Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края.
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе
«Насекомые»
подготовила учитель начальных классов
Остапович Тамара Владимировна
Ст. Старолеушковская
2014 год.
Задачи:
1.Образовательные:
Расширить и уточнить представления о предметах окружающего мира через изучения насекомых.
Повторить ;
2.Коррекционно-развивающие:
Корригировать познавательные процессы на основе использования специальных упражнений на исключение лишнего, составление целого из частей.
Корректировать устную речь учащихся, активизировать и расширять словарный запас обучающихся
Развивать психические процессы: память, мышление, внимание;
Формировать навыки учебной деятельности.
3.Воспитательные:
Воспитывать усидчивость;
Воспитывать дружеское отношение в классе;
Воспитывать интерес к предмету, положительную мотивацию к учебе;
Воспитывать культуру поведения.
5.Здоровьесберегающие:
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке;
Организовать двигательную активность, через проведение физминутки;
Вести контроль за осанкой учащихся во время работы за партой.
Оборудование:
предметные картинки с изображением насекомых и диких животных;
картинки с изображением разных угощений для животных;
индивидуальные разрезные карточки с изображением насекомых.
Ход урока.
1.Организационный момент.
— Какое сейчас время года?
— Какое время года было до весны?
— Какое время года будет после весны?
— Сколько всего времен года? Перечислите.
— Назовите признаки весны.
2.Речевая зарядка.
— Послушайте стихотворение.
«Я жук, я жук! Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж…»
— Про кого скороговорка?
— Какой звук часто встречается в стихотворении?
— Постарайтесь звук [ж] произносить правильно и четко. Повторяем хором.
3.Повторение. Дикие животные.
Игра «День рождения».
-Ребята, кого вы видите на рисунке?
-А вы знаете, что у зайца сегодня день рождения. Он решил пригласить к себе в гости своих лесных зверей. Разное угощение приготовил он. ( На магнитную доску прикреплены картинки с разным угощением — мёд, орехи, молоко, капуста ).
-Догадайтесь, каких зверей пригласил заяц? ( Мёд – медведю, орехи – белке, молоко – ежу, другу зайцу – капусту).
-Отпраздновали звери день рождения, и пошли домой. Утром, проснувшись, звери рассказали о дне рождения зайца. Как вы думаете, кому рассказали? (Появляются картинки с изображением детенышей животных).
-Правильно! Медведь рассказал медвежатам, белка бельчатам, ёж ежатам, заяц зайчатам.
-Где живут эти животные?
-Ухаживает ли человек за ними?
-Какие животные называются дикими?
4.Работа по теме урока.
1).Сообщение темы урока.
— Ребята, посмотрите на картинки. Кого вы видите? ( Медведь, ёж, белка, муравей, кабан)
— Кто здесь «лишний»? Почему?
-Сравните животных и муравья. Кто меньше?
-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о насекомых. Ведь одна из примет весны — появление насекомых.
2)Беседа «Насекомые» с отгадыванием загадок.
-Ребята, насекомых очень много. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни насекомые летают, другие ползают или прыгают. Одни – полезные, другие – вредные.
-Ребята, а каких насекомых вы знаете?
-А сейчас отгадываем загадки.
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка).
-Ребята, посмотрите на рисунок, это божья коровка. Обратите внимание на её внешний вид. Её красная спинка покрыта черными точками. У неё есть прозрачные крылышки. Живет это насекомое повсюду: в коре деревьев, на растениях, под камнями и брёвнами.
-Как вы думаете божья коровка – полезное или вредное насекомое?
— За день одна божья коровка съедает от 50 до 200 тлей. Она уничтожает вредных насекомых. Этим она приносит пользу сельскому хозяйству.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка).
-А что вы можете сказать о бабочке?
-Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из них говорится, что бабочки – ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Посмотрите, у бабочки короткие усики и большие глаза. Весной раньше всех вылетает ярко желтая бабочка – лимонница. Обратите внимание, что у бабочки крылья не прозрачные, а разноцветные.
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу. (Пчела).
-Посмотрите на пчелу. Что можно сказать о внешнем виде?
— Пчелы живут большими, дружными семьями. А что нам даёт пчела?
-Пчела даёт мёд, лечит людей, опыляет растения. Но от укуса пчелы погибают многие животные, птицы и звери. А вот ёжик не реагирует на укус пчелы.
3) Физминутка.
Полетела к нам вчера Помахать скрещенными ладошками.
Полосатая пчела,
А за нею шмель – шмелёк Загнуть пальчики, начиная с больших,
И веселый мотылек, на обеих руках.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Сделать кружочки из пальчиков и
Поднести к глазам.
4)Заучивание со слов учителя потешку.
Пчелы гудят – в поле летят.
С поля идут – медок несут.
Следить, чтобы дети говорили громко, четко, спокойно, выразительно.
5)Соберите картинку из частей.
У каждого ученика картинка, которая разрезанная на 4 –5 частей. Задание – собрать картинку.
— Какое насекомое получилось?
-Как догадались?
-Посмотрите на рисунки, сколько ножек у насекомых?
-Правильно, у насекомых 6 ножек.
5)Итог урока.
-Ребята, о ком сегодня мы говорили на уроке?
-Что нового вы узнали о насекомых для себя?
-Ребята, у каждого на парте рисунок с изображением божьей коровки. Ваше задание — раскрасить её.
Литература:
«Планирование уроков развития речи». Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова.
«Нетрадиционные уроки в начальной школе». С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина.
Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок». Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина.
«Дидактические игры». А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская.