Сценарий к мероприятию «Есть слова по страшнее, чем порох!»

Сценарий к мероприятию

«Есть слова по страшнее, чем порох


Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

Оборудование: мультимедиа, плакаты с цитатами, высказываниями, плакаты по теме, подборка книг «О культуре поведения и общения».


Ход мероприятия:


1 ведущий: Здравствуйте ребята! У нас сегодня мероприятие на тему «Есть слова по страшнее, чем порох!»

Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен».

Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой, грубый!».

Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.
2 ведущий: Культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек.

Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться. 
Как вы думаете, почему в школе учителя заставляли нас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?
 




1 ведущий: Совершенно правильно, на литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать? Они овладели культурой речи.


стихотворение «Родное слово».



Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело»-
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомниться наречие «светло» —
И увидишь: солнышко взошло,
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»
Пред тобою – сразу вся Россия!



2 ведущий: Что же такое культура речи?
Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.

1 ведущий: Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое язык?

Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, .С.Тургенева,

Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка. 

2 ведущий: Язык — это история народа.

Язык – это путь цивилизации и культуры.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И.Куприн)
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
(М.Горький)

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н.Толстой)

1 ведущий: На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.
Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» — слова всем известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Свежие документы:  Конспект урока по логике в средней группе "В гостях у Мухи-Цокотухи"


2 ведущий: Что значит любить, «беречь» свой язык?

  • Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правиль-

ным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.


  • Родной язык – это оружие в борьбе за знание. Будешь хорошо владеть русским

языком – будешь правильно и ясно отвечать на уроках.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление о его грамотности, начитанности, культуре.


1 ведущий: Ребёнок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстаётся на протяжении всей жизни. Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинение определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

2 ведущий: Сегодня «матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство.

Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

1 Ведущий: Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Еще Сене писал «Речь- это показатель ума».


2 ведущий: не секрет, что в наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».

. 

1 ведущий: Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только восприни-мает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основ-ном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1 ученик: Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по элек-тромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, по-добно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырож-дению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

2 ученик: Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

3 ученик: Со скверными словами связано еще одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время, как в России эти заболевания существуют. Самым важным и научно подтверждённым является то, что “мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет. Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

4 ученик: Ученые пришли к выводу: при помощи словесных мыслеобразов человек создает или, напротив, разрушает свой наследственный аппарат. Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как выражающих матерщину, так и услышавших ее, даже просто случайных прохожих.

Сквернословие — это первый шаг к растлению, а отсюда открыт шаг и к более тяжким преступлениям. И не нужно искать виновников разрушения духовной нашей нации где-то на стороне: ведь это мы сами, отвергнув православный образ жизни, дали над собой власть бесовским силам. Ведь это мы сами заражаем все вокруг себя вирусом этой болезни, это мы каждодневно вливаем яд сквернословия в сердца своих ближних, сеем плевелы зла в сердца подростков. Семена эти, прорастая в нас терниями, заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. В Христианстве говорят – «Не важно, что входит в рот человека, главное — что выходит». Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека.


1 ведущий: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разруши-

тельная сила.

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду.

Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их слова в общественных местах. Скорее всего, из чувства самосохранения. Давно уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии.
Как же помочь «великому и могучему» русскому языку выжить, сохранить его?

Давайте с вами повторим: основные правила по культуре речи.


Основные правила по культуре речи:

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
2. Говори только о том, что знаешь.
3. Не спеши высказывать свои мысли.
 Помни, что говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь.
4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6. Не говори быстро, не проглатывай слова.
7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
9. Не давай кличек своим товарищам.


Запомни эти правила и выполняй их!

СТИХ «Есть слова по страшнее, чем порох»


Есть слова по страшнее, чем порох,
     Чем снаряд над окопными рвами
     Я советую людям при ссорах
     Осторожнее быть со словами.
     Мир устроен на этой основе,
     И достаточно, в общем, серьёзно:
     О любом опрометчивом слове
     Пожалеете рано иль поздно
     Вы к словам проявляйте терпение,
     Не берите в расчёт кривотолков.
     Ведь от них остаются раненья,
     Как от мелких, но острых осколков.

М. Матусовский

2 ведущий: Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.






СТИХ «Пожелание друзьям»


Ю.Трифонову 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.  
Высокопарных слов не стоит опасаться.  
Давайте говорить друг другу комплименты —
ведь это все любви счастливые моменты. 

Давайте горевать и плакать откровенно,  
то вместе, то поврозь, а то попеременно.  
Не нужно придавать значения злословью —
поскольку грусть всегда соседствует с любовью. 

Давайте понимать друг друга с полуслова,  
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.  
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —  
тем более, что жизнь короткая такая. 

1975


1 ведущий: На этом наше мероприятие «Вирус сквернословия» заканчивается, и мы хотели бы ещё раз вам пожелать любить свой родной язык, учиться думать, анализировать свою речь, учится красиво говорить, грамотно, не употребляя нецензурных слов. Еще Сократ писал «Каков человек, такова его речь!».

2 ведущий: Всем спасибо! До новых встреч!



Свежие документы:  Сценарий спектакля «Барышня- крестьянка» по произведению А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: