Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова» г.Семикаракорска Ростовской области
Конспект внеклассного мероприятия
для учащихся 3-4 классов
«Приглашают казаки:
не стесняйся, заходи!»
Подготовила
учитель начальных классов
Шах Елена Петровна
Семикаракорск
2013 год
«Приглашают казаки: не стесняйся, заходи!»
Цель: познакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков
Задачи:
Образовательная:
на основании исторического материала подвести учащихся к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков;
приобщать детей к творчеству жителей Дона;
знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова, Бориса Куликова
Воспитательная:
прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине;
воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
Развивающая:
развивать творческие способности, художественный вкус детей;
Оборудование:
класс оформлен предметами утвари (как казачий курень); каравай на рушнике; портрет М.А. Шолохова, Б.Н.Куликова; на доске пословица: «Веселы привалы, где казаки запевалы.», атрибуты для танца, сценки, игр;
часть детей одеты в народные костюмы; кассета с казачьими песнями, магнитофон , к занятию прилагается презентация.
Ход занятия
Дети сидят по кругу. Ведущие в костюмах казака и казачки.
Ведущая.
Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.».
Учитель:
— Ребята, посмотрите , как выглядит наш класс? Что он вам напоминает? (казачий курень- жилище казака)
— Ребята, а кто же такие казаки?
Сегодня мы поговорим о казаках. А чтобы лучше представить быт, обряды, обычаи казаков наш класс и представляет собой комнату куреня.
— С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники.
Ведущий:
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
Учитель:
— Сегодня на уроке мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.
— А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Дона?( ответы учащихся).
— Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
Обратите внимание на портреты наших выдающихся личностей. Кто может ответить, кто эти люди?
(Портреты писателя М.Шолохова и поэта- земляка Б.Н.Куликова. )
— А какие произведения этих писателей вам знакомы?
Б.Н. Куликов и М.Шолохов воспевали свой край в своих произведениях, красочно описывали родные места, рассказывали о быте и обычаях коренных жителей донского края- казаках.
Ведущая:
Первые поселения на Дону.
В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
Учитель:
— На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.
— А какие станицы вы знаете ? (учащиеся перечисляют станицы).
— А кто знает , какая станица является родиной Шолохова? Куликова?
Шолохов- ст.Вешенская, там же находится музей- усадьба писателя.
Б.Куликов- ст. Семикаракорская.
(Основополагающим принципом существования был «принцип рода», который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее.
Учитель:
Специальные обряды при закладке дома.
— На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы всё водилось.» На конструкцию традиционного
казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.
Казачий курень -двухэтажный. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).
Это спасало от разливов рек.
На первых порах в казачьих городках
поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.
Главное помещение в казачьем курене — «зало»
— Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.
— Посмотрите вокруг, какие предметы быта вы видите? Давайте рассмотрим их. Напоминает наш класс главную комнату?
Вашему вниманию предлагается сценка «Встреча дорогих гостей».
ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.
Казак: Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Казачка: Жива традиция.
Жива- от поколенья старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.
Казак: Дроля, гармонист, кудесник,
На вечернице в строю.
Песне, доброй русской песне
Слово первое даю.
Учитель:
Спальня в казачьем курене
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
Кухня
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.
Казачьи семьи
Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семьясостояла из 4 человек.
Отец и мать
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».
И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Ведущий
Воспитание мальчика
Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.
Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили стрёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
Инсценировка.
Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:
Отец.
— Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.
Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:
Сын
— Прости меня, родной батюшка!
— Прости меня, родная матушка!
— Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!
Мальчики исполняют танец с шашками.
Ведущая
Воспитание девочки
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
— До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.
Инсценирование .
Девочки одна вяжет, другая вышивает, третья- прядет. При этом мальчиками исполняется раздольная донская казачья песня «Пчелочка златая».
Пчелочка златая, что же ты жужжишь
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
Али ты не любишь любушку мою,
Жаль, жаль, жалко мне,
Любушку мою.
У моей у Любы русая коса,
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
Черные брови, серые глаза,
Жаль, жаль, жалко мне,
Серые глаза.
Ведущая:
— А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались-
Без общенья жизни нет.
Танец казака и казачки. Звучит песня «По Дону гуляет»
Учитель:
Орудия труда казака
Казачьи ремёсла
Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.
С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое русское шампанское изготовлено на Дону! Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).
(дети рассматривают предметы быта, которые принесли и находятся в классе на парте)
Народный костюм –летопись жизни наших предков.
— Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.
Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.
Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?
Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.
ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ»:
Какая отличительная особенность формы донских казаков?
Как назывались первые поселения казаков?
Как называлось жилище казака?
Какие традиции казаков вы запомнили?
Символы казака
Ведущая: В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще мёда.
Не знаю как другой, но я
Весь- слух, весь- жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щёлк
Звучат в душе напевом дивным.
Чуть- чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
«Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться».
Учитель:
И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»
Прогнозируемый результат: Привитие интереса к изучению истории и культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на территории нашего края. Умение выражать свои чувства, эмоции.
Список литературы:
Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2007.
Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.
Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. – Ростов нД.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.
Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края. – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006.
Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
11