Методическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному праву и избирательному процессу
Цель: формирование правового воспитания у обучающихся младших классов
Задачи:
повторение и закрепление знаний о правах ребёнка;
познакомить обучающихся с понятиями «избирательное право» и «избирательный процесс»;
Формировать у обучающихся активную жизненную позицию, с целью успешной социализации, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти;
Раздаточный материал: «Конвенция в картинках», агитационные листовки, «паспорта», бюллетени, памятки «7 основных стадий избирательного процесса», памятка и тест «Принципы участия граждан в выборах»,
Оборудование: кабинет, кабинки для голосования, урны, столы, костюмы для участников сценки.
План мероприятия
I. Беседа о правах ребёнка
II. Рассказ учителя об избирательном праве
Из истории избирательного права
2. «Основные принципы участия граждан в выборах»
3. Тест «Проверим свои знания»
4. Cтадии избирательного процесса
III. Сценка «Выборы в лесу»
IV. Деловая игра «Мы выбираем!»
V. Подведение итогов деловой игры
Ход мероприятия:
I. Беседа о правах
Нельзя делить на белых, черных,
Убогих, нищих, босоногих,
У всех нас – равные права,
Для всех нас крутится Земля.
Мы за судьбу свою в ответе,
И радуемся, словно дети,
Когда дела легко идут,
А в доме радость и уют.
Пусть соблюдаются права,
Нам присужденные законом,
Чтоб было равенство знакомо
Для каждого и навсегда.
-Ребята, скажите, а какое слово в этом стихотворении очень важное, ключевое, о чем идет речь? ( звучат ответы детей, что речь идет о правах)
— Как вы считаете, у всех ли людей есть права?
— И у вас тоже есть права?
— На уроке окружающего мира вы уже познакомились с Конвенцией ООН о правах ребёнка. Вспомните, пожалуйста, что такое Конвенция, о чем говорится в ней говорится (звучат ответы детей, что Конвенция – это соглашение, договор, который устанавливает права и обязанности. Конвенция о правах ребенка защищает права детей.)
— Ребята, давайте, мы вспомним, какие права есть детей вы знаете. Перед каждым из вас лежит «Конвенция в картинках» (Приложение 1), озвучьте права детей по цепочке, комментируя их. Вспомните статьи, добавьте и прокомментируйте те, которые не проиллюстрированы (звучат ответы детей)
Слово учителя: Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет
Права нам в жизни часто помогают,
Они великой силой обладают.
II. Рассказ учителя об избирательном праве
1. Из истории избирательного права
— Сегодня мы с вами попробуем на время стать взрослыми и воспользоваться правом, которым обладают только люди, достигшие 18 лет.
История избирательного права — это история его постоянного расширения: сначала его получили богатые взрослые мужчины, потом все взрослые мужчины с 25 лет, потом женщины, а потом и молодежь с 18 лет.
— Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь в вашей семье выступал в роли избирателя? (звучат ответы детей)
— Существуют определенные правила, или по-другому принципы участия граждан в выборах. Сейчас вы с ними познакомитесь.
2. «Основные принципы участия граждан в выборах»
На парте у каждого из вас лежит памятка «Основные принципы участия граждан в выборах:
1) Избирать могут лица достигшие 18-ти лет.
2) Всеобщее избирательное право – избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Это значит, что не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.
3) Избиратели имеют равное избирательное право – один человек – один голос.
4) Прямое избирательное право – избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.
5) Выборы — тайное голосование – без контроля со стороны.
6) Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень только в день выборов на избирательном участке.
7) Представители не только русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах. (Приложение 2)
3. Тест «Проверим свои знания»
— Ребята, знаком «+» отметьте верное и знаком « — » неверное утверждение:
1) Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать.
2) Мужчины на выборах имеют два голоса, женщины один.
3) Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием
4) Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок.
5)Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах.
6) Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов. (Приложение 3)
4. Cтадии избирательного процесса
— А сейчас вы познакомитесь с основными стадиями избирательного процесса.
Весь избирательный процесс проходит 7 основных стадий: (комментарий учителя)
1. Составление списка избирателей.
2. Деление на избирательные участки (по месту жительства, регистрации в населённом пункте)
3. Выдвижение и регистрация кандидатов.
4. Предвыборная кампания.
5. Голосование.
6. Подсчет голосов.
7. Объявление результатов. (Приложение 4)
III. Сценка «Выборы в лесу» (участники сценки – ранее подготовленные дети)
— Все эти стадии вы сейчас увидите, посмотрев сценку по стихотворению «Выборы в лесу»
Автор
Юный друг!
В сказке этой есть намек —
Добрым молодцам урок,
И когда ее прочтѐшь, непременно все поймешь!
Скоро вырастешь большой,
Сделать выбор сможешь свой –
Станешь обладателем
Всех прав избирателя!
Так что, сказка не простая,
В ней мораль есть основная!
Ты внимательней читай
В суть да дело вникай!–
На пригорке за рекой
Лес высокий рос, большой…
Кроны в небо упирались.
Звери здесь «в сыру катались»!
Им еды на сотни лет –
Ужин, завтрак и обед:
Сколько ягод самых разных:
Синих, желтых, черных, красных;
Возле елок и дубов
Вкусных множество грибов!
Зверям жить бы – поживать,
Зла и бед вовек не знать!
Но случилось все — ж несчастье-
Привело к тому безвластье:
Начали они ругаться
Обзывать друг друга, драться…
Очень трудно стало жить:
Перестали все дружить!
Чтобы мир восстановить
Надо что-то изменить!
На лесной совет зверушки
Собралися на опушке.
Были здесь:
Бобер, Енот, Еж,
Две Белки, Заяц, Крот,
Медвежонок Мишка
И серенькая Мышка.
Стали думать да гадать –
Как проблему им решать?..
Голос Мышка подала:
Мышка
«Нужен нам в лесу Глава!
С ним порядок наведем,
И, как прежде, заживем
Будем избирать все вместе,
Есть такой порядок действий:
Надо Выборы народные собрать,
Там и будут все голосовать»
Автор
Сразу звери оживились,
С умной Мышкой согласились.
Дружно стали обсуждать, кандидатов выдвигать.
Молвил робко Заяц Тишка:
Заяц
«Изберем главою Мышку!
Ей ума не занимать,
Будет мудро управлять.
Смелости я наберусь
Сбором подписей займусь,
Попрошу народ лесной
Мышку выдвинуть Главой!»
Автор
Еж Егор ответил здраво:
Ёж
«Ты за Мышь? Имеешь право!»
А я Медведя выдвигаю,
Хорошо его все знают:
Справедливый, умный, честный!
Править лесом – его место!
За кандидатуру Миши
Подписей мы «выше крыши»
Наберем, а уж потом,
Агитацию начнем!»
Автор
Поддержал Енот Ежа:
Енот
«Кандидатура хороша!
Но каждый будет сам решать
За кого голос отдать!
Мы с Бобром и Яшка-Крот
Известим честной народ:
Вместе по лесу пройдем,
К Выборам всех призовем!
Скажем дату их и время,
Звери пусть в тот день не дремлют:
На участки прибегают
Бюллетени заполняют!»
Белки, рыжие соседки,
Дружно закричали с ветки:
«Мы бюллетени раздадим,
И за порядком проследим,
Чтоб избиратель от волненья
Не ошибался в заполненье:
Ставил крестик в тот квадрат,
Где рядом нужный кандидат!
Чтоб выбор свой осуществил,
Бюллетень в урну опустил»
Автор
Ежик Белок похвалил
И собранье завершил:
Ёж
«Подведем итог сейчас –
Будут Выборы у нас!
Для себя решит пусть каждый,
Кто Главою сможет быть:
За благо леса радеть станет,
Преумножать и дорожить.
И честно, мудро и умело,
Не только словом, но и делом
Народу своему служить!»
— Ребята, вам понравилось? Так для чего нужен Глава?
IV. Деловая игра «Мы выбираем!»
— Сейчас мы с вами на некоторое время станем взрослыми и воспользуемся избирательным правом! Вы обратили внимание, что на протяжении нескольких дней в школе шла предвыборная агитация мультипликационных героев: Нюши, Чебурашки, Добрыни Никитича и Винни-Пуха.
О каждом из этих героев вы могли прочитать информацию на листовках (Приложение 5) , вспомнить свои впечатления от встречи с этими героями на экранах телевизоров и кинотеатров, и создать своё мнение о каждом из наших кандидатов.
Ваша задача: выбрать самого достойного героя на пост главы страны «Мультипликация»
Каждому из вас, участников голосования, обучающихся 4-х классов, будет сейчас вручен «паспорт», на котором вы найдете свое имя и серийный номер. (Списки детей готовы, за столами сидят « председатель участковой избирательной комиссии», «заместитель председателя участковой избирательной комиссии», «секретарь участковой избирательной комиссии». В кабинете, отведенном для голосования, присутствуют «сотрудник правоохранительных органов» и «наблюдатель». В отдельном кабинете установлены кабинки и урны для голосования)
Перед началом голосования повторим еще раз процедуру голосования:
Шаг 1. Познакомиться с кандидатами, изучить каждого из них.
Шаг 2. Поговорить о кандидатах со своими друзьями.
Шаг 3. Узнать место и время голосования (кабинет 25, с 12.00-12.30)
Шаг 4. В назначенный день явиться на избирательный участок. При себе иметь паспорт.
Шаг 5. Подойти к столику избирательной комиссии и предъявить свой паспорт. После того, как вас найдут в списках, вы должны будете расписаться.
Шаг 6. С бюллетенями проследуй в кабинку для голосования. Поставь знак в поле напротив твоего кандидата (Приложение 6)
Шаг 7. Подойди к избирательной урне и помести бюллетень в избирательное отверстие.
После того, как вы проголосуете, все бюллетени достанут из урн и подсчитаю голоса, отданные за каждого кандидата. Завтра вы познакомитесь с результатами голосования. Удачи вам!
V. Подведение итогов деловой игры
— Сегодня вы на время стали взрослыми и сделали свой сознательный выбор. Вы рассмотрели кандидатуры на роль главы целой мультипликационной страны, прошли процедуру голосования, в точности копирующую процедуру голосования, которую проходят взрослые. Организаторы игры очень надеются, что и в будущем вы также ответственно будете относиться к праву быть избирателями и спустя всего 8 лет впервые отдадите свой голос за кандидата, будущего главу уже не мультипликационной, а самой настоящей страны, Российской Федерации.
Используемые источники:
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993г.
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
3. Внеурочная деятельность учащихся по правовому образованию школьников. Российский фонд правовых реформ. М.: 1998.
4. Коваленко А.И. Правоведение. 10 -11 кл. М.: 1998.
5. Обществознание. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. М.: « Дрофа», 1998.
6. Политологический словарь. М., 1971.
7. Певцова Е. А. Обществознание. М.: «Русское слово», 2000.
papa—vlad.narod.ru
eduemr. narod.ru
vampodarok.com
nsportal.ru
ucoz.ru
9