Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Большой Самовец
Грязинского муниципального района Липецкой области
УТВЕРЖДЕНО приказом от 1.09.2012г. № 4 Директор МБОУ СОШ с. Большой Самовец: ___________ В.Н.Терехова |
Программа кружка
« Юный патриот »
Учитель Медведева О.А.
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа курса «Юный патриот»
Пояснительная записка
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование
Тема занятия | Цель | Содержание | Дата | |
Раздел I. Я – гражданин (7ч) | ||||
1 | Россия — Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
| Россия — наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
| . |
2 | Родной край – частица России. Символика края. | вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. | ЯНАО, Ямальский район. Символика края. Город Салехард. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
|
|
3 | Село моё родное. | познакомить с историей основания родного села, его достопримечательностями. | Основание поселка. Село Сеяха в наши дни. Достопримечательности села. Мы о селе стихами говорим. |
|
4 | Экскурсия «Наша улица». | познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление. | Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.
|
|
5 | Я — ученик. | познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. | Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
|
|
6 | Родной дом и семья. | формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи. | Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
|
|
7 | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. | познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения. | Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.
|
|
Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч) | ||||
1 | Как жили наши предки | познакомить с происхождением народов севера; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность. | Кто такие жители крайнего севера. Быт, нравы и культура народов севера.
|
|
2 | Богатырская наша сила | познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения. | Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
|
|
3 | Русские героические сказки. | развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине. | Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
|
|
4 | Русский солдат сам черт ему не брат. | рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании. . | Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки). |
|
5 | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. | создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; | Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. |
|
6 | Русские полководцы. А.В. Суворов. | создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова | Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. |
|
7 | Военные забавы юного Петра. | познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление. | Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
|
|
8 | История военной символики и формы (мундира) | Познакомить с военной символикой и формой, историей ее образования. | Обмундирование в России. История мундира. |
|
9 | Виды воиск в России | Познакомить с родами войск в России. | Виды войск и назначение. |
|
Раздел III. Прошлое рядом (9ч) | ||||
1 | Путешествие по городам – героям. | пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах. | Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
|
|
2 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках — Героях Советского Союза. | Край годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. |
|
3 | История одного памятника. «Родина Мать зовет!» | познакомить с историей основания памятника. | История памятника.
|
|
4 | День защитника Отечества. | познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность. | Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.
|
|
5 | Маршал победы Г.К. Жуков | создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова | Образ полководца Г.К.Жукова. |
|
6 | Дети войны. | расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения. | Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
|
|
7 | Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики. | дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства. | Ученые — покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
|
|
8 | День Победы. | познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся. | День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
|
|
9 | Акция «Милосердие» | формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан. | Помощь престарелым людям, труженикам тыла |
|
Раздел III. Заключение (3ч) | ||||
1 | Зарничка. | развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения. | Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».
|
|
2 | «Твои гражданские права и обязанности» | Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. |
|
|
3 | Что мы узнали и чему научились за год. | подвести итоги работы за весь курс.
| Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания. |
|
Список литературы для учителя:
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! — М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! — М.: «ВАКО», 2006.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. — Новопавловск, 2007.
для учеников:
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
5. Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.
2