Родительское собрание во 2 классе на тему: «Читать – это круто! Читать – это классно! Читайте, и время пройдёт не напрасно!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Кожва

г.Печора Республики Коми


Родительское собрание во 2 классе на тему:

«Читать – это круто! Читать – это классно! Читайте, и время пройдёт не напрасно!»



Автор-составитель – Маркевич Лариса Юрьевна

Должность — учитель начальных классов

Образовательное учреждение — МОУ «Средняя

общеобразовательная школа» пгт. Кожва

Адрес школы: 169663 Печорский район,

пос.Кожва, ул. Лесная, д.33

Рабочий телефон: 8-821-42-95-6-43

Домашний адрес: 169663 Печорский район,

пос.Кожва, пер.Торговый, д.21, кв.14

Домашний телефон: 8-821-42-95-7-18


п.Кожва

2013г.



Родительское собрание во 2 классе на тему:

«Читать – это круто! Читать – это классно!

Читайте, и время пройдёт не напрасно!»

Основная задача взрослых — открыть

в ребёнке талант читателя.

С.Я.Маршак

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение данной проблемы.


Задачи:

-познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса;

-вооружить рекомендациями по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной» книги, по возрождению традиции семейного чтения.


Форма проведения: тематическая консультация.


Участники: классный руководитель, заведующая сектором читального зала МБУ «Печорская МЦБС» Библиотека-филиал №4 п.Кожва, родители второклассников.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему: «Читать – это круто!» (среда POWER POINT), тест для родителей «Читательские умения ребёнка», анкета для учащихся «Книга – мой лучший друг», портфолио детей с графиком проверки техники чтения, рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.




Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем собрании.

Предлагаю вам отгадать загадку:

Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нет лап, нет рук,

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет. (Книга.) /СЛАЙД №2/






Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Поэтому наше родительское собрание будет посвящено детскому чтению. Эта тема тесно связана с главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем родителям хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Известный учёный Сергей Капица говорит: «Мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через 10 не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет!» /СЛАЙД №3/

По данным НИИКСИ СПбГУ:

— доля читающих молодых людей снизилась в России с 48% (1991г.) до 28% (2005г.);

-количество людей, прочитавших хотя бы одну книгу в год с 79% (1991г.) до 63% (2005г.);

-в 1991 году ежедневно читали газеты 61%, в 2005 году – 24%;

журналы 16% (1991г.) – 7% (2005г.);

-в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, теперь — только 7%.

Разница, как видим, существенная.

  1. Анкетирование родителей и детей по проблеме собрания.

Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребёнка? Предлагаю выявить это путём нехитрого теста.

Тест «Читательские умения ребёнка».



Вопрос

Варианты ответов

ДА

НЕТ

1.

Любит ли Ваш ребёнок слушать сказки и рассказы?



2.

Способен ли он их пересказать?



3.

Возникает ли у ребёнка желание читать книги самостоятельно?



4.

Вашего ребёнка больше интересует содержание, чем картинки в книге?



5.

Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?



6.

Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?



7.

Пытается ли Ваш ребёнок «писать» собственные рассказы, стихи?



8.

Внимателен ли Ваш ребёнок (в течение 20-40 минут) во время Вашего чтения ему?



9.

Он аккуратно хранит свои любимые книги?



10.

Ваш ребёнок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?



11.

Он понимает смысл большинства сложных слов?



12.

Чтение для Вашего ребёнка приносит удовольствие?



13.

В разговоре он оперирует развёрнутыми неодносложными предложениями?



14.

Ваш ребёнок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своём темпе)?



15.

Ваш ребёнок с радостью учится читать?



16.

Ваш ребёнок знает много стихов и песен?



Итого:



(Обработка результатов.

Если больше «ДА».

Ваш ребёнок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный) период к обучению. Ребёнок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше «НЕТ».

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится – сейчас есть много интересных, а главное – комплексных методик для обучения ребёнка чтению. Сделайте всё правильно – сначала проконсультируйтесь со школьным психологом того учебного заведения, где учится ребёнок, поговорите с педагогами – они, скорее всего, могут дать квалифицированную консультацию по Вашей работе – что и как делать. Обязательно побывайте у логопеда – даже если у ребёнка всё замечательно, то Вам подскажут, как именно ставить речь и обучать произношению звуков. Относительно ребёнка – заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.)

Что же касается наших школьников, то отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. Кто смотрит телевизионную передачу «Умники и умницы», тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков – будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится всё меньше. Зато возрастает процент тех, кто «не тычет в книжку пальчик». Для них чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его ни как средство общекультурного развития, ни как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Всё последующее обучение математике, истории, биологии и т.д.. будет основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Как же обстоят дела с чтением у наших ребят на уроках и после них.

(Анализ анкет учащихся класса.)

Анкета «Книга – мой лучший друг».

1. Что больше всего нравится тебе делать?

а) читать б) играть в) смотреть телевизор /СЛАЙД №4/



2. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

а) да б) нет /СЛАЙД №5/




3. Нравится ли тебе читать книги?

а) да б) нет /СЛАЙД №6/



4. Какие книги ты любишь читать?

а) сказки б) стихи в) рассказы /СЛАЙД №7/




5. Нравится ли тебе получать книги в подарок?

а) да б) нет /СЛАЙД №8/


6. Какую книгу ты сейчас читаешь?

______________________________________________


7. Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?

а) подарили б) взял в библиотеке /СЛАЙД №9/




8. У вас дома много книг?

а) да б) нет /СЛАЙД №10/




9. Читают ли в вашей семье книги вслух?

а) читают б) не читают /СЛАЙД №11/



10. Какие детские журналы выписывает твоя семья?

_____________________________________________ /СЛАЙД №12/





11. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

а) ругают б) хвалят /СЛАЙД №13/


  1. Значение книги в жизни младшего школьника.

Хотелось бы выделить 5 причин, по которым надо читать книги.

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.

Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во время чтения ребёнок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но и думать грамотно. /СЛАЙД №14/

2. Читая книги, ребёнок обогащает словарный запас, развивает память и воображение.

Все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. /СЛАЙД №15/

3. Ребёнок учится сопереживать, развивается эмоционально.

Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать её можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать её. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребёнок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ. /СЛАЙД №16/

4. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.

Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идёт другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Всё это будет требовать эрудиции, творческого мышления. /СЛАЙД №17/

5. Успешность ребёнка в учёбе находится в прямой зависимости от его начитанности.

Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять. /СЛАЙД №18/

Что мешает чтению детей?

ТЕЛЕВИДЕНИЕ.

Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щёлканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Второклассники не могут чётко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относится к тому, что есть на экране.

Если у ребёнка слёзы и капризы

Не берите, мамы, в помощь телевизор.

Малыш не разберётся, что там на экране,

И добрей, и лучше от него не станет.

И не упустите в этой жизни мига:

Покажите детям, что такое КНИГА. /СЛАЙД №19/

КОМПЬЮТЕР.

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через ИНТЕРНЕТ он открыл ребёнку доступ к мировым запасам информации, а с другой стороны – дети играют только в игры, причём самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

Скачет на скакалочке

Соседка наша Аллочка.

Миша в мяч играет ловко,

У него уже сноровка.

За рояль уселась Ира,

Только Вовочка молчит.

За компьютером сидит,

А зачем ему рыбалка?

Мячик, удочка, скакалка?

Он во двор к нам не придёт,

Всё в компьютере найдёт. (Агапова Т.) /СЛАЙД №20/

  1. Как добиться оптимального уровня чтения.

Младшие школьники находятся в том возрасте, когда можно добиться оптимального чтения. Под оптимальным чтением принято подразумевать:

-осмысленность;

-выразительность;

-беглость.

Осмысленность чтения достигается применением упражнений: пересказ текста, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.

Второй аспект, характеризующий оптимальное чтение – это выразительность. Иногда бывает, что ребёнок с выразительной речью читает невыразительно. Это свидетельствует о том, что он либо плохо ориентируется в тексте (использовать многократное чтение), либо у него артикуляционные затруднения (читать в темпе скороговорки). После такой тренировки легко достигается не только выразительность, но и вырастает скорость чтения.

Беглость чтения – очень важная составляющая часть во всём образовательном процессе. Слабоуспевающий ученик, перейдя в старшие классы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться на «авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Только ученики младших классов имеют большой резерв повышения техники чтения. Если будет упущено это время, то некоторые дети не достигнут даже необходимого минимума в 110 слов в минуту к концу 4 класса. Есть ряд технологических приёмов, научно подтверждённых, апробированных, которые помогают овладеть навыками беглого чтения. Вот некоторые из них:

-ежедневные частые тренировки – важна не длительность, а частота;

-самозамеры времени;

-чтение перед сном (Ещё в далёкие времена говорили: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий»).


(Анализ техники чтения по ПОРТФОЛИО ребят.)


Если скорость чтения достигла 40-50 слов в минуту и дальше не растёт, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10-15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.


  1. Возрождение традиции семейного чтения.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех её членов.

Можно выделить 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьёй.

1. Семейное чтение способствует привитию ребёнку любви к чтению без принуждения.

Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

2. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи.

Читайте сами. Если ребёнок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него появится любовь к чтению? /СЛАЙД №21/

3. Чтение ребёнком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения.

Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок.

4. Ребёнок может спросить взрослого о непонятных местах в книге, задать вопросы по прочитанному.

Это повышает у ребёнка авторитет родителей.

5. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребёнка, познать мир его интересов. /СЛАЙД №22/

На родительских курсах одна мать поделилась тем, как ей удалось пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына.

«Вова не очень любил читать, ленился. Ему было трудно, читал он медленно. А из-за того, что мало читал, не мог научиться читать быстро. Вот и получалось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Обычно договаривались, что закончим пораньше все свои дела, и я ему почитаю. Он забирался в кровать и с нетерпением ждал, когда я приду. Читали – и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: «Мамочка, ну, пожалуйста, ну ещё одну страничку!» А мне и самой интересно … Тогда договаривались твёрдо: ещё пять минут и всё. Конечно, следующего вечера он очень ждал. А иногда и не мог дождаться, дочитывал рассказ до конца сам, особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне тогда говорил: «Прочти обязательно!» Ну, я, конечно, старалась дочитать одна, а вместе новый рассказ начинали. И вот, знаете, так постепенно он начал сам брать книгу в руки, и теперь, его и не оторвёшь!»

Хорошо бы с этого момента и на всю жизнь ребёнку открылось чтение без принуждения, чтение с увлечением, иными словами, радостное чтение.

Чтение – это труд. Но этот труд должен стать для детей желанным и радостным сейчас, когда он опустил глаза в книгу.

Поощряйте ребёнка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим.

Книги, которые предлагаются детям для самостоятельного изучения, должны быть тщательно подобраны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя. Об этом более подробно нам расскажет ….

  1. Выступление заведующей сектором читального зала МБУ «Печорская МЦБС» Библиотека-филиал №4 п.Кожва.

  1. Копилка родительского опыта.

(Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у детей. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию.)

Рекомендации родителям

по развитию читательского интереса у детей.

  • Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  • Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  • Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

  • Если Вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

  • Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.

  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

  • Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы, это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


  1. Подведение итогов родительского собрания.

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к чтению, поставим перед собой следующие задачи:

-читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторы, слова-паразиты;

-в обращении с ребёнком помнить народную мудрость: «Кто не возьмёт лаской – не возьмёт строгостью». Каждая семья найдёт время и возможности для семейного чтения;

-по возможности выписать детские журналы и приучать детей их читать;

-держать связь с библиотекой;

-систематически контролировать выполнение домашних заданий по устным предметам (литературное чтение, окружающий мир);

-следить за тем, чтобы у ребёнка каждый день в портфеле была художественная книга, которую он будет читать на пятиминутке;

-познакомиться с лучшими книгами для чтения детей, а также отыскать рецензии на новые удачные детские книги на сайтах:

«БиблиоГид» — http://www.bibliogid.ru;

«Книжное обозрение» — http://www.knigoboz.ru.

И в заключение хочется сказать: «Пусть наши совместные старания, силы, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье. /СЛАЙД №23/


Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём …

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет –

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу. (Н.Найдёнова «Мой друг».)

  1. Рефлексия.


Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть родительского собрания в баллах:


— довольны – 3 б.

— частично довольны – 2 б.

— не довольны – 0 б.


  1. Беседа по теме.

  2. Презентация.

  3. Выступление заведующей сектором читального зала.

  4. Рефлексия.

  5. Рекомендации – памятки.

  6. Было ли у Вас желание участвовать в разговоре? Почему?

  7. Ваши предложения и пожелания.


Используемая литература и материалы ИНТЕРНЕТ:

  1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в 1-2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004г.

  2. Варенька О.П. Родительские собрания: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008г.

  3. Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007г.

  4. http://nsportal.ru Исаева Н.И. Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников».

  5. http://zavuch.info Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку стать читателем».

  6. http://elenasadigova.ucoz.ru Родительское собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка».

  7. http://edu.cap.ru Павлова Т.А. Родительское собрание «Как привить любовь к чтению».

  8. http://prodlenka.org Онаприенко Л.В. Родительское собрание «Роль чтения в жизни ребёнка».

  9. http://myshared.ru Презентация «Поговорим о детском чтении».

  10. http://irina40.jimdo.com Родительское собрание «О воспитании у детей интереса к чтению».

  11. http://pomochnikvsem.ru Кулькина Л. Родительское собрание «Книга как фактор развития интеллектуальных умений ребёнка».

  12. http://lib.herzen.spb.ru Воронцов А.А. Чтение как социальная проблема.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Вахта Памяти. 9 мая"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: