Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 комбинированного вида
Печенгского района Мурманской области
Конспект урока
«Волшебница Зима»
подготовила
воспитатель
Кириченко Лариса Владимировна
пгт. Никель
2014
ЦЕЛИ:
— уточнять и расширять словарный запас по теме «Зима»;
— совершенствовать грамматический строй речи (управлять детей в образовании прилагательных от существительных, образовании однокоренных слов);
— совершенствовать навыки построения развернутой, грамматически правильно оформленной фразы;
— развивать речевую активность, диалогическую речь;
— развивать фонематические процессы, слуховое внимание, память, мышление;
— учить отвечать на вопросы полными предложениями.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 часть:
— Я сейчас загадаю вам загадку, а вы послушайте ее внимательно и ответьте, про какое время года говорится в ней:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица.
Белокожа, белолица,
Вот махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
— Что за царица сидит в санях? (Зима).
— Что за тройка белых скакунов примчалась к нам с Царицей- зимой? (Три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)
— Назовите первый зимний месяц (Декабрь)
— Почему про декабрь в народе говорят: «Расстилает белые холсты и наводит ледяные мосты?» (В декабре выпадает снег и водоемы покрываются льдом).
— Назовите второй месяц зимы. (Январь). Как про него говорят в народе? Январь – просинец, как вы думаете, почему? В январе день прибывает, небо становится особенно синим, появляется солнце. А еще про него говорят «Январь — году начало, зиме – середина».Почему? (Потому что в январе мы встречаем Новый год и это второй месяц зимы).
— Третий месяц зимы — февраль. У него тоже есть красивое народное название, вы его знаете? Ветродуй, вьюговей. Такие похожие друг на друга слова, о чем они говорят? (Потому что часто дуют ветра). Молодцы! Много сложных слов о зимних месяцах вы смогли объяснить.
2 часть:
— А сейчас я предлагаю вам с зимними словами поиграть, я назову вам два слова, которые отвечают на вопрос «Что?», а вы одно их них превратите в слово-признак, которое отвечает на вопрос «Какой?».
1). Зима и месяц – зимний месяц.
2). Холод и лед – холодный лед.
3). Колючка и иней – колючий иней.
4). Лед и замок – ледяной замой.
5). Пух и снег – пушистый снег.
6). Зима и вечер – зимний вечер.
?). Серебро и сосулька – серебряная сосулька.
8). Снег и зима – снежная зима.
9). Мороз и узор – морозный узор.
10). Круг и снежок – круглый снежок.
Зима – очень красивое время года, художники изображают ее загадочной, волшебной на своих полотнах, а поэты посвящают ей свои чудесные строки.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо, падает, ложится…
Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно. И.З. Суриков.
— Растут ли деревья зимой? (Нет). Почему? ( Потому что зимой не достаточно тепла, влаги и света для роста деревьев).
— Я вам хочу показать одно необычное дерево, которое можно растить круглый год, Только ни листочки на нем, ни цветочки на нем, ни плоды, а растут на нем слова. Давайте подумаем, какие слова — приятели можно вырастить из слова «снег».
Дети крепят к дереву магнитом картинки, обозначающие однокоренные слова – снежок, снежинка, снегопад, снегурочка, снеговик, снегокат, подснежник, снегирь, снегоход.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Солнце землю греет слабо, (руки верх и вниз).
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону).
Во дворе у Снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос, (дети показывают нос).
В речке встала вдруг вода
Неподвижно и тверда, (прыжки на месте).
Вьюга злится, снег кружится, (кружатся дети).
Заметает все кругом
Белоснежным серебром, (имитируют движения руками).
На доске плакат с изображением диких животных: волка, лисы, белки, зайца, медведя, ежа, носорога, белого медведя, песца, жирафа.
-Ребята давайте посмотрим в подзорную трубу и попробуем разглядеть:
– следы каких диких животных можно встретить зимой в лесу? (Лисы, волка, зайца, песца, белки.)
– какие животные впадают зимой в спячку? (Медведь и еж).
– Назовите животных, которые меняют цвет шерсти? (Лиса, заяц, белка)
— Ребята, а каких животных мы не назвали? Почему? (Потому что это носорог и жираф это животные жарких стран, а белый медведь живет на краю севера, в Арктике).
– А теперь попробуем внимательно рассмотреть птиц на ветках деревьев.
— Кто назовет зимующих птиц? (Воробей, ворона, сорока, синица, голубь).
— А каких птиц мы не назвали, почему? (Ласточка и аист перелетные птицы).
3 часть
— А вам нравится зима? Почему? (Можно кататься на санках, коньках, лыжах, строить снежную крепость, лепить снеговика, играть в снежки).
4 часть
— Ребята, у вас на столах лежат карточки, на них написаны слово, прочитайте его.
Дети читают слова: снег, сугроб, снегопад, санки, лыжи, снеговик, снежок, зима, снежинки, дерево.
— Придумайте к своему слову красивые слова- признаки.
(Дети придумывают к своим словам признаки).
— А сейчас придумайте к вашим словам слова-действия.
(Дети называют слова- действия).
-Молодцы! Сегодня на занятии вы придумали много красивых зимних слов. Я предлагаю вам всем вместе составить необычную зимнюю историю. Выходите к доске и постройтесь в той последовательности, в которой читали свои слова. А поможет нам вот этот снежок, я начну наш рассказ, а вы продолжайте. Воспитатель начинает рассказ и передает снежок следующему ребенку, который будет составлять предложение и т.д. Составление творческого рассказа.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://lad-lad.ru/stihi/stihi-po-temam/462-stihi-o-zime.html?showall=1
https://festival.1september.ru/articles/522669/