Конспект урока «Поговорим об осени»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
ХМАО – Югра













Конспект

урока

«Поговорим об осени»













Подготовила воспитатель

Сальникова Лариса Ивановна







Унъюган

2014

Цель:
Закрепить знания детей об осени, её признаках и особенностях каждого осеннего месяца. Развивать у детей образное мышление при помощи народных примет, поговорок.

Оборудование:

Презентация об осени.

Аудиосопровождение «Релаксация».

Мультимедийное устройство.







































Ход:

3 слайд:

Воспитатель: Ребята, какое время года вы видите на картинах? (Лето, осень, весна, зима)
— Объясните, почему вы так думаете?
Дети: Летом цветут цветы. На картине тоже цветут ромашки…
— Осенью листья становятся разноцветными и опадают с деревьев. На картине изображены опавшие листья…
— Весной цветут яблони и прилетают из теплых краев птицы. На картине изображена ветка цветущей яблони и прилетевшая с юга птица…
— Зимой все вокруг покрыто снегом. На картине лес, река, земля покрыты снегом…
Воспитатель: Отгадайте загадку, и узнаете, о каком времени года мы поговорим сегодня.
— Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю я,
Не касаясь елочек и сосен.
Я — … (Осень)
— Правильно, ребята, это осень. И сегодня мы поговорим об осени, о том, что происходит в природе в это время года.
Узнаем, какие приметы, пословицы, да поговорки придумал народ об осени.
— Начинается осень с месяца, который называется сентябрь.
— Повторите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь)
— Осень очень красивое время года, поэтому поэты очень любят писать о ней стихи. Послушайте, что написала поэтесс Ирина Бутримова о сентябре.

Голубое небо, яркие цветы,
Золотая осень чудной красоты.
Сколько солнца, света, нежного тепла,
Это бабье лето осень нам дала.
Рады мы последним теплым, ясным дням,
На пеньках опятам, в небе журавлям.
Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской золотой,
А, добавив красной, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты.
Получилась осень-глаз не оторвать!
Кто ещё сумеет так нарисовать?

(И. Бутримова)

4 слайд:

Воспитатель: В сентябре лето прощается с нами и уступает место осени. Осень нас радует последними теплыми деньками, разукрашивает листья деревьев разным цветом.
— Осенью, в сентябре поспевает урожай.
— Что поспевает на огородах? (Капуста, картошка, свекла, морковь…)

5 слайд:

Воспитатель: Что поспевает в садах? (Яблоки)
— Какие еще фрукты поспевают в сентябре? (Виноград, сливы, груши…)

Свежие документы:  Сценарий праздника «Золотая волшебница - ОСЕНЬ»

6 слайд:

Воспитатель: Кто знает, каким урожаем радует нас лес нашего поселка? (Грибами, ягодами: брусникой, клюквой, черникой, морошкой…)

Воспитатель:
Вы правильно назвали ягоды нашего леса. А кто знает названия грибов? (Подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки, грузди…)

7 слайд:

Воспитатель: А еще богат наш сибирский лес кедровыми щишками, которыми любят полакомиться не только люди, но и животные. Растут они на кедре.

8 слайд:

Воспитатель: Насекомые подыскивают себе место, где можно провести зиму: забиваются под кору деревьев, в щелочки домов, прячутся под кучей травы.

9 слайд:

Воспитатель: Животные делают запасы продуктов на зиму. Белки, ежи собирают шишки, грибы. Прячут их на ветках деревьев, в дупле, в норе.
Хомяки, бурундуки, мыши запасают свои норы колосками пшеницы, зернышками, семенами растений.

10 слайд:

— Воспитатель: Как называется первый месяц осени? (Сентябрь)
— Что происходит в сентябре? (Листья на деревьях желтеют, краснеют; люди собирают урожай; насекомые и животные готовятся к зиме)
— Второй месяц осени называется октябрь. Повторите, дети. (Октябрь)
— В октябре становится намного прохладнее. Все насекомые уже попрятались в укромные местечки. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
— Какие птицы улетают в теплые края? (Утки, соловьи, грачи…)
— Деревья роняют свои расписные листья на землю, покрывая ее разноцветным ковром. И это явление называется листопад. На улице уныло. Небо серое и почти каждый день идет дождь, люди прячутся под зонтом.

Воспитатель: Послушайте, что пишут поэты об октябре.

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
(Г. Ладонщиков)


— Ребята, что происходит в октябре с природой? Какие явления можно наблюдать?
(Листопад, отлет птиц в теплые края, дожди)
— Правильно! И последний осенний месяц называется ноябрь. Повторите, как называется последний месяц осени? (Ноябрь).


В ноябре, в ноябре
Каждый зверь в своей норе
Сладко спит и видит сны
В ожидании весны.
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть – стесняется.

(Е.Жданова)

11 слайд:

Воспитатель: В ноябре наступают первые холода. Лужи по утрам покрываются корочкой льда. С неба вместе с холодным дождем падают снежинки. На деревьях нет ни одного листочка. Люди одевают теплую одежду. Какую одежду и обувь одевают люди в холодное время года? (Шапки, куртки, пальто, шарфы, сапоги, ботинки).

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Незнайка в детском саду»

12 слайд:

Воспитатель: Многие животные впали в зимнюю спячку. Какие, назовите? (Медведи, ежи, барсуки, лягушки, змеи, ящерицы, летучие мыши, ондатры).
— Правильно, за лето эти животные копят жир, чтобы зимой, во время спячки, он их грел, и они не замерзли. Ежи, барсуки, ондатры натаскивают в свои норы много разной травы, пуха, делают себе в норе теплую лежанку. Медведи забираются в берлогу.

Воспитатель: Вот так и проходит осень, а за осенью какое время года приходит? (Зима)
— Какие осенние месяцы вы запомнили? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Что происходит с растительным и животным миром в сентябре (октябре, ноябре)? (Ответы детей)
— Молодцы! А теперь послушайте приметы и поговорки об осени и объясните, как вы их понимаете?
Приметы сентября:
— Начали собирать шиповник — сентябрь пришел.
— О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.
— Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.
— Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды — будет дождь.
— Перистые облака — предвестники близких перелетов птичьих стай.
— Гром в сентябре предвещает теплую осень.
— Сентябрь без плодов не бывает.
— Сентябрь — вечер года. (Дети объясняют значение поговорок по своему понятию).

Приметы октября:
— Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
-Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.
— Листопад прошел быстро — скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях — зима будет короткая, с небольшими морозами.
— Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
— В октябре ни на колесах, ни на санях.
— Октябрь то плачет, то смеется. (Дети объясняют значение поговорок по своему понятию)
Приметы ноября:
— Охотник (ловец) пороши, что праздника ждет.
— У ноября изо льда корона, из инея — перстенек, снегом низан поясок.
— Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели.
— В ноябре зима с осенью борются.
— В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Комары в ноябре — быть мягкой зиме.
— Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре (январе) не замерзнет. (Дети объясняют значение поговорок по своему понятию)
Воспитатель: Сегодня мы пойдем на прогулку и все вместе попробуем найти приметы сентября.





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Открытка ветерану»



















Список литературы:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
Интернет-ресурсы:

  1. nsportal.ru›Детский сад›Разное›…/prezentatsiya-osen

  2. dou-sad.ru›index.php/literatura/22-stikhi…ob-oseni

  3. doshvozrast.ru›roditeli/roditelistihi08.htm

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: