Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение №5 «Гимназия»
Поможем зимующим птицам!
Авторы: обучающиеся 4 Г класса
Руководитель: Симонова С.М.
учитель начальных классов
Сроки выполнения: декабрь – март
2013-2014 г.
Мегион — 2014г
Содержание проекта:
1. Введение …………………………………………………………………………….с.3-4
2. Основная часть …………………………………………………………………….с.5-14
Виды зимующих птиц ………………………………………………………с.5-8
Что нужно знать о кормушках ……………………………………………с.9
Изготовление кормушек ………………………………………………….с.9-14
3. Заключение ……………………………………………………………………….с.15
4. Список использованной литературы
и источников информации ……………………………………………………….с.15
5. Рефлексия деятельности …………………………………………………………с.16
6. Приложение …………………………………………………………………….с.17-23
ВВЕДЕНИЕ
На территории нашей школы растут разные деревья, кустарники, цветы и травы. Весной наша цветовод Елена Геннадьевна обрезает сухие ветки, придает растениям красивый вид, высаживает множество цветов. Мы решили помочь сохранить красивый здоровый вид растений. Но как это сделать?
В наших северных краях, несмотря на холодный климат, живёт много птиц. Это воробьи, голуби, синицы, снегири, трясогузки, поползни и многие другие. Птицы украшают наш мир своим пением, приносят радость людям своим видом. Могут ли они нам людям помочь сохранить растения?
Мы задумались над этим вопросом. Решили обсудить это, разделившись на группы. Все группы пришли к единому мнению: птицы являются незаменимыми помощниками в борьбе человека с вредными насекомыми.
Вывод: чем больше птиц будет на участке, тем меньше будет вредных насекомых и тем самым, растения будут защищены от истребления.
Как же привлечь птиц на нашу школьную территорию? Мы решили начать это делать уже сейчас, зимой. Один из самых доступных способов, это изготовление и вывешивание кормушек. Птицы будут навещать наши кормушки, это поможет им лучше перезимовать, возможно, каких-то, мы даже спасем от голода. В дальнейшем, они привыкнут прилетать в наш двор, и летом будут охранять наши растения от насекомых. Таким образом, мы поможем птицам перезимовать, а они помогут нам сохранить наш школьный двор зеленым и красивым.
Тема проекта: «Поможем зимующим птицам!»
Цель проекта: помочь зимующим птицам нашей местности перезимовать.
Задачи проекта:
Выяснить , какие птицы остаются в нашем крае на зимовку.
Найти информацию о том, какие можно изготовить кормушки для птиц.
Изготовить кормушки своими руками и разместить их на школьной территории.
Понаблюдать за тем, как пользуются кормушками птицы.
Сделать компьютерную презентацию.
Тип проекта: практико-ориентированный
План работы:
Найти источники информации.
Выбрать нужную информацию.
Обобщить собранную информацию, выбрать интересное и важное.
Выполнить письменную часть проектной работы.
Создать продукт проектной работы – кормушку для птиц.
Разместить кормушки на школьном участке.
Наблюдение за птицами.
Создать компьютерную презентацию о своей работе.
Защитить проект.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Виды зимующих птиц.
В нашей местности много зимующих птиц, но мы решили рассказать о самых распространенных: синицах , воробьях и голубях. Ведь именно их мы видим ежедневно и они нуждаются в подкормке зимой.
Синица.
Семейство синиц объединяет примерно 65 видов. Все представители семейства — птички маленькие. Самая большая весит немногим более 20 граммов, самая маленькая — меньше 10 граммов. Можно предположить, что птицы эти получили свое название за цвет. Синицы — значит, синие. Но синих цветов в оперении этих птиц нет. Названы эти птицы так не за окраску, а потому, что некоторые издают достаточно громкий мелодичный посвист: «сии-сии». Вот и назвали их синицами.
Синицы — лесные птицы и могут быть встречены у нас в любой сезон. Во внегнездовое время синицы часто держатся смешанными стайками, охотно посещают места подкормки в парках и поэтому хорошо знакомы любителям природы. Наиболее обычны хохлатая синица, большая синица, лазоревка и московка.
.
Большая синица
Самая крупная синица из живущих у нас — большая синица. По сравнению со своими сестрами действительно большая, по сравнению с другими птицами — не такая уж большая (весит граммов 20). Ее чаще других можно увидеть зимой в городах и селениях. Прилетает птица к людям не от хорошей жизни: трудно, голодно в лесу в это время. Часть синичек остается в лесу, а часть прилетает к человеческому жилью: тут легче прожить, добыть еду. В это время синицы становятся в полном смысле всеядными птицами: едят зерна и крупу, крошки хлеба и кусочки мяса, сало и творог. И все-таки, очень много птиц погибает в это время. Те, кто доживает до весны, улетают в леса или остаются около людей в садах, парках, рощах. Ранней весной синица уже начинает подыскивать место для гнезда и устраивать его.
Большая синица первая, еще в конце зимы, сообщает людям о наступающей весне музыкальным перезвоном: «Ци-ци-фи, ци-ци-фи…».
Синицы — полезные птицы. Летом, весной, осенью они уничтожают множество насекомых, кормя птенцов, они подлетают к гнезду раз по 400 в деревьев. Вот почему очень важно не только не губить самих птиц, не только развешивать искусственные гнездовья — дощатые синичники и дуплянки, чтобы помочь птицам вывести птенцов, но нужно и подкармливать их зимой. Летом они сторицею отблагодарят человека.
Воробьи.
Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью. Держатся стаями, гнездятся колониями.
Общая окраска оперения — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой.
Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса.
Самец домового воробья Самка домового воробья
Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов. Гнёзда устраивает в разнообразных местах — в щелях строений , в дуплах деревьев, может занимать скворечники и норы береговых ласточек.
Гнездо, в постройке которого участвуют оба пола, представляет собой грубое сооружение из соломинок, мочалок, сухих травинок, пёрышек, с небольшим углублением посредине.
Птенцов выкармливают самец и самка, преимущественно насекомыми. Через 10 дней после вылупления птенцы вылетают из гнёзда.
Во время выведения птенцов воробьи могут приносить несомненную пользу, истребляя множество вредных насекомых, особенно в городах, где мало других насекомоядных птиц. Истребление воробья в какой-либо местности всегда сопровождается чрезвычайно сильным размножением вредных насекомых.
Голуби.
Сизый голубь — длина тела 29—36 см, размах крыльев 50—67 см, вес 265—380 г. Оперение густое и плотное, но при этом перья слабо закреплены в коже. Окрас изменчивый, особенно у городских птиц. Как правило, голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым, желтоватым либо пурпурным металлическим отливом на шее и груди. Такой же отлив может быть выражен на кроющих крыла. Радужная оболочка красная, оранжевая либо золотисто-жёлтая, при этом внутреннее кольцо более бледное. Вокруг глаз имеются участки неоперённой, голубовато-серой кожи. Клюв шиферно-чёрный, с ярко-выраженной беловатого цвета восковицей в основании.
Сизый голубь питается преимущественно растительными кормами: семенами, ягодами.В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.). Изредка употребляет в пищу насекомых. В целом по сравнению с другими видами он достаточно неприхотлив в выборе источника пропитания.
Очень часто, голуби выполняют роль мусорщиков, поедая брошенные остатки пищи и тем самым препятствуя распространению болезнетворных организмов.
Что нужно знать о кормушках.
Для подкормки птиц делают простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Нужно помнить, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и тоже время, а еще лучше — 2-3 раза в день.
Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.
Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц .Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала следует поместить в кормушку в виде подноса, которая защищена от дождя.
В подвесные кормушки можно положить орехи и семена подсолнечника.
Изготовление кормушек.
Мы решили изготовить разные кормушки, от простых до более сложных. Для этого наш класс разделился на 4 группы. Каждая группа выбрала для себя тип кормушки, нашла информацию о её изготовлении, приготовила необходимые материалы и инструменты. Затем на уроке технологии мы выполнили работу.
1 группа: Кормушка из пакетов из-под сока.
Для изготовления такой кормушки нам понадобились пакеты из-под сока, канцелярский нож, скотч, толстая нитка.
В центре пакета необходимо прорезать отверстие, такое чтобы в него могла поместиться птичка.
Закрепляем нитку, продев её в отверстия сверху. Кормушка готова!
2 группа: Кормушка из пластиковой бутылки.
Нам понадобились: пластиковая бутылка, скотч, канцелярский нож.
В бутылке, отступив от дна 10-15 см, прорезать ножом или ножницами отверстие. Края отверстия обмотать скотчем, чтобы птицы не поранили лапки.
К горлышку бутылки прикрепить проволоку. Кормушка готова!
3 группа: Кормушка из пластикового ведерка.
Для изготовления такой кормушки нужно взять: пластиковое ведерко ( из-под майонеза), картонный рулон от бумажных полотенец, проволоку, скотч, канцелярский нож.
В ведерке прорезать сквозное отверстие, чтобы оно размером совпадало с рулоном.
В рулоне , в верхней его части ,нужно также прорезать отверстие, чтобы корм мог высыпаться. Затем рулон вставляем, и закрепляем его скотчем.
В уже имеющиеся боковые отверстия вставляем проволоку. Особенность этой кормушки в том, что корма должно быть достаточно много, чтобы он мог высыпаться в отверстия рулона.
4 группа: Кормушка из пластиковой бутылки и деревянных ложек.
Необходимые материалы: пластиковая бутылка, две деревянные ложки, проволока. Инструменты: канцелярский нож.
В бутылке нужно прорезать два небольших сквозных отверстия, на разном уровне. Вставить в них ложки .Корм всегда должен находиться выше уровня верхней ложки. Когда птичка будет садиться на ложку, бутылка наклонится, и на широкую часть ложки будет высыпаться корм.
Итак, все наши кормушки готовы! Осталось их заполнить кормом и повесить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы решили помочь нашим зимующим птицам перезимовать, для того, чтобы они весной и летом защищали наш школьный двор от вредителей, тем самым сохранив двор зеленым и свежим.
Из собранной и проработанной нами информации, мы узнали, что в нашей местности остаются на зимовку и живут рядом с человеком — воробьи, голуби, синицы. Так как погода зимой у нас морозная, они нуждаются в подкормке. Иначе их много погибает. Так мы сделали вывод, что птичек зимой нужно подкармливать. Взамен, они летом принесут пользу растениям нашего школьного двора.
Также мы узнали, что существует множество видов кормушек для птиц. Одни совсем простые, другие сложные в изготовлении. Но все они очень помогают птицам зимой. Конечно, при условии, что про них не будут забывать , будут очищать от снега и постоянно пополнять кормом.
Еще хотелось бы сказать, что не все люди относятся к кормушкам порядочно. После того как мы повесили свои кормушки, через неделю многие оказались сломанными, брошенными на землю. Нам пришлось искать свои работы по участку, перевешивать их в более недоступные места. Но мы верим, что доброжелательных , любящих птиц людей, больше и птички всегда будут под защитой человека.
Список использованных источников информации:
1.Энциклопедия для детей «Птицы и звери» — М.: «Мир энциклопедий Аванта +» , 2006г
С.24-25, с.138, с.18-19.
2. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта «Хочу все занть!» — М.:»Эксмо»,2007г. С.90
3.images.yandex.ru > как делать кормушки своими руками.
4. muzhik – v— dome.ru >hozyain все о кормушках
5. 7gy.ru > detskoe – tvorchestvo/podelki/ 594 детские кормушки для птиц
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мы работали над проектом « Поможем зимующим птицам!». Выбрали мы эту тему потому, что любим природу, птиц. Мы хотим чтобы двор нашей школы был уютным, зелёным , и в нем всегда, и зимой, и летом были слышны звонкие голоса птиц.
Чтобы достичь цели мы поставили перед собой задачи:
Выяснить , какие птицы остаются в нашем крае на зимовку.
Найти информацию о том, какие можно изготовить кормушки для птиц.
Изготовить кормушки своими руками и разместить их на школьной территории.
Понаблюдать за тем, как пользуются кормушками птицы.
Сделать компьютерную презентацию
Мы нашли много интересной информации по данной теме, затем отобрали самую важную, добавили картинки и фотографии нашей работы. Нам пригодились умения работы с энциклопедиями и компьютером. Мы учились искать нужную информацию в интернете, обрабатывать её. Также нам пригодились умения работать с картоном, с канцелярским ножом, которые мы приобретали в течение 4-х лет на уроках технологии. Немного сложно было прорезать в пластиковых бутылках и ведерках отверстия, но мы справились с этим.
Благодаря проекту, мы научились наблюдать за птицами и узнали несколько интересных фактов. Например, что воробьи расщёлкивают подсолнечное семечко, а голуби глотают его целиком; что воробьи очень дружные, летают и едят стайкой .
Проектная работа может использоваться на уроках окружающего мира и технологии.
Нам понравилось работать в группе, вместе изготавливать кормушки, а потом их развешивать и пополнять кормом. Было очень приятно видеть, как быстро в наших кормушках исчезает корм. Значит наши труды не пропали даром.
Цели работы мы достигли: у нас получилось все, что мы запланировали. Мы думаем, что наш проект принес большую пользу и птицам, и нам. Надеемся, что в будущем нас поддержат и другие учащиеся нашей школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Как мы развешивали кормушки.
Мы решили развесить кормушки в разных частях нашего школьного двора.
Ева и Жора вешают кормушку из бутылки. Миша вешает необычную кормушку.
Кормушка на месте!
Алина вешает кормушку из ведерка. Кристина ей помогает.
Прилетайте птички!
Карина и Вероника вешают кормушки из коробок из-под сока.
Приятного аппетита, птички!
Алина и Патимат повесили свою кормушку.
Настя с Кариной вешают кормушку из бутылки.
Настя и Карина вешают кормушку из пластиковой бутылки.
Кроме того, в нашем дворе мы увидели много заснеженных кормушек. Мы решили их очистить от снега и заполнить кормом.
София и Диана очищают заброшенную
кормушку и наполняют её семечками.
Дима и Ева очищают заброшенную кормушку.
Повесив кормушки, мы отошли и стали наблюдать, прилетят ли птички.
И вот первый гость!
Птички летали рядом, но увидев нас, боялись приблизиться .Мы ждали, но сожалению, в этот день было холодно и мы замерзли. Пришлось пойти домой.
Но в другие дни мы смогли сфотографировать наши кормушки с птичками.
Целая стайка воробьев в гостях!
А вот и голубок пожаловал!
Было радостно и приятно смотреть на свои труды, тем более что они приносили пользу пернатым.
23