Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологда
«Поговорим об игрушках»
Познавательно-речевое занятие в старшей группе
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологда
Козлова Л.А.
2011 год
Цели:
Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи; закрепление умения составлять рассказ о времени года по мнемотаблице.
Коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи.
Образовательные:
Активизировать и обогащать словарный запас по лексической теме; «Игрушки»
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, составлять описательный рассказ по схеме.
Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
2. Воспитание умение слушать друг друга.
3. Воспитание бережного отношения к игрушкам.
Оборудование: мольберт, игрушки, схема, игрушки, платковая кукла.
Раздаточный материал: картинки с изображением игрушек, карточки.
Ход занятия:
В: Сегодня к нам на занятия пришла гостья. А кто вы сейчас узнаете.
В: Игрушка есть одна на свете,
Игрушку эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.
Д: Это кукла (воспитатель одевает куклу).
В: К нам пришла в гости кукла Катя (Воспитатель надевает платок).
К: Здравствуйте ребята. Я кукла Катя. У меня много друзей. А кто они вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.
1.На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная …(юла).
2.Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай! (заяц).
3. «Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).
В: Кукла, мячик, заяц, юла это что?
Д: Это игрушки.
Ребята. А раньше самыми древними куклами на Руси служили обыкновенные полена, которые одевали в женскую одежду. Затем стали делать игрушки забавы (плясуны, пильщики, кузнецы и др.) . Потом появились игрушки, сделанные из куска ткани, свернутого в виде колбаски и обтянутые другой тряпицей.
А затем уже позже игрушки стали делать из глины – свистульки. Да ещё считалось, что свистом можно отогнать от себя всё плохое. Вот и делались такие игрушки-свистульки, и дарились они не только детям, но и взрослым. Мячи делались из овечьей и коровьей шерсти. Мяч получался легким, мягким, а прыгал, как резиновый!
К: Я вас приглашаю в путешествие.
К: Для этого выложим дорогу. У вас на столах карточки вам нужно продолжить ряд.
К: Молодцы. Вы справились с заданием. Тогда в путь.
К: Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали,
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до речки доехали,
Мост переехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали вот и приехали.
Садятся на стулья.
К: Ребята, помогите мне найти моих друзей.
К: Внимательно посмотрите и скажите где увидели, заметили, приметили, нашли, разглядели игрушку. Используйте мои слова помощники.
Д: Я заметил зайца на стуле.
Д: Я приметил куклу за коробкой.
Д: Я увидел матрёшку в коробке.
Д: Я разглядел машинку под столом.
Д: Я нашёл мячик перед коробкой.
К: Молодцы все игрушки нашли.
Игра: «Из чего сделаны игрушки».
К: Машина из железа. Значит она какая?
Д: Машина железная.
К: Кукла из пластмассы. Она какая?
Д: Она пластмассовая.
К: Матрёшка из дерева. Значит она какая?
Д: Она деревянная.
К: Зайчик из плюша. Он какой?
Д: Он плюшевый.
К: Мячик из резины. Значит он какой?
Д: Мячик резиновый.
Д.И.»Чего не стало»
В: Ребята, у меня на столе плюшевый заяц, железная машина, пластмассовая кукла, деревянная матрёшка. Посмотрите внимательно и запомните их.
Воспитатель ставит ширму.
К: Какой игрушки не стало?
Д: Не стало плюшевого зайца.
К: Какой игрушки не стало?
Д: Не стало железной машины.
К: Чего не стало?
Д: Деревянной матрёшки.
Матрёшка самая знаменитая русская игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии куклу из дерева , в которую вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла была с сердитым лицом старика-японца. А.С.Малютин переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел её в пёстрый платочек и русский сарафан. А назвал куклу – Матрёшкой – это старинное русское имя.
Пальчиковая гимнастика.
Вот весёлые матрёшки,
Разноцветные одёжки,
Раз Матрёна, два Малаша,
Мила три, четыре Маша,
А пятая крошечка
Все зовут матрёшечка.
К: Пройдите за столы.
К: Помогите мне разложить картинки с игрушками.
Д. И. « Расставь игрушки»
В: Ребята давайте разложим картинки с игрушками
К: Юля, куда ты положила неваляшка?.
Д: Я положила неваляшку в верхний левый угол.
К: Маша, где у тебя находится мячик?
Д: Мячик у меня находится в нижнем левом углу.
К: Ярослав, что у тебя в левом верхнем углу?
Д: В верхнем левом углу у меня машина.
К: Игрушки очень рады и довольны.
К: Расскажите о моих друзьях. Расскажите что это, какая по цвету, по форме, из какого материала сделана игрушка, и как можно с ней играть (2 рассказа).
К: Нам пора возвращаться в детский сад. А поедем мы с вами на весёлом поезде.
К:Вот и подошло к концу наше путешествие.
Список литературы:
1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятие с детьми 5-6 лет.
2.Сайт https://m-princ.narod.ru/igrushka.htm