Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30» МО Динской район
Предмет: окружающий мир
УМК: «Начальная школа XXI век»
Тип урока: «Открытие» нового знания
Тема: «ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО»
Учитель: Колесникова Юлия Юрьевна
2013 год
Цель: научить детей сохранять и укреплять своё здоровье, создать условия для самостоятельного получения учащимися знаний о гриппе, способствовать применению их в повседневной жизни.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Ценностно-смысловая ориентация:
осознание ценности собственного здоровья и необходимости нести за него ответственность;
понимание необходимости вести профилактику гриппа;
стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
усвоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
создание условий для проведения опытов, используя простейшее лабораторное оборудование.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование сознательного отношения к своему здоровью;
рассказ о путях попадания микробов в организм человека;
знакомство с основными правилами личной гигиены;
анализ результатов наблюдений;
формирование умений делать выводы;
формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Оборудование: — мультимедийный проектор, ноутбук, видеозапись мультфильма «Ох и Ах», конверты с заданиями для каждой группы, лупа, мыло, полотенце, портфолио здоровья учащегося начальной школы.
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Самоопределение к деятельности. -Доброе утро, ребята! Прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» Дмитрий Иванович Менделеев -Ребята, а чтобы прорастить семена, какие должны быть условия? Посмотрите на экран, вам улыбается солнышко, а теперь вы повернитесь друг к другу — улыбнитесь, как улыбается это солнышко, и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Уважаемые гости, а вы протяните свои ладони к детям. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла (СЛАЙД) -Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа и повторяйте за мной: 2. Актуализация знаний. Ребята, как вы думаете, зачем у нас сегодня столько гостей? -Как мы должны работать на уроке? -Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Ох и Ах» -Ребята, что же случилось с Охом? — А как вы догадались? -Ребята, как вы думаете, может ли Ох находиться с нами в классе? Вывод: КОГДА ЧЕЛОВЕК БОЛЕН – ЭТО ПЛОХО ДЛЯ НЕГО САМОГО И ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ. -Давайте поможем Оху выздороветь. -Подберите слово противоположное слову БОЛЕЗНЬ. Работаем в группах У вас на партах лежат красные конверты, в них слова: БОГАТСТВО, ЗДОРОВЬЕ, НАШЕ. -Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить? Составьте из данных слов предложение. (СЛАЙД) Тема нашего урока: ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО. Мы сегодня с вами поговорим о здоровье. А почему этот разговор нам необходим? Ответить на этот вопрос нам поможет наш учебник. Работа в группах: в учебнике на стр.27 есть задание – «соберите» слова в пословицу: богатство, здоровье, первое. Какую цель мы поставим? 3.Постановка учебной задачи. -А вот какие задачи мы будем решать сегодня на уроке, вы должны определить сами. В жёлтых конвертах задачи. Ваша цель- выбрать лишь те, которые будут отвечать теме нашего урока.
4.Открытие нового знания. -Не испугались таких трудных задач? Почему? -Ребята, сделайте предположение, какие могут быть секреты здоровья? В этом нам поможет следующее задание. У вас на столе лежат зеленые конверты, а в них задания. 1 группа — (учащиеся со средним уровнем знаний и мотивации) выбрать продукты питания, которые полезны при заболевании (в конверте картинки: чипсы, конфеты, чеснок, колбаса, мёд, сок, лимон, малиновое варенье, апельсины, бананы, яблоки, лук, груши, овощи, морс) 2 группа (учащиеся с низким уровнем знаний и мотивации) – Откройте учебник стр.28-29. Рассмотрите рисунки и назовите причины возникновения болезней у людей. 3 группа (учащиеся с высоким уровнем знаний и мотивации) – придумать такие ситуации, которые могут показать, где и как человек может простудиться. -Ребята, нам пришло письмо. (СЛАЙД) Прочитайте его. -Кто мог написать это письмо, о чём он хотел рассказать? — Как вы догадались, что у него грипп? — А что это за заболевание? Как можно заразиться этим вирусом? — Действительно, при разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, в которых живут миллионы вирусов. Другие люди могут дышать этим заражённым воздухом и заболеть. Этот путь заражения называется воздушно-капельным. Грипп так заразен, что им заболевают очень многие люди. И тогда начинается эпидемия. —А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека? -Да, действительно, вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества — токсины, отравляющие весь организм. И человек тяжело заболевает. — Как вы думаете, а раньше люди болели гриппом? А знаете ли вы, ребята, что возбудитель гриппа, то есть тот, кто её вызывает, мельчайший микроб — вирус? Своё название он получил от французского слова gripper— схватывать. И действительно, начало заболевания напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм. -А как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы этот вирус не попал в организм человека? — Ребята, а разве кто-то из вас не моет руки? Проведем опыт. Умеете ли вы правильно мыть руки? (СЛАЙД) — Мне нужно по 1 человеку из группы: 1 ребёнок споласкивает руки и не вытирает, 2 ребёнок — моет руки и вытирает их полотенцем, 3 ребёнок — моет тщательно руки со всех сторон и вытирает их. -Кто из ребят правильно вымыл руки? — Посмотрим, при помощи лупы, чисты ли ваши руки? — Ой, ой, ой сколько микробов!!!! Что же нам делать? Как убить микробы и не заболеть гриппом? Нам помогут в этой нелегкой задаче весёлые доктора, которые у нас в гостях. Послушаем, что они нам посоветуют. (СЛАЙД, картинки 4-х «говорящих» докторов) — Доктор №1. Чтобы не заболеть гриппом, следует проводить профилактические процедуры. За один два месяца до эпидемии рекомендуется сделать прививку против вируса гриппа. Обращайтесь в поликлинику. Прежде всего, надо мыть руки! Да-да, чаще всего, вирусная инфекция «цепляется» именно с грязью – 90% всех случаев заболеваний приносились с улицы на руках и просто не смывались. Обязательно промывайте нос каждый вечер специальными растворами, которые можно купить в аптеке, например, «Аква Марис» или «Физиомер». А еще для этого можно использовать обычную минералку – «Ессентуки» № 4 или № 17. Если же общались с больным, то сразу же после промойте нос раствором обычного хозяйственного мыла. Доктор №2. Когда вы вечером приходите из школы или других общественных мест, где вы могли иметь контакт с больными гриппом, в первую очередь тщательно вымойте руки с мылом. Затем высморкайтесь и намыленными пальцами изнутри протрите ноздри. Вирус гриппа мыла боится. Доктор №3. Не стоит забывать и о методах народной медицины, проверенных на протяжении многих веков. Пожалуй, главным природным «препаратом» для профилактики гриппа можно считать чеснок, который употребляется не только вовнутрь, но и наружно. Используйте его в пищу при каждом удобном случае, а тарелочку с очищенным чесноком поставьте возле своего рабочего места. Также употребляйте в пищу, фрукты и ягоды, которые в большом количестве содержат витамин С. Это шиповник, чёрная смородина, брусника, клюква, лимоны, апельсины. Доктор №4. Регулярно проводить влажную уборку (желательно с применением дезинфицирующего средства). Рекомендуется часто проветривать помещение. Использовать во время эпидемии гриппа марлевую повязку. Вести здоровый образ жизни. Физкультминутка. Разминка «Веселый зоопарк».
5.Первичное закрепление. —Откройте свое портфолио здоровья на стр.29. Прочитайте основные правила здоровья. Ваша задача – выполнить рисунок «Здоровый человек» -Вот еще несколько советов, которые помогут вам выполнить задание:
-Как помочь себе и близким, если уже заболел? 6. Обобщение и закрепление. -Какая была тема нашего урока? -Достигли ли мы цели и задач, которые ставили в начале урока? -Зачем нужны те знания, которые получили на сегодняшнем уроке? -Интересно, а воспользовался ли Ох нашими советами, давайте посмотрим. -А сейчас давайте проведем тест «Можете ли вы заболеть?» Самооценка « Могу ли я заболеть?» (СЛАЙД) -Сделал ли ты прививку от гриппа? -Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты? -Кушаешь ли ты лук, чеснок, мёд, имбирь? -Занимаешься ли ты спортом? -Гуляешь на свежем воздухе каждый день не менее 2 часов? -Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру, класс? -Моешь ли ты лицо, руки с мылом? -Закаляешься ли ты? -Ты весёлый, жизнерадостный человек? Обработка результатов — если вы выбрали менее 5 цветочков, то велика вероятность, того, что ты можешь заболеть. У вас ещё есть время пересмотреть свой режим дня, привычки и предостеречься от болезни. — Ребята, а чтобы вы не забыли правила защиты от простудных заболеваний, вам помогут информационные буклеты. 7.Рефлексия. (СЛАЙД) -У вас у каждого на партах ладошки. Если вам понравился урок, и вы взяли из него для себя много полезного — поднимите ладошки вверх. А если вам было скучно и вы не узнали ничего нового- опустите ладошки вниз. -Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы. | (на доске запись: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» Дмитрий Иванович Менделеев . Сидят за партами, слушают учителя. Солнце, тепло, уход… Поворачиваются друг к другу и произносят слова. -Я желаю тебе сегодня добра, Ты желаешь мне сегодня добра, Если будет трудно, я тебе помогу. -Чтобы мы показали все свои знания. — Активно, тихо, дружно. Просмотр фрагмента мультфильма «Ох и Ах» -Он заболел. — Теплая одежда, чихает, больное горло, грелка. ЗДОРОВЬЕ Составление предложения ЗДОРОВЬЕ — НАШЕ БОГАТСТВО. Учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 1 часть стр.27 Работа в группах. ЗДОРОВЬЕ — ПЕРВОЕ БОГАТСТВО. -Научиться сохранять и укреплять своё здоровье. -От чего зависит здоровье человека? -Что такое здоровье? -Какие бывают секреты здоровья? -Что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом? Учащиеся работают в группах, раскрывают конверты и читают сначала про себя, затем вслух. Обобщающие ответы групп. 1 группа: чеснок, мёд, сок, лимон, малиновое варенье, апельсины, бананы, яблоки, лук, груши, овощи, морс. 2 группа: не соблюдение режима дня, нужно ежедневно проветривать помещение, мыть руки с мылом; 3 группа: в театре, в магазине и т.д. «ПИСЬМО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОДНОМУ ВАЖНОМУ ВОПРОСУ» Конверты с письмом, раскрывают и читают сначала про себя, затем вслух. -Отравляет наш организм. -Предположения детей — Дети делают предположения. Надеть на лицо защитную маску, принимать витамины, противовирусные препараты, в целях профилактики, мыть руки. -Проведение опыта. Смотрят, анализируют, доказывают, делают вывод.
Каждого «животного» показывает ребенок у доски. Жираф – головой вверх-вниз, вправо и влево. Осьминожка – круговые движения плечами назад и вперед, плечи поднять и опустить. Птица – руки поднять и опустить, круговые движения назад и вперед. Обезьяна – наклон вперед, круговые движения туловищем назад и вперед. Лошадка – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях. Аист – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой. Кошка – подтянуться вперед сначала правой, а затем левой рукой. Учащиеся работают в портфолио здоровья на стр.29
— Соблюдать постельный режим -Не играть с ребятами, чтобы их не заразить, -Пить лекарства, назначенные врачом, -Употреблять в пищу фрукты, овощи и т.д Ответы детей сопровождаются слайдами.
Просмотр фрагмента мультфильма «Ох и Ах»
На столе в конверте лежат картинки. Если ответ положительный – выбирают цветочек, если ответ отрицательный- выбирают маленький вирус. Выполняют задание учителя. Дети получают информационные буклеты-памятки.
|
Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. Познавательные Логические Анализ объектов Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Управление поведением партнера Регулятивные Планирование Волевая саморегуляция Личностные Нравственно-этическая ориентация Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Познавательные 1.Общеучебные Смысловое чтение Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания 2. Логические Анализ объектов Синтез объектов Сравнение объектов Классификация объектов Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные Планирование Коррекция Оценка
Познавательные
Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Анализ объектов Сравнение объектов Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные Планирование Личностные Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация
Познавательные
Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания Смысловое чтение
Анализ объектов Синтез объектов Сравнение объектов Классификация объектов Коммуникативные Постановка вопросов Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка) Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные Планирование Коррекция Волевая саморегуляция Личностные
Анализ объектов Сравнение объектов Синтез объектов Классификация объектов Построение логической цепи рассуждения Установление причинно-следственных связей Доказательство
Познавательные Общеучебные Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания Логические Анализ объектов Сравнение объектов Классификация объектов Коммуникативные Постановка вопросов Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка) Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные Планирование Личностные Анализ объектов Сравнение объектов Классификация объектов Построение логической цепи рассуждения Установление причинно-следственных связей Доказательство
Становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний.
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |