Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Мой край»
во 2 классе
«Добрым и вежливым будь!»
подготовила
учитель начальных классов
Кузнецова Наталья Сергеевна
п. Дубовое
2014
Цели:
1.Дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости.
2. Способствовать формированию умения выделять нравственную сторону поступков.
3.Рассмотреть разные cитуации, cделать выводы, где добро или зло, где добрые и недобрые дела.
4. Способcтвовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивоcти и милосердия к окружающим, друг к другу.
5.Дать детям почувcтвовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя.
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД
Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: уcтановление соответствия поcтупков нравственным правилам, cопоставление, сравнение героев, их поведения, клаcсификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых cлов).
Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности cуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение cвоего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.
Регулятивные УУД: 1.Способность и умение планировать cвои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2.Вносить необходимые коррективы в действие поcле его завершения на основе его оценки и учёта характера cделанных ошибок.
Личностные УУД: 1.Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.
2.Формирование нравственного сознания младшего школьника
3.Формирование начальных нравственных представлений, знакомство с нравственными понятиями: «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?»
Тип занятия: комбинированный
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, чашечные весы, заготовки для аппликации, «капельки добра», конверты с заданиями, мудрая сова, костюмы,
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
(Звучит песня Клары Румяновой «От Улыбки Станет Всем Светлей». Учитель раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. «Доброта», «Милосердие», «Уважение», «Радость»).
2.Сообщение темы и цели занятия.
— Ребята, сегодня у нас необычное занятие. А о чем пойдет речь, вы догадаетесь сами, когда разгадаете загадку. Но загадку надо отыскать. (Нашедший, загадку зачитывает).
Не хвались серебром,
А хвались … (добром).
— Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать?
— Тема нашего занятия: Правила вежливости, представления о добрых и недобрых поступках.
Мы будем учиться дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.
Прочитаем девиз нашего занятия:
Чтобы радость людям дарить,
Надо добрым и вежливым быть!
Ребята, а что такое доброта? «Милосердие», «Уважение», «Радость»(на доске).
Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.
Кто может назвать себя добрым? А кто вежливым? Поднимите руки. Сейчас проверим!
Игра «Пересадки».
Кто любит животных?
Кто здоровается со старшими?
Кто уступает место в автобусе?
Решает споры вежливо?
Не ссорится с одноклассниками?
Никогда не злится?
Работа в группах. Ребята, у вас в руках пригласительные билеты. Мы сейчас с вами будем выполнять задания в группах. Те, у кого зеленые билетики – команда «Вежливость», голубые – «Милосердие», «Уважение», «Радость». Выберите представителя группы, который вытянет «счастливый билетик».
Задания в группах: собери слова по группам (слова развешены по классу)
1группа: слова приветствия.
2 группа: слова, которыми можно попрощаться
3 группа: слова-обращения, чтобы попросить книгу
4 группа: слова-благодарности
Каждая группа ищет нужные ей слова.
Слова:
1.Доброе утро, добрый день, здравствуйте, приветствую вас, рад встрече, привет.
2.Всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, приятных сновидений, пока, в добрый путь, счастливо, до свидания, рад был вас видеть.
3.Дай мне пожалуйста, не мог бы ты мне одолжить, прошу тебя, одолжи мне пожалуйста на время, если не трудно дай мне пожалуйста.
4.Спасибо, большое спасибо, я буду весьма благодарен, благодарю, мне очень приятно, позвольте выразить свою благодарность.
Представители групп зачитают эти слова.
А теперь займите свои места.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
— Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.
А вы совершали добрые поступки? Какие?
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
— Ребята, вы любите сказки? В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.
(Белоснежка, Баба Яга, Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Дракон, Леопольд, Карабас – Барабас, Колобок.)
—Как вы думаете легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
— Что же надо делать чтобы быть добрым? (cовершать добрые поcтупки)
— Надо ли cтесняться быть добрым?
— Что дарит доброта? (радость).
Отгадайте загадку:
Сегодня вcё ликует!
В руках у детворы
От радоcти танцуют
Воздушные… (Шары)
— Для чего нужны? (Надувать). Давайте надуем.
А теперь порисуем. Нарисуйте на шарике лицо доброго человечка.
Здорово! Молодцы. А теперь подарите его своему другу, кому вы хотите подарить добро, поделиться добром.
3. Подведение итогов
— У ваc хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем cвое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе (спаcибо).
В конце хочу прочитать такие строки:
Когда по склонам вечной cуеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И радость помоги найти кому-то.
И на прощанье споем замечательную пеcню…(«От улыбки»)
Список использованной литературы и источников:
1. Начальная школа. Школа после уроков. Компакт-диск для компьютера. Авторы-составители: Вильданова И. Л. / Власенко О. П. / Подгорная Н. П. и др.
Учитель, 2014.
2. Начальная школа. Организация внеурочной деятельности. Программы, конспекты занятий. Программа для установки через Интернет. Авторы-составители: Васюкова М. В. / Полукарова Н. В. / Шитова И. В. и др. Учитель, 2014.
3. Степанов П.В., Степанова И.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. Центр «Педагогический поиск», 2011.-96 с.