Риторика.
Тема: Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
(2 урока)
Цель:
– ознакомить учащихся с несловесными средствами общения;
– научить использовать средства неречевого общения;
– формируем умение уместно использовать изученные несловесные средства при решении риторических задач.
Оборудование: карточки со стихами (см. конспект), по одной на парту.
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знаний | 1. – Чему мы учимся на уроках риторики? – Что важного для себя вы уже узнали? – О чём хотели бы узнать? 2. – Сегодня я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком. Учитель рассказывает сказку без мимики и жестов. Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая. Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А кот был вот такой. Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на забор петух, вытянул шею – вот так – и во всё горло закричал: – Ку-ка-ре-ку! – и важно посмотрел по сторонам. – Я ли не удалец, я ли не молодец? Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею – вот так – и что было силы запищал: – Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец! Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: – Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха! А была лягушка вот такая. Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так. – Смогли вы представить себе цыплёнка, его маму, злого кота, петуха и лягушку? Какие они? 2 – Почему? – Как вы думаете, о какой особенности речи мы будем говорить сегодня?
|
Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
ΙΙ. Открытие нового знания | 1. – Как надо прочитать сказку, чтобы мы смогли хорошо представить себе её героев? – Послушайте сказку ещё раз и внимательно смотрите на меня. Учитель рассказывает сказку, используя выразительные жесты и мимику.
2. – А теперь увидели вы героев сказки, поняли, какие они? – Что же вам помогло их как бы увидеть? 3 – Правильно, когда я рассказывала, мне помогали мои руки. – Кто знает, как называется движение рук, пальцев? (Движения рук, пальцев называют жестами.) – А как называется выражение лица? (Выражение лица – доброе, удивлённое, злое – это мимика.) – Для чего нам необходимы мимика и жесты? (Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собой даже целые слова.
3. Работа в учебнике. 2 1 1) – Рассмотрим рисунок на с. 40. – Придумайте и расскажите продолжение сказки «Цыплёнок». 2) Работа в парах. 3 – Посмотрите в учебник на с. 41 и договоритесь, как вы оформите страничку, затем выполняйте задание вместе. Учебник, с. 41. Дети договариваются, как они будут изображать продолжение сказки.
| |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Распознавание учащимися назначения мимики и жестов учителя: 3 1 1 ● улыбка как знак одобрения; – Представьте ситуацию: вы отвечаете у доски. Учитель кивает вам и улыбается. Как вы думаете, что это означает? ● поднятые брови как знак удивления или недоумения; – А теперь я поднимаю брови. Учитель демонстрирует мимику. ● движение руки вниз – садитесь, вверх – встаньте и т.д. – Какое действие вы совершите, если я подниму руку? – …опущу руку? – А есть мимика и жесты, мешающие пониманию речи? (Ненужная улыбка во время ответа у доски, лишние движения рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц и т.д.)
– Давайте подумаем: какие мимика и жесты сопровождают приветствие? – А прощание? – Благодарность? (Ответы детей.)
2. Работа по учебнику. 1 1 1) – Рассмотрите рисунки на с. 42 и скажите, что обозначает каждый рисунок-символ. – Как художник передал радость, грусть, удивление, страх? 2) – К какому произведению нарисована иллюстрация на с. 42? (– Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э. Успенский?) – Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. – Какой рисунок-символ соответствует каждой ситуации? – Попробуйте сами около каждого рисунка нарисовать нужный символ. 3) – Рассмотрите рисунки на с. 43. Что обозначают мимика и жесты Вини-Пуха и его друзей? – Как вы догадались?
3. Работа в парах. 3 2 2 – У вас на каждой парте лежит карточка со стихотворениями. – Прочитайте стихотворения. Подумайте, какие надо использовать мимику и жесты, чтобы понять содержание произведения. – Договоритесь, кто будет читать произведение, а кто – показывать мимику и жесты, соответствующие стихотворениям. Вариант 1. ЧЕРЕПАХА До болота идти далеко, До болота идти нелегко. «Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги». И на камень лягушки кладут узелок. «Хорошо бы на камне прилечь на часок!» Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил. И они закричали от страха: Это – ЧЕ! Это – РЕ! Это – ПАХА! Это – ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА! (К.Чуковский.) Вариант 2. КИСЛЫЕ СТИХИ Встало солнце кислое, Смотрит – небо скисло, В кислом небе кислое Облако повисло… И спешат несчастные Кислые прохожие, И едят ужасное Кислое мороженое… Даже сахар кислый! Скисло всё варенье! Потому что кислое Было настроение. (Э. Мошковская.)
Вариант 3. ВОРОБУШКИ О чём поют воробушки В последний день зимы? – Мы выжили! – Мы выжили! – Мы живы! Живы мы! (В. Берестов.)
В ручеёчек смотрит лось. Удивляется небось: – Небосвод, Месяц… Лось… И откуда всё взялось? (Н. Кордо.)
Вариант 4 (проза). НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ Гулял заяц по лесу и зонтик нашёл. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами. – З-з-западня, – затрясся заяц, – убегать поздно. Встану-ка я на пенёк под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. Волк потихоньку сзади подходит… И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо. Летит заяц над лесом, смеётся-заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щёлкает, задыхается. – Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал! Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенёк и ждёт, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно! – Ах, козёл! – рычит. – Нелетающий зонт продал! И весь зонт зубами разорвал. (Г. Юдин.)
Прочитанные вслух произведения можно проанализировать по таким примерно вопросам: ● Сумел ли чтец голосом (интонацией) передать настроение, которое испытывал поэт? ● Удачно ли определил чтец громкость, темп, окраску голоса? ● Мимика и жесты соответствовали тому, что произносил чтец?
| Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
|
| ||
ΙV. Итог урока | – Для чего нам необходимы мимика и жесты? 4
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4 – Кто или что вам помогало справиться? – Почему сегодня мы так много работали в парах? 3 – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. |
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.