Я и мой класс
Орг.момент
Установление контакта.
Упражнение «Пожелание на день»
Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что скажем друг другу пожелания на день и сделаем мы это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, должен подойти к следующему и т.д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.
II. Основная часть.
Сообщение темы
Поговорим с вами об общении. Что такое общение?
Общение — сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который возникает в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как мы общаемся? Давайте подумаем, из чего состоит наше общение. Для этого выполним упражнение «Найди свою пару»
Упражнение «Найди свою пару»
Я вам раздаю карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Например, если вам достанется карточка, на которой написано слово «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».
Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговариваясь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.
Пары: медведь, лиса, заяц, корова, белка, кенгуру
Обсуждение
— Чем было сложно выполнение этого задания?
— Что вы чувствовали?
— Так ли легко изъясняться с помощью жестов? Без слов понять друг друга не всегда удается. В процессе общения происходит в обмен мыслями, чувствами и т. д.
— Что можно считать результатом общения?
Вывод. Два основных компонента общения: рассказ и взаимодействие.
Литературный пересказ.
Для того чтобы учиться рассказывать и размышлять, послушайте басню Л. П. Толстого «Галка и голуби».
Галка и голуби
Ганка увидела, что голубей хорошо кормят, — выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она тоже голубь, и пустили её. Но галка забилась и закричала по-галочьи. Тогда голуби стали её клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали.
Задание: по кругу пересказать содержании басни. (Качество пересказа не оглашается, а обращается внимание на интонационные паузы.)
Обсуждение
— Почему галка решила прикинуться голубем?
— Умела ли галка общаться так, как общаются голуби?
— Почему галку не приняли обратно к своим?
— Если бы героем басни был человек, как можно было бы назвать его поведение? (Непостоянство.)
4. Упражнение «Комплимент».
— Что такое комплимент?
Задание. Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.
Обязательные условия комплимента:
Обращение по имени.
Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Вывод. Найти подходящее, приятное слово друг для друга порой бывает очень трудно. Нужно уметь это делать.
Упражнение «Зеркало и обезьяна».
Один учащийся — обезьяна, другой — зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны. (Затем поменяться ролями.)
— Какая роль (обезьяны или зеркала) вам давалась легче?
Вывод. Важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.
Обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им посуду в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет: что-то слаживает. Отец и говорит: «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Обсуждение
— Все ли слова вам понятны?
— Почему невестка с сыном перестали кормить дедушку из чашки и за столом?
— Почему им стало обидно, что их маленький сынишка тоже собирался их кормить из лоханки?
— Как изменили они свое отношение к дедушке?
Вывод:
Как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться. Нельзя унижать, обижать того, кто слабее тебя или от тебя зависит.
III. Заключительная часть Подведение итога
Обсуждение поговорки: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Когда человеку бывает тревожно в классе? (Когда он не знает урока, его обижают, обзывают. Или когда он злой, ни с кем не дружит, не помогает никому. Жадина.)
Что надо сделать, чтобы каждому ученику в классе было хорошо, уютно, чтобы в школе чувствовал себя как дома и шел бы сюда с радостью. (Быть вежливыми и добрыми по отношению друг к другу.)
Каким должен быть человек, чтобы дарить радость окружающим? (Чтение поговорки с доски.)
Ребята, дарите радость друг другу, не стесняйтесь своих чувств, и тогда на душе у вас будет светло и празднично от того, что вы делаете человека счастливым. Ведь как приятно, когда вокруг вас улыбки, доброжелательная атмосфера и смех, радость жизни.
Рефлексия занятия
Что вы сегодня узнали нового для себя?
Что вы чувствовали, когда слушали рассказ?
Что у вас сегодня получилось (не получилось)?