Гаврикова Людмила Васильевна
Учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ухты
Конспект урока по теме: «Б.Емельянов «Зеленая букашина»»
Тип урока: введение новой темы
Задачи:
1)Познакомить обучающихся с творчеством Б.Емельнова, с произведением «Зеленая букашина»; проанализировать текст с позиции темы и идеи; обратить внимание на языковые средства, используемые автором; развитие умения составлять краткий пересказ, развитие навыка чтения.
2)Развитие УУД (коммуникативные, личностные, регулятивные и т.д.)
I.Организационный момент:
1.Мотивировка детей на урок.
-Каким бы вы хотели увидеть этот урок?
-Что мы должны для этого сделать?
2.Постановка проблемы.
-Посмотрите на слайд:
«Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает» (слайд № 1)
-Как вы понимаете эти слова?
-Кто мог сказать эти слова?
-Какой человек? Какой профессии?
-Сегодня мы познакомимся еще с одним писателем, с его творчеством. В конце урока вы скажите, мог ли он сказать такие слова?
II.Изучение нового материала:
1.Знакомство с писателем.
-Сегодня мы познакомимся с писателем Б.Емельяновым, с его творчеством. Портрет Б.Емельянова (слайд №2)
-Может кто-то читал произведения этого писателя?
-Вот, что говорит о нем его лучший друг писатель Анатолий Алексин. (сообщение учителя)
2.Работа с произведением.
2.1.Анализ текста. Наблюдение за языковыми средствами. Определение темы и идеи.
-Обратимся к рассказу Б.Емельянова «Зеленая букашина» (работа с учебником)
-Как вы думаете, о чем этот рассказ? Кто такая «зеленая букашина», и что с ней могло произойти?
Чтение рассказа обучающимися.
-Подтвердились ли наши предположения?
-Докажите, что это рассказ.
-Назовите тему рассказа.
-Что за насекомое букашина? Почему автор конкретно не назвал насекомое?
-В чем заключается главная мысль рассказа?
-Я написала несколько фраз из рассказа (слайд №4):
-Есть ли на земле правда?
-Влезла бы ты, букашина, в мою шкуру.
-Мыслимо ли дважды одну работу делать?
-Есть ли среди них фраза, которая раскрывает собой главную мысль?
-Трудно пока сказать.
-Чтобы понять главную мысль, давайте глубже разберем текст.
-О ком этот рассказ?
-Понравился ли вам мальчик Вася – главный герой?
-Почему мальчик не захотел переписывать дом. задание?
-С вами такое бывало?
-А вы бы как поступили? Как поступали?
-О чем он думал, сидя под старой липой?
-Почему Вася стал делать препятствия на пути у букашины?
-Как менялось настроение Василия?
(подтверждайте свои ответы словами из текста)
-Когда у Васи появилось желание переписать дом. работу? Кто повлиял на его решение?
-Вы видели, как животные преодолевают препятствия?
-Может вы сейчас назовете главную мысль рассказа?
-Вы правы. Да, действительно, мы люди, должны брать пример у природы : животных , насекомых. Неслучайно существует множество выражений (фразеологизмов) о качествах характера животных.
-Приведите примеры, работая в паре. (слайд №5)
-Подведем резюме. (Видя их смелость, упорство, настойчивость, трудолюбие ,умение преодолевать препятствия, преграды, стыдно нам не следовать их примеру)
-Вернемся к выражениям, которые вам были предложены (слайд №4)
-Сделайте самостоятельно вывод. (Ни один из вариантов не подходил к определению идеи)
-Что еще помогло нам точно определить идею рассказа. (Яркое , умелое слово автора. Благодаря точным , метким фразам и выражениям он сумел передать, что природа есть источник всего разумного, что именно она порой становится нашим учителем и наставником.)
-Давайте вернемся к нашему первому выражению. Мог ли эти слова произнести Б. Емельянов? Да, не даром о нем говорят, что этот человек писал о людях, добрые качества которых проявляются в общении с природой. Природа многому нас может научить ,нужно только научиться видеть это.
-Чему соответствует заглавие текста: теме или главной мысли?
Физ.пауза (комплекс упражнений по укреплению зрению и восстановлению мышечного тонуса)
2.2.Соствавление краткого пересказа.
-Как еще мы можем поработать с текстом?
Одним из вариантов предложенных учащимися, было составление краткого пересказа текста.
-Умение составлять краткий пересказ является важным для вас? Где могут пригодиться эти умения?
-Будем этому учиться.
-В чем сложность сжатия текста? (Не умеем выделить главное)
-Вспомните приемы сжатия текста, работая в паре.
(Удаление описаний, диалогов, деталей, пояснений. Сокращение предложений.)
— О чем вы не должны забывать, составляя краткий пересказ? (О теме и идее текста)
-Как вы предлагаете поработать?
(дети предложили поработать в группах)
-Кто может оценить вашу работу?
(дети предложили выбрать экспертов)
-Чтобы эксперты смогли объективно оценить ваши пересказы ,что необходимо сделать? (Нужно определить критерии оценки)
-Что вы предлагаете учитывать?1.Соответствие признакам краткого пересказа(отсутствие деталей, диалогов ,описаний);2.Передача главной мысли рассказа;3.Умение работать в группах;4.Умение выступать перед публикой)
-Свои выводы эксперты будут фиксировать в специальных картах (слайд № 6)
(Дети работают в группах, по окончанию работы эксперты оценивают выступления)
III. Итог урока. Рефлексия.
-Ваши ожидания от урока подтвердились?
-Удалось ли нам решить поставленные задачи?
-Что не удалось? Что вызвало затруднение?
-Что важного каждый из вас возьмет с этого урока?
IV. Домашнее задание. (дифференцированно)
1) Подобрать пословицы, афоризмы отражающие главную мысль произведения.
2) Написать минисочинение на тему «Преодолеть трудности значит преодолеть себя»