Обоянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
открытый урок по развитию речи
Составитель: учитель начальных классов
Бочарова И. Н.
г.Обоянь
Курская область
Цели: — Уточнить и систематизировать знания обучающихся о птицах и насекомых, учить различать птиц и насекомых.
активизировать память и внимание, развивать мыслительные операции.
формировать интерес к познанию окружающего, воспитывать бережное отношение к птицам и насекомым.
Ресурсы: трафареты птиц и насекомых, предметные картинки с
изображением птиц и насекомых, карточки-опоры но теме, шапочки для драматизации, картинка с изображением луга и дерева, музыкальные вставки.
I. Вводно — мотивационный этап.
1. Эмоциональный настрой «Солнышко».
-Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе — опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь, скажите друг другу добрые слова.
Добрый день солнцу и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам!
Пожелайте друг другу глазками успехов на сегодняшний урок.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие из школы на поляну. На чём поедем? (на паровозике)
Мы едем, едем, едем В далекие края.
Веселые соседи,
Хорошие друзья.
Тра-та-та, тра-та-та,
мы везем с собой … . (дети называют свои имена)
Куда мы приехали? (на полянку).
Что вы видите? (траву, солнце, птиц, деревья).
Послушайте, что вы слышите? (звуки весны).
Какие звуки весны вы услышали? (капель, журчание ручьев, пение птиц).
Какое время года сейчас идет?
Какой месяц?
Заметно ли наступление весны?
Какие признаки весны вы знаете?
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
II. Повторение пройденного материала.
1) Поиграем в игру «Самый внимательный»
11айдите, кто спрятался на картинке?
Как назвать одним словом тех, кого вы перечислили? (животные).
На какие группы их можно разделить (медведь, ёж, белка — дикие животные (карточка); бабочка, стрекоза насекомые (карточка); лебедь, воробей — птицы (птицы)).
2) Появление лесной феи.
Мы но лету заскучали,
На полянку мы позвали Наших летних всех знакомых Разных птиц и насекомых.
Фея к нам пришла лесная Чтоб проверить, как мы знаем Внешний вид их и повадки. Загадает вам загадки.
Лесная фея. Дети, кто меня не знает, Фея я зовусь лесная. Всех животных знаю я.
Все они мои друзья.
Загадки о птицах и насекомых.
— Отгадайте мои загадки. Названные животные
выставляются на полянку
—На ромашку у ворот Приземлился вертолет.
Серебристые глаза,
Кто же это… . (стрекоза.)
— Не зверь, не птица,
нос, как спица,
Летит — кричит.
Сядет — молчит.
Кто его убьет,
Тот кровь прольет, (комар.)
— Всех жуков она милей Спинка алая на ней.
А на ней кружочки.
Черненькие точки, (божья коровка)
— Маленький, серый, проворный Крошки у дома клюет.
Прыгает он по дорожке,
А подойдешь — упорхнет, (воробей)
— Окраска сероватая,
Повадка — вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Зовут её — … . (ворона)
— Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика, (синица)
— С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка (кузнечик).
Лесная фея.
— А вы знаете песенку про кузнечика?
Физминутка
Дети поют песню про кузнечика и выполняют движения.
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить, какая тема нашего урока?
«Тема нашего урока сравнение птиц и насекомых»
К какой группе я могу отнести этих животных?
(карточка гусеницы, жука, бабочки)
Насекомые.
— А этих? (дятел, сова, журавль). Птицы
— Сравните их
насекомые | |
|
|
1.Беседа но вопросам с заполнением таблицы
1. — Что общего у всех птиц? (крылья, все птицы летают)
Какие бывают крылья? (большие и маленькие, сильные и слабые)
Чем покрыто тело птиц? (перьями)
У всех ли птиц одинаковое оперенье? (разное. Разноцветное. Это красивый наряд)
Для чего нужно оперенье птицам? (защищает от холода)
Чем питаются птицы? (насекомыми, личинками, ягодами, хлебными крошками).
2. — Что общего у всех насекомых? (3 части тела: голова, грудь, брюшко. Есть крылья, 3 пары ног).
-Чем покрыто тело бабочки? (Чешуйками и волосками).
Что находится на голове у жука? (усики, глаза, ротовой аппарат).
2.Игра « 3 лишний».
На парты раздаются карточки, где 3 предмет лишний. Дети находят лишнюю карточку и рассказывают о ней.
Ворона, волк, лиса
Ворона каркает, хулиганка
Воробей, бабочка, божья коровка
Воробей шустрый, веселый.
Сорока, кузнечик, жук.
Сорока- хитрая воровка.
Синичка, белка, заяц.
Синичка любит сало, она маленькая, быстрая, веселая.
Пчела, ёж, белка.
Пчелы предсказывают погоду. Если они рано вылезаю ! из ульев, будет ранняя и теплая весна. Делают мед.
Бабочка, утка, гусь
Бабочка любит полакомится нектаром и цветочной пыльцой, они опыляют растения.
3.Закрепление.
Отгадайте, о каких животных я говорю.
Это маленькие животные, тело их состоит из 3 отделов: головы, грудки, брюшка. У них есть 3 пары ног и крылья. Они принося ! человеку как пользу, так и вред. В природе они появляются только когда тепло (весной, летом). Ими питаются птицы. Кто это?
Каких вы знаете насекомых? Где они живут?
-У этих животных есть сильные крылья, тело покрыто перьями. Они питаются насекомыми, личинками. Ягодами, семенами. Они принося! пользу лесу и лугам. Кто эго?
-Каких вы знаете птиц? Где они живут?
— Ребята. Вы молодцы. Все отвечали на вопросы правильно. А знаете ли вы сказки про птиц и насекомых? («Стрекоза и муравей», «Муравьишка»)
4.Драматизации сказки С.Усанковой «Про улитку Агашу».
-Ребята пришла пора возвращаться в класс.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Веселые соседи,
Хорошие друзья.
Тра-та-та, тра-та-та,
мы везем с собой …. (дети называю! свои имена)
V. Рефлексия «Метод 5 пальцев»
М (мизинец) — мыслительный процесс. Какие знания и опыт я получил? Б (безымянный) — близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) — состояние духа. Каким было мое настроение?
У (указательный) — услуга, помощь. Чем я сегодня помог, порадовал?
Б (большой) — бодрость, физическая форма. Что я сегодня сделал для своего здоровья?