Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Железногорска Курской области
Конспект урока по литературному слушанию
в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века»)
по теме:
« Георгий Алексеевич Скребицкий «Мать».
Подготовила: учитель начальных классов
Полянская Лилия Михайловна
г. Железногорск
2014г.
Георгий Алексеевич Скребицкий «Мать».
Учебные задачи:
воспитывать чувство сопереживания героям прослушанного произведения;
обогащать читательский опыт;
учить определять тему и жанр прослушанного произведения (моделирование);
учить выделять фамилию автора и заголовок, правильно называть произведение.
Учебные умения:
называть изученные произведения по заданной теме и жанру;
самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу;
называть героев произведения и выражать свое отношение к их поступкам.
Ход урока.
1.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
— У каждого из нас в жизни есть человек, который сделал для нас самый бесценный подарок – жизнь. Кто это? Конечно, вы правы, это – мама. И каждый конечно же прав в том, что его мама – самая замечательная мама в мире. Вспомните, пожалуйста, за что вы любите свою маму. Какая она?
(Ласковая, нежная, трудолюбивая, заботливая, умная, хозяйственная, добрая, веселая)
— Верно, ребята! Но это еще не все. Мама нужна не только людям, но и каждому живому существу, особенно маленькому, беззащитному. Сегодня я прочту вам интересную историю, которая поможет нам узнать еще об одном очень важном качестве каждой мамы, и вы поймете, за что еще можно любить и уважать маму.
2.Знакомство с текстом.
— Итак, эта история произошла с писателем Георгием Скрибицким, когда он был на охоте. Однажды, ранним летним утром Георгий Алексеевич и его верный друг – охотничий пес Джек, отправились в лес поохотиться на лесных кур (так называют птиц – тетеревов, которые обитают в наших российских лесах). (Показ картинки с изображением тетерева ).
Далее – чтение текста учителем.
3.Беседа по первичному восприятию текста.
— Вас что-нибудь удивило в этой истории? (Обмен мнениями о прочитанном).
— Мне очень приятно, что эта история не оставила вас равнодушными. Мы обязательно вернемся к этой истории, но вначале немножко отдохнем и разомнем наши пальчики.
4.Физминутка для пальчиков.
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать: 1-2-3-4-5.
А потом их разгибать: 1-2-3-4-5.
5.Работа в печатной тетради.
— Определите, пожалуйста, жанр этого произведения. Докажите.
(Это рассказ, т.к. это правдивая история.)
— Каким символом обозначим, что это рассказ?
(Прямоугольник)
— Какая тема рассказа? Каким цветом обозначим?
(Это рассказ о животных, значит, прямоугольник раскрасим коричневым цветом)
— Есть ли автор у рассказа? Кто он?
(Да, автор Георгий Скребицкий)
— Обозначим фамилию автора символической красной полосой. А в тетради запишем имя и фамилию автора с большой буквы.
— Как автор озаглавил рассказ? Запишем заголовок в модели обложки с большой буквы.
— Прочтите название книги.
(Георгий Скребицкий, рассказ «Мать»)
6.Беседа по содержанию произведения.
— Писатель свой рассказ озаглавил «Мать». Как вы думаете, почему не «Ёжик» или «Ёжики»?
(Предположения детей)
— Этот случай удивил, поразил писателя. Он хотел, чтобы читатели тоже удивились и до конца не знали кто этой такой.
-Это маленькое, с виду, тихое животное не убежало, не свернулось клубком, не стало себя спасать, а кинулось на врага. И не потому, что оно такое смелое и отважное. Разве ежихе не было страшно?! Но страх за самое дорогое, что у нее есть – за ее маленьких, беспомощных детенышей пересилил страх за свою собственную жизнь. От отчаяния у ежихи, которая умеет только фыркать, вдруг прорезался голос, и она запищала так, что даже человек не мог понять: что же это за существо такое?
— Как вы думаете, что же это за неведомая сила такая, которая так меняет мирное, тихое, спокойное и безобидное животное?
-Конечно же, вы правы. Это материнская любовь. Значит, настоящая мать может быть не только нежной, ласковой, но, если надо, она может быть решительной, отчаянно-смелой, забывать усталость, страх, забывать о себе, а значит, может быть самоотверженной. Скорее всего, именно поэтому Георгий Скребицкий, увидев в поведении ежихи такую материнскую любовь, и озаглавил свой рассказ «Мать». Ведь ежиха поступила как настоящая мать.
7.Физминутка.
По тропинке ежик шел,
На полянке гриб нашел
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
Ежик фыркает: устал
От того что приседал
Ежик сладко потянулся,
А потом назад прогнулся
А потом вперед нагнулся
И до пола дотянулся.
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно
Ежик выполнил разминку
И уселся на тропинку.
А теперь глубокий вдох.
Продолжаем наш урок.
8.Работа с текстом и иллюстрацией.
— Откроем учебник на стр.56 и рассмотрим иллюстрацию. Соответствует ли она рассказу? Все ли герои рассказа изображены?
-Прочтите шепотом слова на доске. Теперь прочтите вслух лишь те слова, которые называют изображенных на иллюстрациях героев.
(На доске: собака Джек, еж, охота, тетерев, ежата, охотник)
-Почему слово Джек написано с большой буквы?
-Как повел себя пес, когда заметил ежиху с ежатами? Испугался ли он? Ведь даже человека поразило поведение ежихи. Давайте найдём в тексте и прочтем об этом .
9.Дифференцированное чтение.
— Дети, у которых в книге зеленая закладка читают текст под зеленой полосой, а те, у которых оранжевая закладка – текст, напечатанный крупным шрифтом под оранжевой полосой.
— Так как же повел себя пес?
(Читают вначале хорошо читающие дети, а затем – слабо читающие).
— Действительно, пес был удивлен, он недоумевал. Ведь по своей природе – он охотничий пес и не охотится на слабых, беспомощных зверьков, а только на сильную, здоровую дичь. Вот он и недоумевал: как могла подумать ежиха, что он, охотничий пес сможет обидеть беззащитных, крохотных ежат.
— В этом рассказе есть еще один герой. Кто это?
(Охотник, сам писатель, Георгий Алексеевич Скребицкий).
-Верно. Знаете, у меня закралась такая мысль: а справедливо ли поступил человек, когда просто ушел от того места, где приютилось семейство ежей? Может быть, надо было остаться, погладить ежат и ежиху, успокоить их или забрать домой к себе?
— Конечно же, нет! Самое лучшее, что мог сделать человек – увести собаку и уйти самому. Ведь животные живут своей жизнью, у них свои законы, правила. Там более, что этим ежатам ничего не угрожало. Писатель поступил очень мудро. Он понимал, что такая отважная мать, которая не бросила детенышей, сможет и впредь позаботиться о них.
— Как вы думаете, почему Г.Скребицкий смог понять чувства и мысли животных. Может быть он волшебник?
— Да. Георгий Алексеевич Скребицкий не только охотник и писатель, он еще и ученый, исследователь. Он изучал природу, повадки животных. Кроме того, он был очень наблюдательным, любознательным человеком, очень любил родную природу, поэтому природа и открывала ему свои тайны. Наверное, за всё это природа и наградила Георгия Алексеевича Скребицкого таким чудесным даром – понимать, что чувствует и о чем думает любое живое существо.
— Именно поэтому и появился на свет такой интересный и поучительный рассказ.Давайте еще раз назовем произведение, используя модель обложки:
10. Итог урока.
— Мы говорили, что история эта поучительная. Что же хотел автор сказать нам, описывая этот случай на охоте?
-Хотелось бы вам стать такими волшебниками как Г.Скребицкий, понимать мысли и поступки животных? Для этого нужно любить природу и хотеть узнать ее тайны, загадки, чтобы не навредить ей, а сберечь родную природу.
-То, что вы любите природу — я уверена. А вот узнавать ее, изучать мы будем с вами вместе.
-Сегодня на память о нашем уроке, в благодарность за ваши мысли, за вашу работу хочу подарить картинки с изображением детенышей животных наших российских лесов. И предлагаю вам раскрасить их. А чтобы сделать это правильно, вам необходимо найти книги или иллюстрации с изображением этих животных. Книги вы можете найти как в библиотеке, так и на нашей выставке книг, посвященных родной природе. Здесь вы также сможете отыскать книгу Г.Скребицкого с другими интересными рассказами.
-Из ваших рисунков мы составим плакат «Береги родную природу» и подарим его воспитанникам детского сада.
-Спасибо вам, ребята, за замечательную работу на уроке! Мне очень понравилось сотрудничать с вами!
Список использованной литературы.
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс. Методическое пособие. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
2. М.И. Оморокова. Чтение в начальных классах. Методическое пособие. Москва, издательство «Астрель», 2003 г.
3. Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова. Литературное чтение. Справочник для учителя и родителей. Москва, издательство «Астрель», 2003 г.