Самоанализ внеклассного мероприятия
«О том, что забывать нельзя!»
(70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается…)
Подготовила и провела с учащимися 8А класса МБОУ «СОШ №21 с. Семеновка
г. Йошкар-Олы» 19 февраля 2015 года учитель истории Пирогова Л. В.
Патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма.
Огромный потенциал в духовно-нравственном и патриотическом воспитании имеет тема войны.
Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по патриотическому воспитанию детей в основной школе.
Форма занятия: выступление агитбригады.
Оно может быть использовано как внеклассное мероприятие в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию, к Дню узников концлагерей, который ежегодно отмечается 11 апреля, а также к Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учащихся, эффективность и продуктивность внеурочной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся лучше раскрыть свои способности, «раскрепостить» поведение.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся.
Цель данного мероприятия:
развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества
Задачи:
рассказать о трагической странице истории нашей страны, о жертвах гитлеровского фашизма в концлагерях;
узнать, кто из наших земляков побывал в фашистском плену;
показать детям:
— бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;
— примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях — предмет для гордости и подражания;
— примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни;
и как следствие — формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностного осмысления трагических событий Великой Отечественной войны;
К этому мероприятию велась большая подготовительная работа. На протяжении нескольких классных часов мы с учащимися говорили о Великой Отечественной войне, я рассказала ребятам о судьбе узников концлагерей, мы вместе искали материал о наших земляках, попавших в фашистский плен.
Меня порадовало то, что при подготовке к данному мероприятию родители обучащихся оказали большую помощь: помогли при отборе содержания материала, пошили костюмы, давали советы, делились своими знаниями о войне. Был даже звонок на Украину: у Огорелышевой Марины там живет прабабушка, которая находилась в оккупации в годы войны.
Сценарий сопровождается мультимедийным приложением: презентация с фотографиями, песни о Великой Отечественной войне. Комплексное воздействие звукового сопровождения и средств визуализации, способствует повышению эмоциональной окраски восприятия, заставляет сопереживать происходящему, вызывая у детей чувства и эмоции, позволяющие лучше понять, прочувствовать и осмыслить события прошедшей войны.
При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты:
— форма проведения: был отобран краткий, но в тоже время глубокий материал;
— был соблюден регламент выступления (не более 15 минут);
— задействовали аудиовизуальные средства наглядности: подготовлена презентация;
— использовались костюмы.
На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута: на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать об этой странице истории нашей страны.
Следующим шагом в работе с классом должно стать выступление с данной темой на город.
Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Цель мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать.
Из исследовательской работы «Юность, опаленная войной», мы узнали о судьбе Зинаиды Ефимовны Батановой ( Гречко) – узнице концлагерей Равенсбрюк и Бухенвальд. Зинаида Ефимовна родилась 5 апреля 1922 года в Харьковской области на Украине. В марте 1942 года она была насильственно вывезена в Германию. Там она попала в больницу Красного креста для иностранцев. За невыполнение жестоких приказов начальства и за связь с военнопленными ее отправили в штрафной лагерь «Броншвай», а оттуда в концентрационный лагерь «Равенсбрюк».
В лагере «Равенсбрюк» вместе с другими она работала на стройке в подземелье: на тачках вывозили землю, а обратно кирпич, цемент. Через полгода ее отправили в другой лагерь – Бухенвальд. Здесь при самом плохом питании заключенных принуждали к тяжелейшему труду на огромной стройке. Каждый миг их жизни был расписан и подконтролен.
После освобождения Зинаида Ефимовна попала в советскую воинскую часть к связистам. Там она познакомилась со своим будущим мужем – Марковым Ксенофонтом Федоровичем, уроженцем Горномарийского района Марийской АССР. В 1946 году молодая семья переехала в Марийскую АССР. Здесь Зинаида Ефимовна работала на валяльной фабрике, бухгалтером, продавцом. Но жизнь с Ксенофонтом Федоровичем не сложилась. С другим мужем — Батановым Иваном Петровичем — Зинаида Ефимовна прожила 36 лет. В 1975 году вышла на заслуженный отдых.
Пройдя через ад, Зинаида Ефимовна осталась Человеком. И в мирной жизни она сделала много полезного: об этом говорят ее почти сорокалетний труд и множество заслуженных наград.
Ветераны войны стареют, уходят из жизни. Молодое поколение должно знать трагическую, но героическую историю нашего народа. Мы должны знать о преступлениях гитлеровского фашизма против человечества, чтобы не пережить это вновь!