Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур
и светской этики» в 4 классе
Семейные праздники
Выполнила: учитель истории
Кидревич Алена Викторовна
2014 год
Актуальность:
Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что, в свою очередь, расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни и поэтому рассматривается как высшая первичная ценность государства. Дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи — одно из важнейших направлений оздоровления духовно — нравственного климата в стране.
Данный урок предназначен для учащихся 5 классов. В ходе изучения можно узнать основные понятия, что такое семейные праздники и традиции. Проанализировать со своими традициями семьи. Как правильно выбирать подарки и дарить. Формировать правила этикета на семейных праздниках.
Распространить опыт лучших семейных традиций, через использование воспитательных возможностей семьи в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения, способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей. В ходе урока планируется помочь учащимся осознать, какую роль играют семейные традиции. В процессе работы в сознании учащихся укрепляется авторитет семьи, формируется понятие о значимости семьи в жизни каждого человека.
Цель урока: сформировать осознанное отношение к семье, как одной
из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными праздниками и традициями.
Задачи урока
закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках;
воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам;
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Оборудование к уроку: учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.
План урока.
Значение праздника.
Как появились праздники
Виды праздников.
Семейные праздники и традиции.
Что такое подарок.
Основные понятия:
Праздник, ритуал, семейный праздник, семейные традиции, подарок.
Ход урока.
Организация начала урока (эмоциональный настрой)
Учитель приветствует детей и читает стих.
Добрый день ребята. Я рада видеть вас в отличном настроении, верю, что вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного для себя.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку-
Поднимем настроение
Себе и другу.
(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения).
Актуализация знаний:
Учитель:
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Дома вы с родителями составляли правила этикета. Кто желает нас познакомить со своими правилами?
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и подумайте, какую тему урока будем изучать.
Учитель: Правильно мы будем говорить с вами о праздниках. Но больше внимания уделим семейным праздникам.
Тема сегодняшнего урока: Семейные праздники.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Как вы понимаете, что такое праздники? (высказывания детей)
Праздник – это …
Веселье, торжество, которое устраивается по какому — либо поводу;
радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети;
встречи и общение взрослых и детей;
проведение игр, развлечений.
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните со своими высказываниями.
Праздник
1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
2. Выходной, нерабочий день.
3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью.
4. День радости и торжества по поводу чего-либо.
5. День игр и развлечений.
(Словарь Ожегова С.И)
Учитель: А как появились праздники?
Прочитаем в учебнике на страницах 58, 59.
Историю возникновения праздников.
Учитель: Назовите современные праздники?
Следующий пункт плана
Какие бывают праздники?
Прочитаем учебник на странице 59.
На какие три группы можно разделить все праздники?
Запишите по пять праздников в таблицу. (работа с рабочими листами)
государственные | общественные | семейные |
|
|
|
Учитель: Какие семейные праздники мы с вами выделили?
Учитель: Что такое семейный праздник? (ответы учащихся)
Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их. Наши бабушки и дедушки, наши родители, сестры, братья – это самые близкие люди, те, кто дарят нам свое тепло, свою заботу, кто сопровождает нас в самые сложные моменты нашей жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники.
В России главные семейные праздники во многом схожи с семейными традициями других стран: дни рождения, именины, крестины, свадьбы, юбилеи.
Учитель: Что такое семейные традиции? (ответы учащихся)
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. –
Учитель: (беседа с учащимися)
Какие традиции существуют в ваших семьях?
Какие у вас есть семейные праздники
Как они проходят?
Как к ним готовитесь?
Какие семейные праздники у вас самые любимые?
Мы рассмотрели, зачем нужны семейные праздники, что это такое, настало время обсудить как это сделать.
Как провести семейный праздник?
Давайте составим с вами этапы подготовки семейных праздников.
1 этап: Подготовка- подарок, сценарий, угощение.
2 этап: проведение праздника по сценарию.
3 этап: подведение итогов.
Учитель: Что такое подарок?
Подарок — предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу. Переносное значение. О предмете, случае, доставшем неожиданное удовольствие.
Учитель: Как правильно выбрать подарок?
Давайте попробуем составить памятку: Выбор подарка.
Из утверждений выбери правильные (работа с рабочими листами).
Не надо долго думать о подарке, подари то, что тебе не нужно.
Подарок надо выбирать заранее.
Прежде чем выбрать подарок какому-либо человеку, подумай, что он любит и чем интересуется.
Положи подарок в карман и иди в гости.
При выборе подарка надо учитывать возраст и пол (мальчик или девочка, мужчина или женщина) человека, которому собираешься сделать подарок.
Подарок надо готовить по секрету – он должен быть неожиданным.
Посоветуйся со взрослыми.
Попроси взрослых помочь тебе выбрать подарок для друга (или подруги).
Расскажи всем, какой подарок ты готовишь для товарища.
Подарок не должен быть очень дорогим.
Вручая подарок, расскажи, скольких трудов тебе стоило это сделать.
Подарок должен быть красиво упакован.
Подарив, не требуй ничего взамен и не напоминай о подарке.
Вручая подарок, не скрывайте своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи.
Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил тебе подарок, перечисли и покажи все его достоинства.
Всем знакомым, друзьям и гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил!» А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришёл с пустыми руками, получится неудобно.
(Все «правильные правила» показывают на слайде.)
Учитель: Что может испортить праздник?
Чтение последнего абзаца стр.59
Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции?
Учащиеся: Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
На празднике человек отдыхает, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем добрее и дружнее становится.
Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:
1. Сегодня я узнал (а).
2. Я понял (а)…
3. Я почувствовал (а)…
4. Я научился (лась)…
5. Я смог (смогла)…
6. Было интересно…
7. Меня удивило…
8. Мне захотелось…
9. Урок дал моей жизни…
Учитель:
Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу.
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья — это труд, друг о друге забота,
Семья — это много домашней работы.
Семья — это важно! Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Создавайте свои семейные праздники и традиции!
Домашнее задание: (мини-сочинение «Традиции и праздники в моей семье»)
Используемые источники:
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2012г.
https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=24c407a1a00a12528e3878ab33ea4331-08-144&n=21
https://greenlife.sytto.com/Interesno-Polezno/Semeinie-tradicii-
https://pixelbrush.ru/2011/11/29/fotostok-novyy-god-semeynyy-prazdnik.html
https://438.tvoysadik.ru/?category=31&class=rubric_articles_items&id=67&r_month=13&r_year=2013&_year=2013