Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей №1»
г. Салават Республика Башкортостан
Родительское собрание «Семейные традиции»
подготовила
учитель начальных классов
Петрова Елена Алексеевна
г. Салават
2014 г.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ».
Форма проведения: круглый стол.
Цели: поиск новых форм взаимодействия образовательного учреждения с семьей; повышение педагогической культуры родителей.
План проведения
1. Вступительное слово.
2. Круглый стол.
3. Музыкальная пауза.
4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.
5. Обобщение предложений родителей и обсуждение рекомендаций по проведению праздников.
6. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
За неделю раздать приглашения родителям в виде открытки
с темой родительского собрания.
Празднично украсить класс.
Записать на диск ответы детей на вопросы:
— Дети, любите ли вы праздники?
— Какие у вас дома бывают праздники?
— Приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми,
сидеть с ними за одним праздничным столом?
— Что на таком празднике вам больше всего запомнилось?
— Вы любите подарки?
Провести анкетирование родителей «Ваши впечатления
от праздников».
Обобщить результаты анкетирования.
II. Организационный этап
1.Разместить плакаты с надписями:
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери);
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Толстой).
Подготовить столы для проведения собрания.
Оформить тематическую выставку книг и журналов о проведении детских праздников, подборки игр, затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.
III. Этап проведения круглого стола
1. Вступительное слово ведущего
Учитель. Как заметил известный французский писатель Ан-туан де Сент-Экзюпери, «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?
Сегодня на нашем собрании нам предстоит поделиться опытом, поговорить о семейных традициях. Семейные традиции — это не только праздники, хотя именно о них мы будем говорить больше всего, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз — тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.
Если 1 сентября вы с детьми сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с семьей для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 Мая по-особому поздравляете дедушку или соседа-ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.
2. Представление результатов анкетирования родителей
«Ваши впечатления о праздниках»
Учитель. Как вы считаете, нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка?
(Родители высказывают свое мнение.)
Предлагаю вам послушать ответы ваших детей на вопросы «Вы любите домашние праздники?», «Какие бывают у вас праздники?», «Что запомнилось?».
(Просмотр видеозаписи.)
Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка — не то, что для нас, это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если , бы из него выбросить праздники», как писал К. Ушинский. А как по-вашему, праздники помогают в воспитании ребенка?
(Высказывания родителей.)
Ум ребенка развивают загадки, викторины, познавательные игры. В доме праздник — нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить — так труд входит в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку — разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья — это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.
А как быть, если праздник, например ваш день рождения, вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?» Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да (нет)? (Высказывания родителей.)
Мы задавали вашим детям еще такие вопросы: «Дети, приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом? Что на таком празднике всем запомнилось?» Давайте послушаем, что они отвечали. (Просмотр видеозаписи). Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества. Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное — всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:
Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
«Спой, пожалуйста, сынок!»
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
«Пой! — настаивает мама, —
Только стой на стуле прямо!»
Папа шепчет: «Константин,
Спой куплетик! Хоть один!»
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно,
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилась ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
«Ах, певец какой хороший!»
Кто-то просит: Ты, малыш,
Лучше спой «Шумел камыш…»
За столом смеются гости,
И никто не скажет: «Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать».
А бывает, мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие ребята. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что-то рассказывать, когда это выпадает им сделать при игре или по фанту.
В дни рождения, а иногда и в праздники, мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. А какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям? (Обмен опытом.).
Нужно ли дарить их в праздники? Какие? Как дарить подарки в Новый год?
(Высказывания родителей.)
Подарки должны всегда быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, пластинках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскогубцы, отвертку небольших размеров. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, дисков с музыкой и мультфильмами. Конечно, подарки детям — отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарками легко избаловать детей.
Как вы считаете, умеет ли ваш ребенок принимать подарки? Обращаете ли вы внимание на это? Какой из ответов будет ответом вашего ребенка, если ему в подарок принесли игрушку, которая у него уже есть? Вариант 1: развернув подарок и поблагодарив, ребенок говорит: «Я мечтал о такой машинке!» Вариант 2: «Ну, зачем мне такая машинка? У меня уже есть такая!»
(Просмотр видеозаписи с ответами детей на вопросы: «К вам пришли гости, вручили подарки, нужно ли их тут же разворачивать? Что вы скажете, если вдруг вам подарили такую книжку, игрушку, которая у вас уже есть?» Обсуждение вопроса с родителями «Как вручать и принимать подарки».)
Вы готовитесь к празднику, ждете гостей в своем доме. Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Как по-вашему, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего? Что вы уже использовали в своей домашней практике? Как украсить комнату, дом к празднику? Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома — чистота и порядок.
К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения. Украшая стены, окна, потолки, соблюдайте меру. Помните, оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное. Конечно, без цветов праздники — не праздники. По традиции в вазу ставят нечетное количество стеблей. Если нет цветов, можно заменить их осенним, зимним букетом-композицией.
IV. Музыкальная пауза
Игра «Угадай мелодию»;
Музыкальная игра «Караоке со звездами».
V. Обмен родительским опытом о проведении праздников
в семье
Учитель. А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребенка. Вот такая ситуация.
Встретились две мамы, разговорились.
У моего сына через 2 дня будет день рождения, — делилась радо
стью одна из них. — Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов
наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют.
И все? — поинтересовалась собеседница.
А что ты мне еще посоветуешь? Что мне — клоуном перед
ними быть?
Представьте, что такой разговор состоялся между вами и вашей приятельницей. И она спрашивает у вас совета. Что бы вы посовето- вали? Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка? Запомнится ли он детям? Как отмечать день рождения ребенка? Что интересного было в вашей семье?
(Обмен опытом. Может быть использован прием «Поделитесь знаниями». Воспитатель просит родителей рассказать о традициях своей семьи. Затем предлагает придумать новую традицию (или ритуал). Это может быть: ритуал встречи гостей перед началом детского праздника; ритуал поздравления воспитанников группы с днем рождения и т. п. Варианты должны быть предложены всеми участниками родительского собрания и выбран лучший.)
VI. Обобщение предложений родителей и обсуждение
рекомендаций по проведению праздников
Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняй
те детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь,
больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни
рождения отмечать на стене или двери рост ребенка. Пусть он
видит, насколько подрос за год. Неплохо, если в день рождения вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.
Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей
надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте
вместе с ребенком, как пригласить гостей, — это могут быть
затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки
с рисунками детей.
3. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появление сказочного героя -взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки.
VII. Подведение итогов собрания
Учитель. От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех. Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите это скромное проявление доброты в сердце вашего ребенка.
VIII. Принятие решения собрания
При праздновании дней рождений детей обязательно продумывать организацию праздника, совместную с ребенком подготовку игры, конкурсы, разучивание песен, стихов и т. д.
Отправляя ребенка в гости необходимо напомнить о правилах этикета, в гостях, за столом.
Оказывать помощь учителю и школе в организации праздников, по возможности сопровождать их чаепитиями.
Список использованной литературы
1.Совместные праздники для школьников и родителей/ кол. Авторов – 2-е издание. – М.: глобус, 2007.
2. 1. Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград. Учитель, 2007г.
3. Родительское собрание на тему «Проблемы совместной досуговой деятельности родителей и детей». Касьянова Т.В, 2013.
4. С.Михалков. Собр. соч. в 3-х томах. Стихи и сказки
Издательство «Детская литература», Москва, 1970
5. https://pedsovet.su/Галкина И.А.Интерактивная игра «Угадай мелодию»