Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя
(КВН)
Цель КВН – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.
Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).
Подготовительный этап: чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, подготовка материала для КВН, наблюдение за зимующими птицами на прогулке.
Активизация словаря: зимующие птицы, нахохлившись, клест-еловик, свиристель, свои замашки, стрекочет, суждено дышать, сохранимся.
Оборудование: подбор книг для выставки, кассета с пением птиц, нарисованная кормушка, 9 видов зимующих птиц (плакаты), эмблемы «Синицы», «Снегири», пословицы и поговорки (из 2-х частей), игра «Веселый художник» (гуашь, кисти, повязки, маркер).
Ход игры
I. Вступительная часть. Представление команд.
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в Клубе Веселых и Находчивых. Сегодня в нашей игре принимают участие команды «Снегири» и «Синицы». Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри (представление жюри).
Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить внимание на оформление зала и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах, о которых мы сегодня и поговорим, а жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение, которое оживляет наши поля, сады и леса, доставляя людям истинное наслаждение, способно улучшить настроение. Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду – нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Всего на земном шаре насчитывается около 8600 видов пернатых.
А сейчас команды исполнят песню о КВН (на мелодию песни «Наш сосед»).
Песня о КВН
Как теперь не веселиться,
В КВН играем мы.
Это в жизни пригодится,
Оцени ты нас, жюри.
Припев. там, там, тара-pa-pa…
Мы, команды, уверяем,
Что надеемся на вас,
Ну, а если что, поможем,
Положитесь вы на нас.
Припев.
Ведущая. Команды должны дать обещания, а какие, мы сейчас услышим.
Синички. обещаем всеми остатками веселья и юмора, которые нам удалось сберечь за вторую четверть, что будем сегодня самыми находчивыми, остроумными и веселыми!
Все. обещаем!
Снегири. обещаем нашему мудрому и справедливому жюри, что не сбежим со сцены, даже если почувствуем превосходство соперников.
Все. обещаем!
Ведущая. Команды собрались вместе, чтобы показать свое остроумие, находчивость и умения. А сейчас приветствие
команд.
Синички.
Наш девиз: остроты, шутки, смех и никаких гвоздей!
Мы о КВНе узнали, в зал скорее прибежали,
Стали думать и гадать, как команду нам назвать.
100 названий перебрали, не подходит ни одно.
Это – сотни раз слыхали,
Это тоже уж старо!
Кто-то крикнул вдруг на сцене:
«Хватит, братцы, нам гадать!
Команду в птичьем КВНе
Нужно «синичками» назвать!
Больше загадок в слове нет!
Вам юннатский наш привет! привет! привет!
Соперников наших мы знаем!
Удачи желаем мы им!
Но твердо жюри заверяем:
«В обиду себя не дадим!»
Снегири (поют на мотив «Ярославских ребят»).
Мы ребята не простые – остроумны, веселы.
Если только захотим мы – ох, достанем до луны.
Но сегодня мы решили – до луны не доставать,
И пришли на КВН мы, – ох, чтобы силу показать.
Мы смекалку очень любим – ей готовы жизнь отдать!
На вопросы все мы будем – ох, по порядку отвечать.
Жюри наше дорогое, мы попросим очень вас,
Не судите очень строго – ох, пожалуйста, вы нас.
Мы сегодня заявляем – и не в шутку, а всерьез.
Коли только проиграем – ох, потекут ручьи из слез.
Просьба к соперникам нашим:
ответы точнее давать,
а если неточность – утешим.
Позвольте за вас досказать!
Жюри! Уж судить, так судить!
мы ждем с нетерпеньем сраженья и баллов тревожный счет!
Не бойтесь, друзья, пораженья!
Нас в бой капитан поведет!
(представляют капитана.)
II. Конкурсная программа.
1. Р а з м и н к а «Бей ответом прямо в цель».
Ведущая. А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель»!
– Какая птица выше всех летает. (орел.)
– Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (клёст.)
– Птица-кашевар из детского стишка. (сорока.)
– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)
– Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (одинаковая.)
– Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (снегирь.)
– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (сова.)
– Какая птица дала название мужской рубашке? (сорока, рубашка – сорочка.)
– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (голубя.)
– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец.)
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
– Где зимуют синица и трясогузка? (Синица – в наших краях, трясогузка улетает в теплые края.)
– В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона – утром и днем, сова – ночью.)
– Какой клюв у дятла и клеста? (У клеста – крестообразный, у дятла – большой и крепкий.)
– Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (кукушка не вьет гнезда.)
– Что птицам страшнее – голод или холод? (голод.)
– Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)
– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)
Ведущая. Пока жюри подводит первые итоги, отгадайте загадку: В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. (кормушка.)
Члены жюри объявляют, сколько баллов получили команды.
2. К о н к у р с юных корреспондентов «Городские новости».
Ведущая. Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы, а мы послушаем городские новости, которые подготовили наши корреспонденты.
Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие должны прилететь на кормушку, каждая команда по очереди находит по описанию.
● В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (дети ищут по группе и вставляют в кормушку – воробьи.)
– Кто приготовил репортаж о воробьиной дружной семье? (Выслушиваются сообщения учащихся.)
● Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка – представляет подготовленный репортаж).
● В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири – заслушивается репортаж детей-корреспондентов).
● В четверг на кормушке обедали большие птицы:
непоседы пестрые,
птицы длинохвостные,
птицы говорливые,
самые болтливые.
(сороки – юные корреспонденты представляют свой репортаж).
● А в пятницу на кормушке побывало много птиц:
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит –
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар
И кричат: карр, карр, карр. (ворона.)
Ведущая. А это что за птички с интересными, необычными, красочными оперениями? кто знает, как их зовут? (клест-еловик, свиристель – слушаются репортажи об этих птицах.)
Ведущая. Молодцы, каждая команда рассказала о зимующих птицах, мы узнали много нового. Пока жюри подводит итоги, команда «снегирей» проведет с гостями физкультминутку.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
3. К о н к у р с знатоков пословиц и поговорок.
Ведущая. Какой же счет у наших команд? Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.
1. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
2. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).
3. Всякая птица свое… (гнездо любит).
4. Старого воробья на мякине… (не проведешь).
5. Лес без птиц и птицы без… (леса не живут).
6. Знает птица, что без Родины… (не годится).
7. Всякая птица своим пером… (гордится).
8. Всякая птица по-своему… (поет).
9. У каждой пташки – свои… (замашки).
10. Вороне соколом… (не быть).
11. Мала синичка, да… (коготок остер).
12. Всякая птица своим клювом… (сыта).
13. Сорока без причины не … (стрекочет).
14. Сорока весть на хвосте… (принесла).
15. Пируют в ночи совы… (да сыч.).
16. Воробьи под кровлю, а совы… (на ловлю).
17. Болтлива как… (сорока).
Жюри подводит итог.
Звучит запись песни «Жил отважный капитан» (муз. И. Дунаевского).
4. К о н к у р с к а п и т а н о в.
Ведущая. Вы, наверное, догадались, что пришло время конкурса капитанов. Каждый капитан должен защитить свое название команд – «снегири», «синицы».
Поиграем в игру, которая называется «конкурс веселых художников». капитан приглашает участников, завязывает им глаза и предлагает дорисовать на картине синичку (снегиря): клюв, лапы, крылья, хвост и глаза, после чего капитаны закрашивают нарисованных птиц.
Ведущая. А сейчас надо будет назвать каждой команде по очереди приметы, касающиеся наших зимующих птиц.
– Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, – знай, быть вьюге.
– Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.
– Если вороны устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели.
– Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит, скоро поднимется ветер.
– Каркают вороны всей стаей – к морозу.
– Воробьи дружно расчирикались – будет оттепель.
– Ворон летит – на ветер, каркает – к дождю.
– Мелкие птички собираются в кучу – к дождю.
– Сова кричит – на холод.
– Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
– Ворона кричит зимой – к метели.
– Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
– Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
– Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороза.
– Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.
Ведущая. Радует, что команды знают много примет. Пока жюри подводит итоги, физкультминутку проводит со зрителями команда «синичек»:
Прошу всех прямо встать.
И то, что скажу, всем выполнять.
Не дышите, дышите.
Наклонитесь, улыбнитесь.
На «один-два» быстро сядьте,
На «три-четыре» – быстро встаньте.
Наклонитесь вправо – влево
И вздохните глубоко.
5. К о н к у р с загадок (со зрителями).
Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (сорока.)
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел.)
Что за птица – мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест.)
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Северные гости.
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (свиристели.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат двадцать пар
И кричат: кар! кар!
Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (дятел.)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (снегирь.)
Всех я за день навещу,
Все, что знаю, расскажу. (сорока.)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова.)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (воробей.)
Он в своей лесной палате,
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (дятел.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица.)
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (сова.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока.)
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? – На березе
Яблоки поспели. (снегири.)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит. (воробей.)
Главный лесной барабанщик. (дятел.)
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (воробей.)
III. Правила обращения с птицами.
Ведущая. Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.
– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)
– А наносит ли вред птицам человек, какой?
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
● Не разорять гнезда.
● Не ловить и не убивать.
● Не трогать яйца и птенцов.
● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.
● Делать кормушки.
● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
IV. Итог.
Ведущая. Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд, то есть всего по 20 (клювов) на человека.
Вы знаете, что:
1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.
2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.
3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.
4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.
Ведущая. А сейчас жюри объявит победителей, (вручение грамот).
Ведущая. Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте сохраним».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
П. Старшинов