Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
ХМАО – Югра
«Значение игры для дошкольника. Детские игрушки»
Подготовили воспитатели
Сальникова Лариса Ивановна, Шилова Евгения Викторовна
Унъюган
2014
Родительское собрание «Значение игры для дошкольника. Детские игрушки»
Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей:
дать представления о значении игры для дошкольника;
познакомить с видами детских игрушек;
выяснить, в какие игрушки любят играть дети больше всего.
Оборудование:
мультимедийное устройство, экран;
видеоматериал: «Игры детей», «Детское интервью», «Виды кукол»;
столы, стулья по количеству родителей;
на столах по количеству родителей: небольшой клубок шерстяных ниток, вырезанный из ткани платок для куклы-матрешки, нарисованное лицо для куклы-матрешки, клей-карандаш, прямоугольник из картона;
различные виды игрушек для выставки;
видеоматериал с детским интервью об игрушках;
карандаши и листы бумаги для родительских анкет.
Вопросы к детскому интервью:
Тебе покупают игрушки?
Кто тебе покупает игрушки?
Какие игрушки тебе покупают?
У тебя есть любимая игрушка, какая?
Как ты в нее играешь?
Мама или папа играют с тобой в игрушки?
Вопрос мальчикам: У тебя есть дома куклы? Как ты в них играешь?
Вопрос девочкам: Есть ли у тебя дома машинки? Как ты в них играешь?
Собрание проходит в групповой комнате. В группе зонально оформлена выставка игрушек: театральные, музыкальные игрушки, дидактические игрушки, настольно-печатные, строительные, крупногабаритные, технические, игрушки-забавы, сюжетные игрушки. Установлено мультимедийное устройство, столы для родителей. На столах подготовлено оборудование для мастер-класса по изготовлению куклы ручной работы. На стене висит плакат с высказыванием:
“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.
(В. А.Сухомлинский)
На фоне доклада идет демонстрация детских фотографий во время игровой деятельности – «Игры детей».
Воспитатель: Уважаемые родители! Все мы прекрасно знаем, что игра для ребенка — ведущий вид деятельности. Каким бы ребенок ни был: старшим или младшим дошкольником, болтливым непоседой или молчуном, старающимся обособиться в одиночестве, мальчиком или девочкой… Детство любого ребенка не проходит без участия игрушек… Поэтому, тема нашего собрания: «Значение игры для дошкольника. Детские игрушки».
— Вы знаете, что дети любят играть, поощряете их самостоятельные игры, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.
Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры младшего дошкольника, является подбор игрушек по возрасту. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может послужить прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или можно устроить в коробке коляску для кукол.
Поэтому, прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.
Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым
«Что такое хорошая игрушка?»
Прежде всего это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.
В какие игрушки любят играть ваши дети? Об этом мы узнаем из детского интервью.
Показ детского интервью.
Воспитатель: Детям следует приобретать игрушки разных видов.Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.
Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о том, на какие группы делятся игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Для детей дошкольного возраста существуют разные группы игрушек…
В группе оформлена выставка игрушек по зонам. Воспитатель по — очереди обращает внимание родителей на каждую подгруппу игрушек, просит их назвать тот или иной вид игрушек.
Воспитатель: К какой группе относятся эти игрушки?
Театральные игрушки.
Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, мимики, эмоций, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо, различные виды театров.
Воспитатель: К какому виду вы отнесете эту подгруппу игрушек?
Музыкальные игрушки.
Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки; игрушки, изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, такта, умению различать тональность и длительность музыкальных фраз.
Воспитатель: Обратите внимание на эту подгруппу игрушек…
Дидактические игрушки, настольно-печатные.
Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.
Воспитатель: К какой группе относятся эти игрушки?
Строительные игрушки.
Они состоят из геометрических тел, конструкторов. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, мышление, творчество, координацию движений, строительные навыки.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется группа игрушек, состоящая из самокатов, велосипедов, качалок?
Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Такие игрушки лучше всего подойдут для игр на свежем воздухе.
Воспитатель: Назовите эту группу игрушек…
Технические игрушки.
Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, всевозможные технические агрегаты.
Воспитатель: Какие игрушки вы отнесете к этому виду?
Игрушки-забавы.
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта подгруппа игрушек?
Сюжетные, или образные игрушки — куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, труда.
К этой же группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных.
К четырем годам ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, , что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и.т.п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии и социальной адаптации.
К четырём-пяти годам игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки. Вы увидели из детского интервью и фотографий детей во время игры, что наши мальчики тоже с удовольствием играют в куклы.
Поэтому, мы предлагаем вам принять участие в мастер-классе по изготовлению куклы ручной работы — матрешки. Но прежде, познакомимся с видами кукол.
Показ презентации «Виды кукол».
А теперь перейдем к изготовлению куклы-матрешки. Мы подобрали тот вид куклы, который по силам изготовить под руководством взрослых детям нашего возраста.
Для этого нам понадобятся нитки, нарисованные кукольные лица, платочки из ткани для кукол, клей.
Воспитатель проводит мастер-класс по изготовлению игрушек.
Воспитатель: В конце нашего собрания предлагаю подвести итог в виде анкеты.
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку:
Если вы поступаете, так, как сказано, то рисуете — плюс,
не всегда – волнистую линию,
никогда – минус.
Вопросы для анкеты:
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю о своих играх в детстве
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку
Обобщение результатов анкеты:
Воспитатель: Если у вас получилось больше всего плюсов, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Воспитатель: А теперь нам необходимо принять решение собрания и я предлагаю такие пункты:
Решение родительского собрания:
При покупке игрушек ориентироваться на индивидуальные интересы вашего ребенка,
принимать активное участие в играх детей,
принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке,
принимать активное участие в жизни детского сада.
Проходит голосование за предложенные пункты.
Воспитатель: На этом наше собрание подошло к концу, примите, пожалуйста, в подарок от нас небольшие руководства-памятки к руководству игрой.
Воспитатели раздают памятки родителям.
Памятка
Руководство к игре
Помните!
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны.
Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Интернет-ресурсы:
nsportal.ru›detskii-sad/raznoe…igra-ne-zabava
dohcolonoc.ru›2011-03-22-09…3892…igra-zabava.html
fs.nashaucheba.ru›docs/270/index-1532015.html
nsportal.ru›detskii…roditelskoe-sobranie…igrushki
kindergenii.ru›
50ds.ru›psiholog/8358-roditelskoe-sobranie…gruppe…