Риторика
Тема: Давайте договоримся
Цель:– познакомить детей с ролью речи в организации совместной деятельности (на примере считалки);– расширить кругозор детей;– познакомить со считалками всего мира.
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знаний | – Кто из вас любит играть? В какие игры?– С чего начинаются многие игры? – Как вы определите, например, при игре в прятки, кому водить? (Предположения детей.)– А давайте я вам кое-что напомню. * * * Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, * * * – Что это за необыкновенные стишки? 1– Как вы думаете, зачем понадобилось их сочинять? 1 3 – Чем мы будем заниматься сегодня на уроке риторики?– На какие вопросы вы хотели бы получить ответ? 3 (Дети прогнозируют проблемные вопросы, учитель направляет их в тему урока.) | Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙ. Открытие нового знания | 1. – Как вы думаете, что значит слово «считалка»? (Слово «считалка» произошло от слова «считать»: считают, кому водить.)– Какие считалки вы знаете? 1– Когда вы ими пользуетесь? 2. – Считалки нужны не только для справедливой организации игры. Ими можно воспользоваться и для решения каких-либо спорных вопросов. Вот как искали выход из сложной ситуации, возникшей при путешествии на воздушном шаре, Незнайка и его друзья:
«Надо посчитаться, кому с парашютом прыгать, – сказал Авоська. –Правильно! – подхватил Сиропчик. – Только всем надо считаться, и толстеньким, и тоненьким, чтоб никому обидно не было. – Ладно, давайте считаться, – согласился Незнайка. Все построились в кружок, и Незнайка принялся считать…» Н.Носов 3. – А вам приходилось справедливо решать спорные вопросы или искать выход из сложной ситуации? 4. Работа в учебнике – Давайте посмотрим, что делают звери на странице учебника. Откройте с. 24.– Как вы догадались, что они считаются? 3 1– Прочитайте считалку о ёжике.– Кто такой «водилка»? – Как ещё можно его назвать?– Прочитайте ещё одну считалку для лесных зверей, она так и называется – «Лесная считалка». 2 Особенностью считалки являются чёткий ритм и громкое произнесение отдельных, наиболее важных слов. Ритм в считалке можно поддерживать по-разному: отсчитывая одно или два слова, часть слова. Главное, чтобы выходило складно, чтобы чувствовался ритм. 5. – А все ли умеют чётко произносить считалки? Ведь говорить надо так, чтобы было ясно, кто будет водить. Потренируемся. К доске выходят несколько учеников, и один из них произносит считалку по своему выбору. 6. – А теперь попробуем посчитать по-разному, используя считалки в учебнике на с. 25. | Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. – Скажите, а любите ли вы театр? – Попробуем превратиться в сказочных героев и разыграть сказку. Но как же нам решить, кто кем будет? (Надо организовать игру, т.е. распределить роли, договориться, как играть.) 1– Видите, мы опять не можем обойтись без речи.– Разыграем сказку «Лиса, заяц и петух», но вначале решим, кто будет лисой, кто зайцем, кто петухом, кто будет говорить за автора.– Сразу три человека хотят быть лисой, пять – зайцем, шесть – петухом, два – автором.– Как же нам справедливо распределить роли? (Нужно посчитаться.)– Давайте выберем считалку. Учитель вместе с детьми выбирает артистов. Инсценируется сказка «Лиса, заяц и петух». – Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика – лубяная; пришла весна-красна – у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. Идёт дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки: – Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь? А зайчик говорит:– Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.– Не плачь, зайчик! – говорят собаки. – Мы её выгоним.– Нет, не выгоните!– Нет, выгоним! Подошли к избёнке:– Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А она им с печи:– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам! Собаки испугались и ушли. Зайчик опять идёт да плачет. Ему навстречу медведь:– О чем, зайчик, плачешь? А зайчик говорит:– Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.– Не плачь, зайчик! – говорит медведь. – Я выгоню её.– Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.– Нет, выгоню! Пошли гнать:– Поди, лиса, вон! А она с печи:– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам! Медведь испугался и ушёл. Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:– Про что, зайчик, плачешь?– Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.– Пойдем, я её выгоню.– Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь.– Нет, выгоню. Подошли к избёнке:– Поди, лиса, вон! А она с печи:– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам! Бык испугался и ушел. Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:– Кукуреку! О чем, зайчик, плачешь?– Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.– Пойдём, я выгоню.– Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты не выгонишь!– Нет, выгоню! Подошли к избёнке:– Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! А она услыхала, испугалась, говорит:– Одеваюсь… Петух опять:– Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! А она говорит:– Шубу надеваю. Петух в третий раз:– Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! Лисица выбежала; он ее зарубил косой-то и стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать. – Получилась ли у нас сказка (игра)? (Получилась, потому что мы знали сказку и договорились, как её играть.) – В какой момент мы могли поссориться? (При распределении ролей.) – Как вы выйдете из такой сложной ситуации, если в жизни столкнётесь с подобной проблемой? 2. – А вот мальчики из рассказа Е. Пермяка тоже хотели поиграть в игру. Послушайте рассказ и подумайте, почему у них не получилось? Е. Пермяк «Бумажный змей» 2 Читаем текст с комментированием в рамках технологии продуктивного чтения. Выделяем слова, которые, на наш взгляд, стоит прокомментировать. – Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер только змей пускать. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. – Почему ребятам не удалось запустить бумажного змея? – Что им для этого надо сделать? – Как бы поступили вы? 1, 2 – У кого из вас была похожая ситуация? – Как вы из неё вышли? |
|
ΙV. Итог урока | – Вспомните, на какие вопросы мы планировали получить ответ на этом уроке? – На какие из них ответили? – Какие остались без ответа? Где или у кого вы можете получить ответ на этот вопрос? – Что нового узнали на уроке? – Что же нужно для того, чтобы организовать дружную работу, игру? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. |
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, так как обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.