Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе «Леонид Яхнин «Музыка леса»»

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе

Учитель: Широня Оксана Викторовна

Место работы: МБОУ «Емельяновская СОШ»

Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия: Леонид Яхнин «Музыка леса»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место урока: 1урок в главе «Природа для поэта – любимая и живая» (3 глава-2 часть учебника)

Цели и ожидаемый результат:

  • способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, организовать творческую деятельность учащихся по восприятию и осмыслению произведения; развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения;

  • подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли – наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе позволяют увидеть и услышать всю красоту окружающего мира.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с творчеством Л. Яхнина, раскрыть идейный смысл его произведения;

  • создать условия для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, делать выводы;

  • формировать коммуникативные навыки учебной деятельности, практической работы в группе ( в паре), культуру поведения, чувство взаимопомощи;

  • формировать умение представлять свои творческие работы;

  • формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Развивающие:

  • развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

  • совершенствовать культуру речи учащихся. развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о природе;

  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обогащать и развивать словарный запас, навыки практической работы в группе, развивать чувство прекрасного;

  • развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

  • формировать интерес к изучению литературного чтения. любовь к поэзии, бережное отношение к природе.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; иметь способность к целеполаганию; планировать и прогнозировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности;

  • познавательные УУД: воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту. формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).


Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей и коллективной деятельности, доброжелательности.


Прогнозируемые результаты: интерес к поэзии, расширение кругозора, увидеть результат своей деятельности.


Методы обучения: словесный(беседа), наглядный(презентация), частично-поисковый(работа по тексту, в парах), практический( творческая работа в группах), прослушивание фонограммы «Звуки леса».


Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Н. А. Чуракова, аудиозапись «Звуки леса», модель солнца( из бумаги), сигнальные карточки, смайлики- солнышки(из цветной бумаги), презентация, канцелярские принадлежности, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска (экран), различные принадлежности для создания шумового эффекта, на отдельных листах распечатанные фрагменты стихотворений (4 карточки), конверты с планом действий.

Подготовительная работа: чтение наизусть.

Содержание и технология урока



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности.

Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность,

заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях.




— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Меня зовут Оксана Викторовна.

— Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Рифмованное приветствие

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

-Улыбнитесь друг другу.

-Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

— Я хочу вам подарить вот такое солнышко (показать на слайде1 солнце).

-Но это необычное солнышко. В его центре написано «На уроке я хочу…».

-Нужно подобрать подходящие слова .

— Молодцы! -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится и в классе засияет множество маленьких солнышек.

Самоконтроль готовности к уроку.



Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Настраиваются на работу.























Ребята подбирают слова, что они будут предположительно делать на уроке.






Личностные УУД:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.



Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний.

Цели: обобщить знания и умения учащихся по ранее изученному материалу, опираясь на жизненный опыт.



















































































Выявление места и причины затруднения.



Цели:

постановка учебной проблемы


— Мы сейчас с вами совершим небольшое путешествие. Мы отправимся в страну ПОЭЗИЯ .

. подготовил для нас стихотворение.(один ученик читает стих-е о лесе)

— Ребята, о чём это стихотворение?(о лесе, о природе).

— А каких вы знаете поэтов, которые писали о природе?

— А как вы думаете, почему мы с вами заговорили о природе?

— Мы неслучайно о ней заговорили.

-Сегодня мы начинаем изучать новую главу. Прочитайте её название. (Запись на слайде2 «Природа для поэта – любимая и живая»)

— Как вы думаете, о чём будут произведения, помещённые в этой главе?

— Автор, чьё произведение мы будем сегодня изучать, тоже писал о природе.( показать портрет на слайде3).

Это Леонид Яхнин.

— Знакомы вы с произведениями этого автора?

( немного напомнить о творчестве Яхнина)

-Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

— Леонид Яхнин поможет раскрыть нам новые тайны природы.

— Поднимите руки те, кто хочет раскрыть эти тайны.

— Ребята, а как вы думаете, музыка и природа связаны между собой?

— Попробуйте дать определение слову «музыка»(слайд4).

Работа в паре

— Где можно услышать музыку?

— Обсудите в паре и напишите на листочках с помощью каких музыкальных инструментов можно воспроизвести музыку.

— Давайте мы послушаем, что вы написали.

Оцените свою работу на этом этапе. Улыбнитесь друг другу, если вы считаете, что справились с задачей.

— То есть получается, что музыку мы можем услышать с помощью определённых инструментов.

— А теперь представьте, что мы очутились в лесу.

-Я вам сейчас предлагаю прослушать небольшой фрагмент и подумать звучит ли здесь музыка и какие инструменты играют.

— Что вы слышали?

— А звучат ли здесь музыкальные инструменты?

— Можно ли это назвать музыкой?



— А давайте выясним, что думает об этом автор.

-Найдите в «Содержании» имя и фамилию автора (Леонид Яхнин) и прочитайте название произведения.(слайд5)

Предопределение учащимися содержания нового произведения.

— По названию произведения, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь.

— Но мы ведь сказали, что как таковой музыки в лесу нет.

-Итак, перед нами возникла проблема, мы слышали звуки леса, а стихотворение называется «Музыка леса».


Ученик читает наизусть стихотворение о природе.







Ученики предположительно отвечают (идёт фронтальная работа).

















Ученики говорят, что они знакомы с произведениями.































Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.



Ребята работают в паре, записывают какие они знают музыкальные инструменты.







Ребята слушают фонограмму « Звуки леса»





Звучат разные варианты ответов.









Ученики обращаются к «Содержанию» учебника.




Регулятивные УУД:

целеполагание, т.е. постановка учебной задачи, в соответствии с тем, что уже известно и усвоено учащимися.



Коммуникативные УУД: 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.















































Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу; целеполагание и планирование и оценка на данном этапе.



Коммуникативные УУД:

формировать умение слушать, умение работать сообща;

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию.





Познавательные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

постановка и формулирование проблемы;

установление причинно-следственных связей;

выдвижение гипотез и их обоснование;

ориентироваться в «Содержании» учебника.






3. Постановка темы и целей урока.



Цели: определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий.


-Мы должны провести небольшое исследование и выяснить какая музыка звучит в стихотворении Леонида Яхнина.

— Итак, тема урока (называют дети)

Гипотеза: звуки природы –это музыка.(слайд6)

Чтобы доказать гипотезу, мы должны поставить перед собой цель.

Цели: ознакомиться с произведением и выяснить, что звуки природы, леса – это и есть музыка.

Формулируют тему урока, ставят цели.


Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы;



Регулятивные УУД:

постановка целей и задач урока(целеполагание);

4.Построение проекта выхода из затруднений.



Цели: наметить план действий, для решения учебных задач.


— Для того, чтобы добиться цели урока, мы должны составить план действий.

Работа в паре.

-Сейчас поработаем немного в паре.

-Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.

( после ответа ребят на слайде7 план)

План

1. Ознакомиться с произведением.

2. Ответить на вопросы.

3. Определить основную мысль стихотворения(что хочет нам сказать автор).

4. Оценить свою работу на уроке.

Что нам нужно для осуществления плана, какие средства?

— Оцените свою работу, похвалите себя.

На слайде6 план действий



Дети строго следуют указаниям учителя и отвечают на его вопросы.



Дети составляют план достижения цели и определяют средства.


Регулятивные УУД:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, т.е. предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.



Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

знаково-символическое моделирование;

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы.

Личностные УУД:

оценивание себя, своих возможностей.

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре.

5.Реализация

построения проекта.

(Открытие нового знания)



Цели: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся; обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.








Словарная работа.

(слайд 8)

На доске слова с картинками: кузнечик, пчела, белка, грач, стрекоза.

Ребята, на каком уроке вы познакомились с этими животными? (окружающий мир)

(Крона – верхняя ветвистая часть дерева.)

— Можно предположить, какая их роль в стихотворении?

— Давайте мы это выясним.

Чтение стихотворения учителем.

Проверка первичного восприятия.

Вам понравилось стихотворение?

— Какие слова вам были непонятны?

— А кто нам рассказал эту историю?(герой – рассказчик)

— За кем он наблюдал?

Работа над содержанием стихотворения.

Работа в паре.

— Обсудите друг с другом в паре:

с чем герой сравнивает белку?

(рыжею метёлкой)

А ваш сосед по парте расскажет вам, чью музыку герой узнал?(цвин-цвин-цвин, кузнечик стрекотал).

— А как называет стрекоз, найдите и прочитайте.

— А паутину с паучком?

Опять оцените себя.

— Давайте мы немного отдохнём.

Динамическая пауза

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

— Молодцы, ребята. Напомните, какое произведение читаем? Что мы должны выяснить?


Ребята называют животных (на слайде), предположительно отвечают на вопросы.









.



Ученики внимательно слушают стихотворение











Дети отвечают на вопрос учителя и оценивают свою работу на уроке. Работают в паре, выясняют, какие действия выполняют животные.


;

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей (связь с окружающим миром)





Регулятивные УУД:

умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение высказывать своё предположение





Познавательные УУД: (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков;

умение извлекать информацию из текста;

ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре, умение слушать и прислушиваться к собеседнику.













Регулятивные УУД:

умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Первичное закрепление.



Цели: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.




— А сейчас я предлагаю вам прочитать это стихотворение и попробовать передать те чувства, которые герой передаёт нам.

Выразительное чтение детьми по частям( по цепочке)

— Какое открытие сделал герой этого стихотворения?(в лесу он не один)

— Найдите подтверждение в тексте.(дети зачитывают последние строки)

— Мог ли сделать такое открытие человек, который не любит природу?

— Какова основная мысль этого стихотворения?

— Только внимательный, чуткий человек, казалось бы, в обычных вещах может увидеть и услышать не просто звуки природы, а целую музыку.

— А тогда, название стихотворения выражает его тему или основную мысль? (основную мысль)

— Рассмотрите иллюстрации, какое настроение они создают? Почему?

(Художник в шутливой форме изобразил всех, кто участвовал в создании музыки леса)

— Вспомните, что мы должны были доказать? (что в лесу тоже звучит музыка)

— Мы прочитали стихотворение, ознакомились с действиями. Скажите, кто главные исполнители этой музыки?

— А все ли могут слышать эту музыку?

— А какими качествами должен обладать человек?(быть чутким и внимательным к окружающей природе)

-Оцените себя .

Ученики ( 5 человек) выразительно по цепочке читают стихотворение.



























Ребята работают по иллюстрации учебника.




Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

умение доказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, коррекция знаний;

оценка своих действий;

саморегуляция- способность к преодолению препятствий, мобилизация сил.



Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.




7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.



Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, сотрудничать в группе; проверить свои предположения на практике.


Учитель организует деятельность по применению новых знаний, опираясь на жизненный опыт детей. (слайд 9- природа)

— Как люди могут выразить любовь к природе?

(Сочинить песню, нарисовать картину, сочинить музыку, стихотворение)

— Итак, мы выяснили, что животные и растения леса создают музыку, но эту музыку может услышать только внимательный и чуткий человек.

— Я предлагаю вам самим поучаствовать в создании этой необычной музыки.



Творческая работа по группам.

Каждой группе своё задание:

Происценировать одно четверостишие: один представитель читает указанный отрывок, а остальные с помощью различных средств пробуют озвучить действующих лиц.

1группа:

Я в тишине бродил один

И вдруг услышал цвин-цвин-цвин!

Я эту музыку узнал-

В траве кузнечик стрекотал.

2 группа:

Над головой моей пчела

Росинку мёда пронесла.

И белка рыжею метёлкой

Мелькнула над лохматой ёлкой.

3 группа:

Из кроны клёна вырезной

Грачи кричали надо мной.

Лесная мышь из тайной норки

За мной следила глазом зорким.

4 группа:

Чертили воздух вкривь и вкось

Цветные крестики стрекоз.

И круглоспинный паучок

Плёл паутинный свой сачок.

Оцените себя.

Творческое задание, выполняют в группах. Один ученик читает фрагмент, остальные дети изображают животных, имитируют звуки.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группе.



Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действий и его результата;

коррекция знаний, т.е. внесение дополнений и изменений в формулировании выводов;

оценка своей деятельности;

саморегуляция- способность к преодолению препятствий, мобилизация сил.



Познавательные УУД:

создание способов решения проблемы творческого характера.

8.Рефлексия



Цели: зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.





Контрольно – оценочный этап















Домашнее

задание

-Молодцы! Я думаю мы все получили хороший заряд энергии.

(Далее учитель подводит итог)

— С каким произведением познакомились?

— Кто автор ?

— Какая у нас возникла проблема в начале урока?

— Что мы предполагали?

-Какую ставили перед собой цель?

-Как мы добивались этой цели?

-Наша гипотеза подтвердилась?

— Как вы думаете, для чего автор написал это стихотворение? Что хотел нам сказать?



— На столах у вас лежат нарисованные солнышки . Вы нарисуете на солнышках то настроение, которое у вас вызвал урок .

Я надеюсь класс засияет от ваших улыбок на маленьких солнышках.

Домашнее задание.

На выбор: 1) выразительное чтение У с.104-105

2) рисунок к любому фрагменту стихотворения(с. 104 – 105).

-Спасибо всем. Мне сегодня с вами было очень интересно работать! Надеюсь и вы узнали для себя много интересного.


Дети подводят итоги урока, начинают с проблемы, целей4 рассказывают что они делали в процессе урока, чтобы доказать гипотезу, что в лесу звучат не просто звуки, а целая музыка.























Ученики выбирают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

оценка, т.е. осознание качества и уровня усвоения знаний на уроке;

внесение дополнений и корректив.



Личностные УУД:

самооценка;

осознанность учения.







Свежие документы:  Обучение грамоте "Чтение слов с изученными буквами"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: