Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
г. Мурманска
Конспект
занятия по ручному труду
во 2 классе
«Долог день до вечера, коли делать нечего»
(обучение детей шитью во внеурочное время)
подготовила
воспитатель группы продленного дня
Романовская Людмила Михайловна
г. Мурманск
2012г
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Учить детей свободно владеть иглой.
Продолжать учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать на конце нитки узелок, правильно держать иголку.
Продолжать учить детей шить, используя при этом разные виды швов: «вперёд иголка», «через край».
Продолжать учить детей делать небольшую вышивку швом «вперёд иголка» по разметке, подбирая при этом нитки, характерные для данного предмета: ягодка – красная, ёлочка — зелёная;
Продолжать учить детей различать и подбирать необходимые нитки для шитья — простые, катушечные, а для вышивки – мулине.
Продолжать учить детей работать со схемами.
Совершенствовать навыки детей в пришивании пуговиц с 2 и 4 дырками разными способами;
Закреплять у детей умение по окончании работы приводить в порядок своё рабочее место.
Закреплять умение детей отмерять необходимую длину нитки для шитья (до локтя)
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Развивать у детей глазомер: делать при шитье одинаковые по длине стежки, шить по краю изделия, вышивать строго по нарисованной линии.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Развивать творческую инициативу.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитывать у детей аккуратность, желание сделать вещь опрятной;
Воспитывать усидчивость, интерес к шитью, художественно — эстетический вкус;
Воспитывать у детей интерес к народному искусству – вышивке. Дать детям понять, что народное искусство – традиционно, оно передаётся из поколения в поколение и что они (дети) – это часть родного народа.
СЛОВАРЬ:
Швейные принадлежности, иголка, игольница, ушко, нитки, мулине, напёрсток, пяльцы, пуговицы, шить, вышивка, вышивать, пришивать, вдевать, вкалывать, стежок, шитьё.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Провела работу с родителями по оснащению «Уголка по ручному труду» необходимыми материалами и инструментам
Знакомство детей с различными видами тканей: ситец, шёлк, шерсть, вельвет, капрон, сатин, джинсовая ткань и т.д.
Знакомство детей со швейными принадлежностями,
Учила различать и пользоваться тремя видами швов.
Учила пришивать пуговицы разными способами.
Учила технике — изонить – рисование нитью.
Подготовила выставку работ, выполненных детьми.
Подготовила выставку на тему «Вышивка», выполненную руками сотрудников, мам, бабушек и детей выпускников 1-4 классов
Посещение магазинов «Ткани», «Одежда» с родителями.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
игольницы с иголками, ножницы на каждого ребёнка,
коробочки для отходов на каждого ребёнка,
пяльцы, простые карандаши,
готовые выкройки из картона,
ткань белая с нанесённым на неё рисунком для вышивки,
цветной ситец для шитья,
пуговицы с 2 и 4 дырками,
полоски ткани для пришивания пуговиц,
нитки цветные — для шитья, мулине — для вышивки,
карточки-схемы с образцами швов,
карточки – схемы с разными способами пришивания пуговиц,
фонограмма русской народной музыки.
угощение детям.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:
Класс украшен под избу. На стене висит зеркало, украшенное вышитым полотенцем. На доске висят вышивки, выполненные родителями и бабушками детей, детские работы. Макет русской печки, около неё стоят 2 лавки. На столе, покрытой белой скатертью, стоит самовар, сладости к чаю. На полу домотканые половики.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В «Избу» входят дети (под русскую народную музыку). Возле печки сидит одетая в русский сарафан Марьяна — рукодельница и вяжет.
Рукодельница: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! Проходите, милости прошу! Добрый гость всегда впору. Рассаживайтесь поудобнее. Посидим, о том, о сём поговорим. Расскажу вам, как в старые добрые времена был такой обычай у русских людей: закончены полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан — коротали осенние да зимние вечера люди вместе, устраивались посиделки. Раньше по одной дома не сидели. На людях – то веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал, кто вязал, а кто одежду шил. Вот и я, видите, не просто так сижу, а делом занимаюсь, вяжу.
Дети: « Вот и мы пришли к тебе Марьяна, чтобы поучиться рукоделию. Дети: А что интересного ты нам припасла?»
Марьяна: «Я весной на завалинке, А зимой в горнице посиживаю. Сижу, на народ гляжу Всё всегда запоминаю И в свою копилку собираю. А вот и моя корзинка – копилка». (Показывает детям). «Сяду рядышком на лавке, Вместе с вами посижу, Загадаю вам загадки, Кто смышлёный, погляжу Хотите отгадать мою загадку? Сначала загадывает Марьяна (1-2 загадки), а затем сами дети соревнуются между собой: (Кто больше знает загадок о швейных принадлежностях)? (Марьяна поощряет детей за быстрое отгадывание загадок). И кладёт их в свою копилку.
Марьяна: «Никогда русская женщина не сидела дома без работы. Надо было и ниточку спрясть и ткань соткать, и одежду себе сшить». Марьяна: «И в наше время очень ценится ручная работа. А вы что, дети, научились делать своими руками, используя иголку и нитки?» (Дети отвечают и показывают)
Шить разными швами, Вдевать нитку в иголку, вышивать, завязывать узелок на конце нитки пришивать пуговицы с 4 дырочками, пришивать пуговицы с 2 дырками шить разными способами, шить майку кукле по выкройке переводить выкройку на ткань. шить подушку, игольницу
Марьяна: (Как бы удивлённо) «Очень мне хочется посмотреть на ваши золотые руки.
Дети: «Прежде чем показать тебе Марьяна, наше умение и старание, хочется ещё пополнить твою копилку полезными советами о правилах шитья.
«Дети, хотите мне рассказать о правилах шитья»?
Ножницы класть справа от себя, Дети рассказывают по схемам: во время шитья — кольцами к себе, Иголку хранить в игольнице, передавать ножницы кольцами по классу с иголкой не ходить, вперёд, сомкнув лезвия, на пол иголку не ронять, осторожно обращаться с иголкой, не оставлять иголку на столе не брать иголку с ниткой в рот. без присмотра, не бросать нитки на пол. иголка – опасный предмет
(Марьяна благодарит детей за мудрые советы по шитью и с удовольствием кладёт их тоже в копилку).
Марьяна: (Предлагает детям занять места за столами, где всё готово к началу работы). Включается фонограмма р.н. песен.
Дети трудятся 10 мин. Вышивка по контуру «Двойным швом», Вдевание нитки в иголку, пришивание пуговиц с 4 дырка- завязывание на конце узелка, ми разными способами, пришивание пуговиц с 2 дырками, перевод готовой выкройки вышивка по контуру швом на ткань, вырезание её, сшивание «Вперёд иголка». частей изделия знакомыми швами.
Марьяна: «Я помню, как пели раньше в избах, когда шили. Красота! Пели так, что было слышно на улице, а танцевали так, что избу качало».
Марьяна: «Так и у наших детей ноги просятся в пляс. А поют как – заслушаешься»!
Хозяйка: «Позабавила вас моя корзиночка — копилочка позабавьте и вы меня».
Физминутка (после хоровода дети садятся на место и доделывают свою работу).
Дети трудятся 10 минут.
(Марьяна наблюдает за процессом ручного труда детей, помогает, подбадривает, советует, задаёт вопросы детям по окончании работы): — как называется шов, которым ты шила? — чем отличается «двойной шов» от шва «вперёд иголка»? — что нужно сделать, чтобы шов не разошёлся? — какая нитка нужна для шитья одежды, а какая для вышивки? — какой длины нужна нитка для шитья? — где хранится иголка после шитья? — почему нужно убирать иголку на место?
Марьяна: «Ай, да рукодельники, ай да порадовали вы меня своим трудолюбием да усидчивостью! Многому вы научились: пуговицы пришивать разными способами. Посмотрите. Как это сделали Петя и Андрюша. А какие наволочки сшили Катя и Даша. Каждая из них выбрали самостоятельно необходимый шов и выполнили его аккуратно: они шили по краю изделия, стежки получились ровные и прямые. А какие красивые вышивки получились у Саши и Миши. По цвету нитки подобрали правильно: елочка – зелёная, ягодка – красная. А нитки для вышивки они использовали специальные – мулине. Спасибо вам, мои милые! Верно, говорят: Терпение и труд всё перетрут».
Марьяна: «Да, кто шьёт да вышивает, Тому скучно не бывает».
Дети: читают пословицы и поговорки читают пословицы и о шитье поговорки о труде. (см. «Приложение») (см. «Приложение»)
Марьяна: благодарит детей ещё раз, кладёт поговорки в корзинку. Дети: (благодарят Марьяну за гостеприимство) «Спасибо тебе, Марьяна, здоровья тебе, тепла, радости твоему дому». Марьяна: приглашает ребятишек к столу на чаепитие с бубликами да сдобными ватрушками. Чаю русского попьём, а потом гулять пойдём.
|
Список использованной литературы
Уроки творчества Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова , учебник 2 класс.
Рисуем нитью В.Н.Торгошова.
Приложение
Пословицы и поговорки.
Кто за все берется, тому ничего не удается.
Молодец — делу венец.
Цыплят по осени считают.
Поспешишь — людей насмешишь.
Кто ходит больше, живет дольше.
Лежа хлеба не добудешь.
Под лежачий камень вода не течет.
Что посеешь, то и пожнешь.
Дело мастера боится.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кончил дело — гуляй смело.
У плохого мастера и пила плохая.
Делали наспех и сделали на смех.
Тише едешь — дальше будешь.
Меньше слов, да больше дела.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Было бы начало, а конец будет.
Кто много говорит, тот мало делает.
Рыбка мелка, да уха вкусна.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Делу время, а потехе час.
Труд даром не даётся.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Делали наспех и сделали на смех
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.
Начинать начинай, да смотри же — кончай.
Не диво дело начать — диво кончить.
Не учись безделью, а учись рукоделью.
Маленькое дело лучше большого безделья.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи
Душу вложишь — все сможешь.
Глазам страшно, а руки сделают.
Есть терпенье, будет и уменье.
Мастерство везде в почете.
Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Кто шьёт да вышивает, тому скучно не бывает
Ест за вола, а работает за комара.