Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа – интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края
Конспект урока по письму развитию речи
во 2 классе
Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
подготовила
учитель начальных классов
Маслова Галина Александровна
с.Ванновское
2014 год
Предмет: Письмо и развитие речи.
Тема: Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Цели:
1) учить детей согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы; ставить вопрос от одного слова к другому;
2) развивать и активизировать словарь учащихся; развивать мышление, внимание, память; мелкую моторику рук;
3) Воспитывать дисциплинированность, внимание, любовь к природе.
Оборудование: доска, мел, серия сюжетных картинок с изображением животных, картинки для раскрашивания (цепочка бусин), ручки, цветные карандаши, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие. Уточнение пространственно-временных представлений:
-Какое сегодня число, день недели? Какой идёт месяц? Какой урок?
-Сегодня к нам на урок пришел сказочный персонаж. Он очень любил петь одну песенку. Послушайте и угадайте, кто это:
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел, и от волка ушел. (Колобок.) Слайд №1
-Правильно ребята, это колобок. Он будет смотреть, как вы научились писать, отвечать на мои вопросы и умеете ли вы правильно сидеть во время письма.
-А кто слепил колобок? (Бабка) Слайд №2
-Задайте вопрос к этому слову. (Кто? – бабка.) Кто помогал бабке? (дед) На какой вопрос отвечает слово – дед?
-Что бы слепить колобок, что делала бабка? (месила тесто) Слайд №3
-Давайте и мы поработаем пальчиками, проведем пальчиковую гимнастику.
II. Пальчиковая гимнастика.
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
-Молодцы, еще одна зарядка для пальчиков.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Один, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
-Положите тетрадь наклонно и запишите число. На второй строке запишите: Классная работа.
III. Минутка чистописания.
-С какой буквы начинается слово – колобок?
-Запишите большую и маленькую буквы Кк.
IV. Словарная работа.
-Прочитайте слово. (На доске открывается слово — колобок)
-Повторите слово по буквам. Какие буквы надо запомнить? Запишите слово по образцу. Подчеркните «трудные» буквы.
V. Объявление темы урока.
— Сегодня на уроке мы будем учиться согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы; ставить вопрос от одного слова к другому.
VI. Изучение нового материала
1)Работа с предметными картинками.
-Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу. (Дети называют животных, появляются картинки) Слайд №4.
-Что вы можете сказать про этих животных? (Они дикие.)
-Почему? (Живут в лесу, сами себе добывают пищу)
-Поставьте вопрос к этим словам. На какой вопрос отвечают эти слова?
(Слова отвечают на вопрос кто?)
-Колобок приготовил вам загадки, отгадки будем записывать на доске в столбик.
Загадки: (плакат с картинкой и словом-отгадкой)
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком.(заяц)
Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
Великан в бору живёт.
Он сладкоежка – любит мёд.
Когда испортится погода,
Ложится спать – да на полгода! (медведь)
За деревьями, кустами,
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
Заяц –
Волк –
Медведь –
Лиса –
2) Физ. минутка. Песенка колобка. Слайд №5
3) Устно. Развитие словарного запаса.
-А теперь давайте вспомним и назовём места, где живут эти животные в природе.
Д. Заяц — в лесу, под кустом, волк и лиса — в норе, медведь — в берлоге. Слайд №6.
— На какой вопрос отвечают слова лес, куст, нора, берлога? (Вывешивается плакат со словами)
( Слова отвечают на вопрос что?)
4) Работа с иллюстрациями. Комментированное письмо.
-Колобок придумал вам следующее задание. Посмотрите на экран и скажите, что делает заяц, волк, медведь, лиса. Надо выбрать нужное слово и записать его на доске и в тетрадях. (слушает, думает, улыбается, крадётся)
Слайд №7
Заяц – слушает.
Волк – улыбается.
Медведь – думает.
Лиса – крадётся.
-На какой вопрос отвечают слова: заяц, волк, медведь, лиса?
-На какой вопрос отвечают слова: слушает, улыбается, думает, крадётся?
VII. Физ. минутка для глаз электронная. Слайд №8
VIII. Закрепление материала
1. Дид. игра. «Волшебные бусинки». Работа по карточке. Задание №1.
-Ребята, колобок приготовил вам интересные задания.
— У каждого из вас на листах находится цепочка, состоящая из круглых бусин. Вы будете раскрашивать бусину синим цветом, если услышите слово, которое отвечает на вопрос кто?, красным цветом, если слово отвечает на вопрос что делает?
Слова для диктовки: кошка, спит, собака, корова, мычит, гуляет.
-На какой вопрос отвечают слова кошка, собака, корова? Кто это? Какие это животные? Почему?
-На какой вопрос отвечают слова спит, мычит, гуляет?
9. Работа по карточке, задание №2.
-Ребята, а сейчас новое задание: прочитайте предложения и в каждом подчеркните только слово, обозначающее действие. (Один ученик читает, объясняет, почему он подчеркивает найденное слово)
Зайчонок питается корой. Медведь любит мёд.
-На какой вопрос отвечают слова, которые вы подчеркнули?
III. Подведение итогов: Слайд №9
— Ребята, с кем мы путешествовали на сегодняшнем уроке?
-Какие животные нам встретились? На какой вопрос отвечают эти слова?
-А на какой вопрос отвечают слова: питается, любит?
-Какое задание вам запомнилось ?
-Понравился вам урок?
Список использованной литературы.
1. А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2011
2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского
языка в 1-4 классах вспомогательной школы.
3. Костина Е. П. , Морозова С. А. , Азарян Д. А. Развитие речи учащихся
начальных классов. Учебно-методическое пособие. Краснодар 2001 г.
4. Начальная школа , № 5 2001г
5. Педагогическое творчество. «Природоведение и экология»,№3 2000г.