МКС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида»
Конспект урока по развитию речи
в 1 классе
«Яблоко»
Подготовила
учитель начальных классов
Трегубова Светлана Михайловна
Междуреченск 2014
Тема: Яблоко
Цель: Уточнить представления детей о яблоке, как о фрукте. Формировать умение составлять рассказ по опорным карточкам. Развивать внимание, память при помощи коррекционных приемов и методов. Воспитать мотивацию к учению.
I.Организационный момент.
Урок развития речи.
Сядет первым тот, кто запомнит последовательность картинок и расставит их в том же порядке (5 картинок овощей).
II.Повторение пройденного.
— Как называются эти растения? (Овощи)
— Где растут овощи? (На огороде)
— Как можно назвать одним словом много помидоров, огурцов, картофеля? (Это урожай)
— Когда собирают урожай овощей? (Осенью)
— Где собираются овощи (С огородов, с полей)
III.Игра на внимание «Четвертый лишний».
— Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что здесь лишнее?
Огурец, редиска, помидор, груша.
Огурец, капуста, яблоко, помидор.
— Почему груша не подходит к трем другим картинкам?
— А почему яблоко не подходит к трем другим картинка? (Яблоко не растет на грядке, это не овощ, а это фрукт).
IV.Сообщение темы урока.
— Вот сегодня мы будим работать на темой: Яблоко.
V.Работа над загадками.
— Я сейчас загадаю загадки. Вы внимательно слушаете и выберете загадку о яблоке.
— Какая она будет по счету?
1. Без окон и дверей полна горница людей (Огурец)
2. Красные ребятки живут на одной грядке (Помидор)
3. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (Яблоко)
— А как вы догадались? Заучивание загадки о яблоке.
VI.Актуализация опорных знаний с включением работы различных анализаторов.
Каждому ребенку дается свое здание, что позволяет реализовать индивидуальный дифференцированный подход.
VII.Вводная беседа.
Анализ яблоко.
В мешочке яблоко, помидор. Одного ученика вызываю к доске. – Выбрать на ощупь из волшебного мешочка яблоко. – Какое оно? (Гладкое, твердое). Проверим. Определите на ощупь какое яблоко.
— Выбрать цветовые полоски, цвета которых бывают у яблок. (3 цвета: желтая, красная, зеленая полоски кладут перед собой).
— Из конвертиков достаньте геометрические фигуры и разложите их по сигнальной карте. (Называют геометрические фигуры и показывают).
— Показать геометрическую фигуру, которая по форме подходит к яблоку? (Показ круга).
Игра в лото.
— Закройте фишками те предметы, которые имеют отношение к яблоку? (Подсолнух, пуговица, будильник)
— А почему вы их закрыли фишками? (Они круглые по форме как яблоко).
Беру блюдце с дольками яблок и раздаю детям. Вызываю другого ученика к доске. С завязанными глазами определить яблоко по запаху. Дети на партах определяют.
— Какое яблоко по запаху? (Ароматное).
Другой ученик определяет по вкусу. Дети пробуют яблоко. _ Так, какое яблоко по вкусу? (Кисло – сладкое, сочное).
VII.Работа по картине «Фруктовый сад»
— Что вы видите на картине?
Сообщение учителя.
Это фруктовый сад. Здесь растут яблоки.
Этот сад посадили много лет назад. Заботливые руки человека постоянно ухаживают за деревьями, окучивают, поливают, подкармливают их и поэтому деревья благодарят человека за их труд богатым урожаем плодом. Осенью люди большими корзинами собирают спелые сладкие яблоки.
VIII.Физминутка.
Были мы сегодня в молодом саду.
Урожай хороший в нынешнем году.
Яблоки – как сахар, груши – чистый мед
Угостить на славу, маленький народ (Проговаривание с движениями)
Момент неожиданности, загадочности
— А теперь, ребята, давайте превратимся в пчелок. Я, волшебница, по моей команде превращаетесь в пчелок и кружитесь над садиком. «Волшебной палочкой» дотрагиваюсь до детей и говорю такие слова:
«Раз, два, три
В пчелок превратись!» (Дети одевают короны пчелок и под музыку выполняют движения).
Из ульев вылетели
Покружились над садиком.
Вперед полетели.
Повернулись, назад полетели.
В правую сторону крылышками помахали
В левую сторону крылышками помахали
Покружились. В ульи залетели.
IX.Закрепление.
Теперь мы вместе составим небольшой рассказ о яблоке. Вы мне будете помогать.
(Используя опорную схему).
Задаю детям вопросы и подкрепляю опоры.
— Что это?
— По форме яблоко какое? (Круглое)
— По цвету яблоки какие? (Красные, желтые, зеленые)
— Какое оно на ощупь? (Гладкое, твердое)
— Какое яблоко по запаху? (Ароматное)
— Какое оно по вкусу? (Кисло — сладкое)
— Где растет яблоко? (Яблоко растет на яблоне)
— Яблоню выращивают где? (Яблоню выращивают в саду)
X.Рассказ учащихся по опорной схеме.
Составление рассказа о яблоке. Спрашиваю двух учеников.
XI.Упражнения на коррекцию.
Нарисовать по образцу.
Составить или сконструировать яблочко из разрезной картинки.
Обвести яблоко по шаблону и раскрасить.
Список использованной литературы
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. — 306 с.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский Педагогический Вестник. — №7. — 2004. — С.17.
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://www.kazedu.kz/referat/128137