Пояснительная записка
Автор: Тлиап Фатима Кимовна учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 3» г. Адыгейск РА
Предмет: обучение грамоте,
Класс: 1 класс.
Название материала: урок по теме «Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»
Предназначение: закрепление изученного материала.
Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) издательство ,,Просвещение“, М., 2002, к ,, Русской Азбуке “ ( автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, ребусы.
Методическое обеспечение: Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.
Тема: ,, Звук [щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ. “
Цель: 1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ;
2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать
навык звукового анализа слов;
3. развивать речь, внимание;
4. воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) издательство ,,Просвещение“, М., 2002, к ,, Русской Азбуке “ ( автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения.
Ход урока
I Орг. момент.
II Нач. урока.
— Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву, но сначала поиграем.
Повторение.
а) Игра ,, Перевёртыши“
← ←
комок казак
→ →
←
кит на море романтик
→
б) Разгадай ребусы:
1 2 5 3 4
к о р м а → комар
1 3 4 2 5
к л оу н → кулон
Объяснение нового материала.
— Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? ( По щучьему велению)
— Это сказка народная или авторская? ( Это русская народная сказка)
— Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна)
— В какое время года происходили события в этой сказке? ( Зимой, лежало много снега)
Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово ,, сказки“ происходит от глагола ,, сказать“. В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины ( На доске: лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.
Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку.
Она предлагает вам отдохнуть.
3.Физминутка. ( дети повторяют движения за учителем)
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите в учебнике, как выглядит лещ.
4.Работа с учебником.( стр. 187)
-Лещ — это речная рыба с плоским телом.
-Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.
— Дадим характеристику каждому звуку.
— Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий)
— Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.
-Итак, звук [щ] — согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,
-на что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)
-какой еще звук похож на шипение?
-чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)
-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки.
-А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный — нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).
— Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].
5.Фонетическая зарядка + физминутка
А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.
Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)
Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:
ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.
Молодцы! Садитесь.
— А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.
Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» — большая и маленькая.
— Сегодня на уроки мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ.
6. Работа в прописи стр. 27.
— За окном зима, снегом завалило все дороги, окна домов разрисованы красивыми узорами. Вот и мы с вами сейчас возьмём ручки и попробуем обвести снежный узор в наших прописях.
— Давайте посмотрим из каких элементов состоит наша новая буква щ?
— Попробуем выложить её из своих разрезных элементов.
Письмо в прописи целой строчки элементов этой буквы.
— А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква.
— Достаньте листочки с образцами написания букв. Найдите нашу изучаемую букву и ручкой по целлофану попробуйте пообводить её. ( Затем дети прописывают эту букву в прописи.)
7.Работа с учебником.(стр.187)
Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.
На доске: прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.
коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения
вёдер на плече.
А мужчины из этого проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас отправимся на рыбалку.
— Начинаем ,,удить“. Если вы прочитаете слово и в нём будет звук [щ], то вытягиваете удочку и продолжает читать следующий ученик, а если нет этого звук, то ,,удим дальше.“
Дети читают по цепочки слова с учебника.
8. Физминутка для глаз. ( дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются вводе, то исчезают.)
Наш Емеля совсем засиделся на печи и решил он поговорить с волшебной щукой. Очень уж он захотел «5» за урок получить. А вы хотите? Тогда давайте выполним задание, которое приготовила для вас щука. (Дети по учебнику читают скороговорки)
— Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? (Щука – хищная рыба)
— А каких ещё щищных рыб вы знаете?
— Составьте предложения с этими словами?
Одно из ваших предложений мы сейчас запишем в прописи. Оно там уже есть. (Ёрш и щука – хищные рыбы.) Работа в прописях стр.27
10.Итог урока
-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?
11. Рефлексия
-Всё ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.