Обучение грамоте Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ (1 класс)



Пояснительная записка

Автор: Тлиап Фатима Кимовна учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 3» г. Адыгейск РА

Предмет: обучение грамоте,

Класс: 1 класс.

Название материала: урок по теме «Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»

Предназначение: закрепление изученного материала.

Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) издательство ,,Просвещение“, М., 2002, к ,, Русской Азбуке ( автор В.Г. Горецкий),                               наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, ребусы.

Методическое обеспечение: Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.








































Тема: ,, Звук [щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

Цель: 1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ;

             2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать

                 навык звукового анализа слов;   

             3. развивать речь, внимание;

             4. воспитывать интерес к чтению.


Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) издательство ,,Просвещение“, М., 2002, к ,, Русской Азбуке ( автор В.Г. Горецкий),                               наглядность, раздаточный материал для чтения.



Ход урока


I Орг. момент.

II Нач. урока.


— Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву, но сначала поиграем.

  1. Повторение.

а) Игра ,, Перевёртыши“

← ←

комок казак

→ →


кит на море романтик

б) Разгадай ребусы:


1 2 5 3 4

к о р м а → комар


1 3 4 2 5

к л оу н → кулон

  1. Объяснение нового материала.

— Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? ( По щучьему велению)

— Это сказка народная или авторская? ( Это русская народная сказка)

— Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна)

— В какое время года происходили события в этой сказке? ( Зимой, лежало много снега)


Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово ,, сказки“ происходит от глагола ,, сказать“. В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины ( На доске: лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.

Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку.

Она предлагает вам отдохнуть.

3.Физминутка. ( дети повторяют движения за учителем)


Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?


Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите в учебнике, как выглядит лещ.


4.Работа с учебником.( стр. 187)


-Лещ — это речная рыба с плоским телом.

-Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.

— Дадим характеристику каждому звуку.

— Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий)

— Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.

-Итак, звук [щ] — согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,

-на что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)

-какой еще звук похож на шипение?

-чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)

-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки.

-А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный — нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).

— Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].


5.Фонетическая зарядка + физминутка

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)

Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.

Молодцы! Садитесь.


— А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.

Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» — большая и маленькая.

— Сегодня на уроки мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ.


6. Работа в прописи стр. 27.


— За окном зима, снегом завалило все дороги, окна домов разрисованы красивыми узорами. Вот и мы с вами сейчас возьмём ручки и попробуем обвести снежный узор в наших прописях.


— Давайте посмотрим из каких элементов состоит наша новая буква щ?

— Попробуем выложить её из своих разрезных элементов.

Письмо в прописи целой строчки элементов этой буквы.

— А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква.

— Достаньте листочки с образцами написания букв. Найдите нашу изучаемую букву и ручкой по целлофану попробуйте пообводить её. ( Затем дети прописывают эту букву в прописи.)


7.Работа с учебником.(стр.187)


Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.

На доске: прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения

вёдер на плече.


А мужчины из этого проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас отправимся на рыбалку.

— Начинаем ,,удить“. Если вы прочитаете слово и в нём будет звук [щ], то вытягиваете удочку и продолжает читать следующий ученик, а если нет этого звук, то ,,удим дальше.“

Дети читают по цепочки слова с учебника.


8. Физминутка для глаз. ( дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются вводе, то исчезают.)


Наш Емеля совсем засиделся на печи и решил он поговорить с волшебной щукой. Очень уж он захотел «5» за урок получить. А вы хотите? Тогда давайте выполним задание, которое приготовила для вас щука. (Дети по учебнику читают скороговорки)

— Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? (Щука – хищная рыба)

— А каких ещё щищных рыб вы знаете?

— Составьте предложения с этими словами?


Одно из ваших предложений мы сейчас запишем в прописи. Оно там уже есть. (Ёрш и щука – хищные рыбы.) Работа в прописях стр.27


10.Итог урока

-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?


11. Рефлексия

-Всё ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.


Свежие документы:  Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе "Леонид Яхнин «Музыка леса»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: