хранителя звезды.
Психолог. Но у нас остались еще две пустых строчки в нашей открытой книге. Сейчас вам необходимо обсудить и решить, какие еще есть важные качества, о которых мы сегодня не говорили, но которые вам понадобятся в пятом классе. На обсуждение дается ровно три минуты.
Ученики, получив очередное задание, начинают его обсуждать. Необходимо наблюдать за ходом дискуссии: умеют ли дети слушать друг друга, кто из детей является лидером.
Психолог. Прошу сообщить свое решение.
Ребята называют качества, которые считают важными, но о которых еще не говорилось. Если дети сумели правильно назвать такие качества, как старательность и любознательность, то классу не нужно проходить следующие испытания, если же нет, то игра продолжается.
Пятое испытание: игра «Расшифруй».
Психолог. Для того, чтобы вы могли понять о каком важном качестве идет речь, предлагаю пройти через еще одно испытание. На доске записаны буквы. Ваша задача – в течение 2 минут составить из этих букв слово, которое обозначает какое-то качество.
На доске записаны следующие буквы:
«б», «т», «ь», «л», «о», «з», «а», «с», «о», «ю», «н», «л», «е», «ь», «н», «т».
В результате класс должен составить слово «любознательность» и получить еще одну звезду.
Шестое испытание: игра «Мяч».
Психолог. Следующее испытание поможет вам вспомнить, какое важное качество вы не назвали. Сейчас вам нужно встать в круг и по команде «Начали!» без помощи рук передавать по кругу мяч. Если мяч во время передачи падает на пол, то он возвращается к первому игроку и игра начинается заново, и продолжается до тех пор, пока мяч не пройдет по всему кругу.
В ходе выполнения этого задания дети должны выйти на понятие «старательность».
Психолог. В ходе нашей игры вы сумели пройти все испытания, набрать достаточно много звезд и заполнить пустые строки книги качествами, которые понадобятся вам в пятом классе.
Сегодня мы сумели прочитать несколько страниц из этой книги о вашем классе. Ваш класс дружный, находчивый, сообразительный, старательный, с хорошо развитым воображением. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга вашего класса постепенно будет пополняться записями о новых важных качествах, которые вы приобретете за время школьной жизни.
А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, примите удобное положение и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить.
Психолог под музыку медленно и спокойно произносит следующий текст:
«Представьте, что вы пришли первого сентября в школу, в пятый класс. Попытайтесь увидеть себя: как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь представьте, что вы сидите на уроках: что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки, о чем вас спрашивают, чего требуют. Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы будем возвращаться обратно в настоящее, в четвертый класс. Я буду считать до пяти. На счет «пять» вы медленно откроете глаза и окажетесь в вашем классе».
А сейчас предлагаю рассказать, что вам удалось представить.
Ребята (по желанию) рассказывают классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене.
Затем раздаем детям по листу бумаги и цветные карандаши.
Психолог. Все вы получили чистые листы, которые надо разделить карандашом на две равные части. На первой части листа надо написать: «Я в настоящем», а на второй – «Я в будущем». Вам предстоит нарисовать себя сначала в настоящем, а потом в будущем. Затем необходимо подумать и написать около рисунка «Я в будущем» те изменения, которые с вами произойдут.
В ходе выполнения этого задания необходимо обратить внимание детей на то, что они должны описывать не только внешние изменения, но и внутренние, т.е. какими качествами они будут обладать в среднем звене.
Затем все садятся в круг рассматривают рисунки и задают вопросы, делятся своими впечатлениями, по очереди рассказывают о том, что им больше всего понравилось, какие моменты запомнились, что нового они узнали о себе и классе.
4